2 класс
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Носкова Крестина Александровна

конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_o_chastyakh_rechi.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Носкова Кристина Александровна

Челябинская область, с. Злоказово

МБОУ ЗСОШ

Учитель начальных классов

План – конспект

Урока поучебнику «Русский язык. 2 класс»

Авторы: Горецкий В.Г.,  Канакина В.П.

Тема: «Обобщение знаний о частях речи»

Время реализации урока: 40 минут.

Цель темы

Закрепить умение распознавать части речи

Предметные умения

УДД

Закрепить умение распознавать части речи, закрепить знание грамматических признаков частей речи; активизировать словарный запас учащихся.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнениея действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания  о частях речи; закрепить умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные

  Формировать представления об основных грамматических признаках   существительных, прилагательных, глаголов.

1 этап. Мотивация к деятельности

Цель: мотивировать учащихся на урок.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок –

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ли правильно глядят?

- Сегодня на уроке мы отправимся в сказку, а в какую вы узнаете сами.

(зачитывается учителем)

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у них было три сына, удальцы такие, что ни в сказке сказать ни пером описать. Младшего звали Иван-царевич. Как стали сыновья на возрасте, собрал их царь и говорит: «Вот, что сынки, пора вам жениться, возьмите каждый по стеле, выходите в чистое поле, натяните тугие луки и стреляйте в разные стороны. Куда, чья стрела упадет, там и ищите себе жену».

- Скажите, ребята, что это за сказка? (Царевна-лягушка)

- А кто знает автора этой сказки? (Русская народная сказка)

- Верно, в библиотеке есть много книг со сказками. Читайте сказки, ведь на них выросло не одно поколение.

- Ребята, скажите, о чем попросил своих сыновей царь? (Найти жену)

- А что сделали сыновья? (Пустили стрелы)

- Правильно, вот и мы отправимся вместе с царевичами и поможем им найти своих невест. И конечно повторим все, что знаем о частях речи.

- А какие качества нам понадобятся?

- В нашем путешествии нам понадобится: ум, внимание, сообразительность, наблюдательность, умение слушать и слышать. Но для начала давайте узнаем, как их зовут.

- А сейчас работа в паре, на каждой парте лежат разрезанные слова, вам нужно собрать слово.

1 ряд – существительное

2 ряд – прилагательное

3 ряд – глагол

- Какие слова получились?

- Верно, убрали на край стола.

2 этап. Актуализация знаний учащихся

Цель: актуализировать знания и умения учащихся распознавать части речи.

Рефлексия

- Итак, в путь. Стрела старшего брата упала на боярский двор. Но, чтобы туда войти мы должны выполнить задание.

- Прочитайте слова, записанные на доске.

Дудки

Грибки

Берёза

Весна

- Скажите, что общего у этих слов? (они существительные)

- Кто уже догадался, как зовут боярскую дочь? (Существительное)

(на доске карточка Существительное)

- Что такое имя существительное? (правило)

- Какие бывают существительные? (по родам: мужского, женского, среднего рода; единственного и множественного числа; одушевленные и неодушевленные)

- Совершенно верно. Какое из этих слов лишнее? (Весна)

- Почему? (безударная гласная -е-)

- открыли тетради, записали число. Составьте предложение со словом весна.

(у доски работает один учащиеся, разбирает предложение по составу)

Наступила ранняя весна.

- Молодцы, справились с заданием. И нашли невесту старшему брату. Отправляемся дальше искать невесту среднему брату. Его стрела попала на купеческий двор. Здесь нам тоже придется выполнить задание – словарная работа.

- Записываем в тетради Словарь. Сейчас мы будем записывать словарные слова, но не просто записывать, а подбирать к ним глаголы в прошедшем времени.

Загадки:

  • Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.     (медведь лакомился)

  • Пьет бензин как молоко

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно с ней?     (машина уехала)

  • Голодная мычит,

Сытая жует,

Всем ребятам молоко дает.     (корова мычала)

  • С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.    (собака лаяла)

  • Окраской – сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипотливая –

Известная персона

Кто она?  (ворона улетела)

- Давайте, проверим у кого какие словосочетания получились?    (проверка)

- Что мы подбирали к словарным словам?     (глаголы)

- правильно, так как зовут купеческую дочь? (Глагол)

(карточка на доске Глагол)

- Что такое глагол?   (правило)

- Глаголы, какого времени мы подбирали? (прошедшего)

- Ребята, скажите глаголы, какого времени еще есть в русском языке? (настоящего и будущего времени)

- Ну вот мы на купеческом дворе, нам осталось описать купеческую дочь при помощи глаголов. Что делает купеческая дочь? (шьет, стирает, готовит, вышивает……)

- А сейчас давайте отдохнем.   (физкультминутка)

- Нашли мы и невесту среднему брату, осталось помочь младшему Иван-царевичу.

- Кто уже догадался, как же зовут невесту? (Прилагательное)

(карточка на доске Прилагательное)

- У него стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Отправился Иван-царевич ее искать. Нашел в лесу на болоте. Видит стрелу держит лягушка.

(на доске изображение лягушки)

Удивился Иван-царевич, хотел забрать, да не тут-то было. Отдаст лягушка стрелу после выполненного задания. Поможем ему справиться?

- Что вы знаете о прилагательном? (правило)

- теперь вам нужно самостоятельно выполнить задание на карточке у каждого они лежат на парте.

(коллективная проверка)

- Что помогло вам отгадать название предметов, какая часть речи? (Существительное)

- С какой частью речи согласуется?

- Иван-царевич получил стрелу, но не поймет, где же его невеста?

- Что вы можете ему ответить?

- Мы должны расколдовать ее. Выполнив следующее задание. Заменить имя прилагательное словами, противоположными по значению. Как называют такие слова? (антонимы)

  • Трусливый заяц (смелый)
  • Слабый мороз (сильный)
  • Старое пальто (новое)
  • Щедрый человек (жадный)
  • Низкое дерево (высокое)

- Молодцы, а сейчас игра «День-ночь», закрыли глаза.

(изображение лягушки меняется на принцессу)

- Расколдовали мы лягушку и она оказалась принцессой. Откройте глаза. Опишите ее при помощи прилагательных.

- Молодцы, какие части речи повторяли на уроке?  

(если останется время!

- Чтобы всем братьям вернуться домой и показать невест царю, мы выполним последнее задание страница учебника 119 упражнение 4)

- А братья возвратились домой и жили долго и счастливо. Семья у них была крепкая и дружная, такая же, как наш дружный класс. И любые препятствия нам нипочем.

Царевичи за вашу помощь говорят спасибо и прислали гонцов с подарками.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...