Урок русского языка в 4 классе "Морфологический разбор глагола"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
В уроке представлена подробная схема морфологического разбора глагола. Можно использовать на уроках русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_razbor_glagola.rar | 749.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект образовательного мероприятия с использованием технологии модерации и АМО
(активных методов обучения)
Организационная информация | ||||
Автор урока | Суслова Елена Анатольевна, учитель начальных классов (учитель русского языка и литературы основной школы) | |||
Образовательное учреждение | ГБОУ СОШ №1 города Кинеля | |||
Республика, край | Самарская область | |||
Город, поселение | Город Кинель | |||
Предмет | Русский язык | |||
Класс, профиль класса | 4 класс общеобразовательной школы | |||
Методическая информация | ||||
Тема урока | «Морфологический разбор глагола» | |||
Авторы учебника, по которому ведется обучение | Иванов С. В. | |||
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующими уроками) | Урок получения новых знаний. Вводный урок по данной теме. Система обучения Н.Ф.Виноградовой. | |||
Краткая характеристика класса | В классе 26 учащихся, из них 14 девочек и 12 мальчиков. Отличников – 6 человек, хорошистов – 10 человек, 2 человека с ОВЗ (ЗПР, ОНР). В целом активный класс, работоспособность высокая. Эмоциональный фон в классе стабилен, несмотря на большое количество лидеров. В результате этого постоянная (заранее запланированная) смена лидеров в группах. | |||
Цель урока | Систематизация знаний морфологических и грамматических признаков глагола. | |||
Задачи урока |
| |||
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока | Части речи, имя существительное, имя прилагательное, род, число, падеж, начальная форма глагола (инфинитив), постоянные признаки ( вид глагола (совершенный и несовершенный), спряжение; непостоянные признаки (наклонение: изъявительное, повелительное, условное) число, лицо, род; члены предложения. | |||
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс | Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам. Метапредметные УУД: 1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока. 2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий 3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, интерактивная доска, индивидуальные карточки, цветок «Ромашка» | |||
Подробный конспект урока | ||||
Этапы урока | Время, продолжительность | Подробное описание АМО | Описание действий участников образовательного процесса | Примечание |
Инициализация | 2 мин. | АМО начала урока - «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздороваемся локтями» Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 мин. Проведение: дети должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Оценка результата: Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками |
-Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения, поделимся им друг с другом. Встанем в круг. | |
Вхождение или погружение в тему | 1 мин. |
Тема урока сегодня: «Морфологический разбор глагола». - О чем нам говорят эти слова? -С чем нам придется сегодня столкнуться? -Что надо знать для этого? | Включается презентация к уроку. Слайд 1. | |
Формирование ожиданий учеников | 3 мин. | АМО «Дерево ожиданий» Цель: систематизация целей, пожеланий, опасений. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 3-5 мин. Необходимые материалы: карточки в форме листочков, цветные маркеры. Проведение: Учащимся заранее раздаются вырезанные из бумаги карточки в форме листиков. На них им предлагается более четко определить, что они ожидают от урока, чего опасаются. Оценка результата: Систематизируются цели, пожелания, опасения и подводятся итоги. |
- Ребята, посмотрите на свои листочки. Запишите на светлых сторонах, что вы ожидаете от урока, чему хотите научиться, а на тёмных то, чего опасаетесь, чего боитесь, что может не получиться. (Учащиеся записывают на листочках ответы и прикрепляют на нарисованное дерево). | |
Проработка содержания темы | 5 мин. | АМО «Ульи» Цель: обобщение итогов работы в группах Участники: все обучающиеся. Время проведения: 20мин. Необходимые материалы: доска, мел. Проведение: Доска делится на три части – три улья, в которых фиксируются результаты деятельности учащихся. Важно: со стороны учителя отслеживать честное отношение ко всем участникам процесса. Оценка результатов: Эмоциональное «подстёгивание» отстающих, наглядное представление достижений. |
1) Задача: выявить общее алгоритмов. - Итак, что предполагает собой любой разбор? (Определённую последовательность действий). - Сейчас в группах вы должны вспомнить последовательность морфологического разбора имени существительного и имени прилагательного. Выполнять это вы будете с помощью «Ульев». - Итак, общее для морфологических разборов: 1. Определение части речи. 2. Определение начальной формы слова и его постоянных признаков. 3. Определение непостоянных признаков. 4. Определение роли слова как члена предложения. | Слайд 2 |
Эмоциональная разрядка | 1 мин. через каждые 15 мин. в течение урока | АМО «физ.минутки» - «Мы – веселые мартышки», «Моль», «МЫ по лучику гуляем». Цель: восстановление всех систем организма. Время проведения: 1-2 мин. Необходимые материалы: Веселая, бодрая музыка на мп3 носителях. Проведение: дети читают стихотворение и выполняют различные движения по тексту стихотворения, вместо стихотворений может быть музыкальное сопровождение, когда ребята рисуют, воображают картины природы. Оценка результата: быстрое снятие утомления, восстановление умственных и физических способностей. |
Под музыку выполняем движения, проговариваем слова: Мы – весёлые мартышки! Мы играем громко слишком! Мы ногами топаем, Мы руками хлопаем! Надуваем щечки, скачем на носочках, И друг другу даже язычки покажем! Дружно прыгнем к потолку, Пальцы поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке! Шире рот откроем – гримасы всем состроим! Как скажу я цифру «Три», Все с гримасами замри! Один, два, три!!! | |
Проработка содержания темы | 8 мин. | АМО «Ульи» Цель: обобщение итогов работы в группах Участники: все обучающиеся. Время проведения: 20мин. Необходимые материалы: доска, мел. Проведение: Доска делится на три части – три улья, в которых фиксируются результаты деятельности учащихся. Важно: со стороны учителя отслеживать честное отношение ко всем участникам процесса. Оценка результатов: Эмоциональное «подстёгивание» отстающих, наглядное представление достижений. | 2)Задача: составить алгоритм морфологического разбора глагола. -Теперь составим алгоритм морфологического разбора глагола. В группах вспоминаем, какие признаки глаголов являются постоянными, а какие непостоянными. - Вспомните, как называется начальная форма глагола? (Неопределенная форма или инфинитив) На доске: Постоянные признаки: Вид глагола (совершенный или несовершенный), спряжение. Непостоянные признаки: Наклонение (изъявительное, повелительное, условное), У глаголов изъяв.накл. – время, если прошедшее – род, число, если настоящее или будущее – лицо, число У глаголов условного наклонения род и число, а у глаголов повелительного наклонения – число. | Слайд 3, 4 |
Работа с учебником | 8 мин. |
Задача: применить на практике составленный алгоритм. Морфологический разбор глаголов. Учебник стр.43 упражнение 1. 1 . (Что сделал?) уснул – глагол. 2. Н.ф. – уснуть. 3. Постоянные признаки: совершенный вид, 1 спряжение. 4. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, мужской род, ед.ч. 5. (Что сделал?) уснул – в предложении является сказуемым. Глаголы раскололо, замирает, висят разбирают группы, затем на доске представитель от группы пишет разбор.
| Самопроверка по слайду 5. | |
Подведение итогов (рефлексия, оценка урока) | 5 мин. | АМО «Ромашка» Цель: эффективное подведение итогов урока. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 мин. Необходимые материалы: доска, мел, 3 цветка из цветной бумаги – ромашка. Проведение: дети отрывают лепестки ромашки, по кругу в группе передают разноцветные лепестки и отвечают на вопросы, относящиеся к уроку, к целям. Оценка результатов: этап позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить особое внимание на следующем уроке. | Вопросы:
| |
Подведение итогов (рефлексия, оценка урока) | 5 мин. | АМО «Дерево ожиданий» |
Задача: анализ своих возможностей. - Давайте посмотрим, что же получилось у нас на уроке. Оправдались ли ваши ожидания и опасения. Забираем листочки и анализируем. Чьи мнения совпали с подученными результатами? | |
Дополнительная информация | ||||
Результативность урока, его методическая ценность (возможность использования урока другими учителями) | Уроки с использованием АМО интересны не только учащимся, но и учителям, так как позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную и другие виды деятельности. Данный урок разработан в соответствии с новыми образовательными стандартами. Думаю, коллегам пригодится мой опыт. | |||
Авторские АМО, используемые на уроке | «МЫ по лучику гуляем» | |||
Полученные результаты урока | Высокий эмоциональный подъем, желание некоторых ребят скорректировать пробелы в знаниях, качественное закрепление пройденного материала | |||
Анализ и оценка учителем апробации урока, построенного на основе технологии модерации и с применением АМО | Ранее в задумках урок уже существовал, но как сделать его более интересным, как добавить эмоциональной окраски, заинтересованности, как увидеть деятельность каждого ребенка? Вот тут и помогли технологии модерации и АМО. У каждого учителя со стажем таких методов достаточно. Сейчас можно методически правильно к ним подойти, и уже применять в системе, а это очень важно. | |||
Приложения к уроку | Презентация Microsoft PowerPoint (Офис - 2007) | |||
Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач урока | «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - Д.А.Медведев.( Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение) от 12.11.2009г.) АМО и технология модерации дает возможность уже самым маленьким участникам образовательного процесса гордиться своими, пусть небольшими, но достижениями, провоцируя тем самым на дальнейшее исследование своих возможностей. | |||
Использованная литература, источники информации | Вернер Л.Г. «Применение активных методов работы на уроках в начальной школе», Д.А.Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение) от 12.11.2009г. «Активные методы обучения». Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/ | |||
Примечания автора | В нашей школе осуществляется преемственность между начальным и средним звеном обучения. Поэтому решили показать урок, который максимально приближен к обучению в среднем звене, его можно использовать при обучении русскому языку в 5 классе. Спасибо за конкурс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»
Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...
Урок русского языка "Виды грамматических разборов".
Виды грамматических разборов. Урок русского языка. 3 класс. УМК-любой...
Урок русского языка по теме:"Число глагола. Изменение глагола по числам" 3 класс УМК "Школа России"
Урок разработан для 3 класса с применением ИКТ....
Урок русского языка по теме "Разбор по членам простого предложения"
Урок русского языка по теме "Разбор по членам простого предложения"...
Урок русского языка. 3 класс. Разбор слова по составу.
Конспект урока русского языка в 3 классе. Программа "Начальная школа XXI века". Урок поможет просто и доступно поработать над упражнением в разборе слов по составу....
Урок русского языка : "Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов"
Урок- путешествие. Русский язык в 4 классе по БунеевуР. Н....
Конспект урока по русскому языку по теме «Разбор глагола по составу»
Урок русского языка по теме "Разбор глагола по составу" в соответствии с ФГОС....