урок по русскому языку в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Мохова Ольга Игорьевна

конспект открытого урока по ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgos_imya_prilagatelnoe_3_klass.rar1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс  конспектов уроков «Мой лучший урок по ФГОС»

Технологическая карта

 

Организационная информация

Тема урока

Имя прилагательное.

Предмет

Русский язык

Класс

3

Программа

«Начальная школа 21 века»

Автор урока (ФИО, должность)

Мохова Ольга Игорьевна, учитель  начальных классов первой категории

Образовательное учреждение

МБОУ Северная СОШ ,Варнавинский район ,Нижегородская область

Методическая информация

Тип урока

Урок открытия нового знания (урок-исследование)

Базовая технология

Проблемно-диалогическая

Межпредметные связи  

Русский язык                          

Литературное чтение    

Окружающий     мир

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Цели урока

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

 Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.

Задачи урока

  • провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;
  • выявить особенности изменения имен прилагательных;
  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
  • продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся будут уметь классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным.

Ресурсы

Учебник «Русский язык», ч. 2, с.88-92, С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.

Презентация Microsoft Office PowerPoint ,

Видео (MP4) (.mp4)-«Весна» и др.

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, требований стандарта  второго поколения.

 Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание "ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися.

На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:


• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);

• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);


• проблемное обучение (частично – поисковое).


             Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой,  творческими заданиями группового характера, самостоятельными выводами в конце урока.

Подробный конспект урока

п/п

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

                Организационный

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Первый лучик, нежный лучик,
Он заглянет к нам в оконце.
Принесет в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.

- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.

Обучающиеся настраиваются на работу.

2.

Актуализация опорных знаний

Предметные:

- правильно выделять имена прилагательные из ряда слов.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

 - Начинаем урок русского языка.

-  Посмотрите на экран, какое задание вы бы  предложили выполнить с данными словами:

Март , солнце, травка, голубая, весна, проталинка.

 

-Почему именно это слово лишнее?

-Сформулируйте тему урока.

-Тема нашего урока: Имя прилагательное.

 

Можно найти лишнее слово.

-голубая.

-Так как все другие слова-имена существительные.

- Имя прилагательное.

3.

Постановка учебной проблемы

Предметные:

- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

- задавать вопросы к именам прилагательным.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

- Почему на данный момент вы уже можете выделить из группы слов прилагательные?

-Что вы уже знаете об имени прилагательном?

- Что-то  еще необходимо узнать?

- Изучая эту часть речи  в 3 классе ты узнаешь:

( чтение в учебнике)

           Какие признаки предметов называет имя прилагательное

Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные,

         Почему можно сказать красив, хорош, умен, но нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен,

         Как образуются имена прилагательные и какими членами предложения они обычно бывают.

-Так как мы немного познакомились с этой частью речи во 2 классе.

- Это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё?

- Возможно.

-Чтение детьми рубрики.

        

 

4.

Формулирование проблемы,  планирование

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

- Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Давайте определим задачи нашего урока:

  • определить особенности имени прилагательного как части речи;
  • установить, как оно изменяется.

           - Я предлагаю вам посмотреть музыкальный клип «Весна»  и «увидеть» в этом фильме имена прилагательные. Запишите их с вопросами в тетрадь.

          - Если вам это задание кажется трудным, то возьмите текст  «Весна» и попробуйте в нём найти прилагательные, выпишите их в тетрадь с вопросами.

(работа в парах)

Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками листиками деревьев.

           Беспокойна весенняя погода, яростно борется тепло с холодом. Но как только эта борьба закончится победой тепла, начнется весенняя капель.
Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы – сережки на деревьях.

(Проверка)

физминутка

- То, что еще мы не знаем о имени прилагательном.

-Высказывание детей.

-Выполнение задания детьми устно и письменно. Выделение прилагательных из текста с опорой на известные ученикам вопросы.

5.

Открытие нового знания

Предметные:

- уметь определять, значение имён прилагательных;

- учиться выяснять значение новых слов;

- учиться находить связь между существительным и прилагательным.

- Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи. Почему?

Прилагательное по частоте употребления занимают третье место после глагола и после существительных.

Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, прилагательных около 2300.

Наблюдение над значением прилагательных.

- Прочитайте отрывки стихотворений известных поэтов и найдите в них: (работа в парах или в мини-группах).

Прилагательные, которые помогают увидеть цвет.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют

Долины сохнут и пестреют.

                              А.С.Пушкин

 Прилагательное , указывающее на описание.

Сегодня вышел я из дома,
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу - навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

Прилагательные, помогающие услышать звуки.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая…

В.А.Жуковский.

Прилагательные, которые указывают на размер.

Тихо падает с куста

Тонкая иголка.

Кружевная красота

Держится не долго.

А. Пшеничный

- Она украшает нашу речь, делает выразительной, богатой.

- Прилагательное передает красоту,  помогает услышать звуки, увидеть цвет, указывает на описание…

Предположения, высказанные обучающимися.

Выводы детей:

  • Прилагательное– живая часть речи
  • Прилагательное помогают увидеть цвет;
  • Прилагательное помогают услышать звуки;
  • Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и не выразительна.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

И другие группы прилагательных.

В учебнике у. 2 (запишите слова по группам).

Наблюдение над важнейшим грамматическим признаком имен прилагательных – зависимостью от имен существительных.

-  Ребята, а вы не задумывались, почему Имя прилагательное так называется?

- В переводе с лат. nomen adiectivum – имя прилегающее, примыкающее. (к чему?)

- Посмотрите на словосочетания.

нежный подснежник

ранняя весна

солнечный день

- Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша?

- Подумаем вместе.

- Сравните два предложения.

Раскрылся нежный подснежник.

Раскрылся нежный.

- В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?

- Какой вывод можно сделать?

- Согласимся мы теперь с Дашей?

4. Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.90.

- От чего зависит имя прилагательное?

- Как изменяется форма имени прилагательного?

физминутка

- От слова прилагается…

- (Выслушиваются предположения учащихся.) 

- Главное слово - существительное. 

Имя прилагательное прилагается, присоединяется к имени существительному.

- Имя прилагательное зависит от существительного.

- В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

6.

Рефлексия

учебной      деятельности

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас.

Карточка для учащихся высокого уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.

Ёлка.

          …   ель росла  в   …   лесу. С ветки на ветку прыгала  …  белка. Под …  ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её    …   шишками.

Проверка: учитель.  

Карточка для учащихся среднего уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания. Проверь по ключу.

Ёлка.

          …   ель росла  в   …   лесу. С ветки на ветку прыгала  …  белка. Под …  ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её    …   шишками.

Слова для справок:  дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.

Проверка: самоконтроль.

падеже.

Карточка для учащихся низкого уровня:

1. Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные, обозначь их  род и падеж. Выдели окончания.

                                           Ёлка.

       Высокая  ель росла  в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая  белка. Дятел угощался  её вкусными  шишками.

- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти ответ?

- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

-Отметки за работу в журнал.

7.

Домашнее задание

Творческая работа

- На доске (на листах) записаны предложения. Прочитайте их.

- Запишите текст, дополняя его именами прилагательными.

Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.

Или

 Учебник у.5 с.91

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...