Как делаются слова. Что такое суффикс.
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Цели урока: 1) познакомить учащихся с понятием «суффикс»; научить
находить в словах суффикс, сравнивать значения родственных слов
с разными суффиксами;
2) развитие способности правильно формулировать свои мысли в
процессе обобщения изученного; вырабатывание умения работать с
обратным словарём;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А.Е. Кошкина Кайбицкого муниципального района
Республики Татарстан»
открытый урок по русскому языку по теме:
Подготовила и провела:
учительница начальных классов
Кошкина Любовь Александровна
2012 г-2013 г
Тема: Как делаются слова. Что такое суффикс.
Цели урока: 1) познакомить учащихся с понятием «суффикс»; научить
находить в словах суффикс, сравнивать значения родственных слов
с разными суффиксами;
2) развитие способности правильно формулировать свои мысли в
процессе обобщения изученного; вырабатывание умения работать с
обратным словарём;
3) воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих
силах.
Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 3 (Н.А.Чураковой),
тетрадь для самостоятельной работы №2 (Т.А.Байковой и
О.В.Малаховской), обратный словарь (учебник «Русский язык» -
2 класс, часть 2 (М.Л. Каленчука), карточки со словами,
мультимедиа, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Придумано кем-то мудро и просто при встрече здороваться «Доброе утро!». Доброе утро улыбчивым лицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. И доброе утро длится до вечера.
II Словарно-орфографическая работа (на доске записаны слова)
лес .к |
в.р.бей, в.рона, с.рока,
У: Вставьте пропущенную букву и объясните их написание.
У: Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? Почему?
Д: слово лесок лишнее слово, потому что все остальные птицы.
У: Наступила зима. Тем птицам, которые не улетели в тёплые края, необходимо помочь. Как мы это можем сделать?
Д: Птиц необходимо подкармливать, так как для них страшнее голод. И поэтому необходимо делать кормушку для птиц.
У: Запишите название птиц в тетрадь
Д: (записывают)
III. Проблемная ситуация.
Определение темы и задач урока.
У: Ребята, вы решили, что слово лесок «лишнее». Что вы можете сказать про это слово.
Д: Это слово предмет, неодушевлённое. Отвечает на вопрос что?
У: Давайте это слово разберём по составу. А чтобы разобрать слово по составу, нужно подобрать родственное слово. От какого слова образовалось слово лесок
Д: лесок ← лес. Лес начальная форма слова
У: Что общего у этих слов?
Д: У них общий корень лес, значит они являются однокоренными словами.
У: Как образовалось слово лесок
Д: При помощи букв ок
(по аналогии разбираем слово грибок)
У: Так что такое – ОК?
Д: Это часть слова
У: Что мы должны узнать сегодня на уроке?
Д: Что это за часть слова и для чего она нужна словам?
У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью слова.
IV Работа по теме урока
- Формирование знаний, умений и навыков
Работа с Обратным словарём, упражнение 20, с 22 (учебник)
У: Откройте Обратный словарь на букву –К. Найдите слова на – ик. От каких слов образовались все эти слова ? Покажи это письменно на любых четырёх примерах
Д: лобик ← лоб
зубик ←зуб
кубик ← куб
клювик ← клюв
садик ← сад
У: Вы заметили, что частичка ик выделена другим цветом? А где она находится в слове : до или после корня?
Д: Частичка ик находится после корня.
У: Сравни значения слов: ёж →ёжик,
лоб →лобик.
У: Какой оттенок смысла частичка – ик придаёт словам?
Д: Частичка ик придаёт словам ласковое значение. Превращает предмет в маленький.
- Закрепление изученного материала упражнение 21, с 23
У: Найдите в Обратном словаре на –К слова с основой на ёк (с 143 У 2)
У: Скажите, от каких слов образовались все эти слова. Покажи письменно.
У: Миша начал это делать так:
Уголёк ← угол…
У: Продолжи Мишину запись.
Д: пенёк ← пень
огонёк ← огонь
конёк ← конь
У: Слова в парах – родственные?
Д: Да, данные слова родственные , так как имеют общую часть, которая хранит основную мысль.
У: Выделите в каждой паре общую часть (корень). Как выделена в словаре частичка – ёк?
Д: Частичка ёк выделена голубым цветом.
У: Где находится эта частичка в словаре?
Д: эта частичка находится после корня
У: Для чего она служит? С её помощью образуются другие слова?
Д: Частица ёк служит для образования новых слов.
У: И эта частица называется суффикс . И на письме суффикс принято обозначать вот таким знаком ^
- работа со словом лесок
У: Вернёмся к слову лесок . От какого слова образовалось это слово . Покажите это письменно. Разберите это слово по составу.
Д: лесок ← лес
У: что обозначает частица ок. Где стоит эта частица?
Д: суффикс. Суффикс всегда стоит после корня.
У: Для чего нужен суффикс.
Д: Суффикс помогает образовывать новые слова.
- Подсказка Летучей Мыши. (с 23 учебник 3 ч)
У: А для того чтоб убедиться правильно мы с вами сделали вывод, прочитаем подсказку Летучей Мыши с 23 учебник Ч3
Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется СУФФИКСОМ, если эта часть стоит после корня. Суффикс обозначается так: ^. Например: столик □, пенёк□ |
V Физкультминутка
(Делю учащихся на 2групп, и раздаю учащимся карточки со словами, при помощи которых учащиеся показывают образование новых слов )
ДОМ | ик | ДУБ | ок | |
СОМ | СЫР | |||
ГНОМ | ХОЛОД |
Д: выходят к доске и образовывают при помощи суффиксов новые слова VI Работа в тетрадях для самостоятельной работы №2
1) упражнение 22 с 17 (на доске слова денёк, пенёк, уголёк, огонёк, зверёк, окунёк)
У: Прочитай слова – названия признаков. Открой Обратный словарь на – К, на -ёк. Найди и впиши подходящее по смыслу слова- названия предметов. Рядом в скобках напиши слова, от которых они образовались. В выписанных тобой словах выдели корень и суффикс.
Д: Солнечный денёк (день) и т д
- Подсказка Летучей Мыши с 24 учебник
3 часть :
Не забывай правильно ставить знаки: ← и →. Правильно будет так: день →денёк. Или так: денёк ← день! |
3 ) Упражнение 22 учебник часть 3 , с 24
У: Образуйте с помощью суффикса -ёк новые слова от слов : день, тень, парень, соболь, тополь. Покажи образование слов письменно:
Д: день → денёк …
VII Итог урока.
У: - Так над какой темой урока сегодня мы работали?
Д: - Как делаются слова. Что такое суффикс.
У:- Что такое суффикс?
Д: - часть слова
У: для чего нужен суффикс?
Д: - суффикс нужен для образования новых слов
У: - Приведите примеры.
IX Домашнее задание упражнение 23, с 25 (учебник 3 часть )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развива...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-367109-1578675553.jpg)
Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."
Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-547626-1421054436.jpg)
Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.
Цель: учить распознавать суффиксы в словах. Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;- повторит...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-772699-1516038075.jpg)
Учебно-методический комплект по рус.яз Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы
Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметыпрезентация и конспект урока...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-772699-1516038075.jpg)
Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"
как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/24/picture-544358-1627133558.jpg)
Урок русского языка «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.»
Конспект урока русского языка "Как делаются слова.Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы. " УМК "ПНШ", 2 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-249393-1367090437.jpg)
Конспект урока по теме "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы".
Цель: учить распознавать суффиксы в словах. Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;- повторить...