Как делаются слова. Что такое суффикс.
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

 

Цели урока: 1) познакомить учащихся  с понятием «суффикс»; научить

               находить в словах суффикс, сравнивать значения родственных слов    

               с разными суффиксами;

                     2) развитие способности правильно формулировать свои мысли в

              процессе обобщения изученного;   вырабатывание умения работать с

             обратным   словарём;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_delayutsya_slova._chto_takoe_suffiks.docx47.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А.Е. Кошкина Кайбицкого муниципального района

Республики Татарстан»

открытый урок по русскому языку по теме:

                                                                                           

                                                                                              Подготовила и провела:

                                                  учительница начальных классов

     Кошкина Любовь Александровна

2012 г-2013 г

Тема:  Как делаются слова. Что такое суффикс.

Цели урока: 1) познакомить учащихся  с понятием «суффикс»; научить

               находить в словах суффикс, сравнивать значения родственных слов    

               с разными суффиксами;

                     2) развитие способности правильно формулировать свои мысли в

              процессе обобщения изученного;   вырабатывание умения работать с

             обратным   словарём;

                    3) воспитание в учениках средствами урока уверенность  в своих  

             силах.

Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 3 (Н.А.Чураковой),    

                    тетрадь для самостоятельной работы №2 (Т.А.Байковой и

                      О.В.Малаховской), обратный словарь (учебник «Русский язык» -  

                     2 класс, часть 2 (М.Л. Каленчука), карточки со словами,

                     мультимедиа, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята. Придумано кем-то мудро и просто при встрече здороваться «Доброе утро!». Доброе утро улыбчивым лицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. И доброе утро длится до вечера.

    II  Словарно-орфографическая работа (на доске записаны слова)  

лес .к

                        в.р.бей,   в.рона,  с.рока,                  

У: Вставьте пропущенную букву и объясните их написание.

У: Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? Почему?

Д: слово лесок лишнее слово, потому что все остальные птицы.

У:  Наступила зима. Тем птицам, которые не улетели в тёплые края, необходимо помочь. Как мы это можем сделать?

Д: Птиц необходимо подкармливать, так как для них страшнее голод. И поэтому необходимо делать кормушку для птиц.

У: Запишите название птиц  в тетрадь

 Д: (записывают)    

III. Проблемная ситуация.

Определение темы и задач урока.

У:   Ребята, вы решили, что слово  лесок «лишнее». Что вы можете сказать про это слово.

Д: Это слово предмет, неодушевлённое. Отвечает на вопрос что?

У: Давайте это слово разберём по составу. А чтобы разобрать слово по составу, нужно подобрать родственное слово. От какого слова образовалось слово лесок

Д:   лесок  ←  лес.    Лес начальная форма слова

У:  Что общего у этих слов?

Д: У них общий корень лес, значит они являются однокоренными словами.

У: Как образовалось слово лесок

Д: При помощи букв ок

(по аналогии разбираем слово грибок)

У: Так что такое – ОК?  

Д: Это часть слова

У: Что мы должны узнать сегодня на уроке?

Д: Что это за часть слова и для чего она нужна словам?

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью слова.

        IV Работа по теме урока

  1. Формирование знаний, умений и навыков

 Работа с Обратным словарём, упражнение 20, с 22 (учебник)

У: Откройте Обратный словарь на букву –К. Найдите слова на – ик. От каких слов образовались все эти слова ? Покажи это письменно на любых четырёх примерах

Д: лобик ← лоб

     зубик ←зуб

     кубик ← куб

     клювик  ← клюв

     садик ← сад

У: Вы заметили, что частичка ик выделена другим цветом? А где она     находится в слове : до или после корня?

Д: Частичка ик находится после корня.

У: Сравни значения слов:   ёж →ёжик,

                                              лоб →лобик.

У: Какой оттенок смысла частичка – ик придаёт словам?

Д: Частичка ик придаёт словам ласковое значение. Превращает  предмет в маленький.

  1. Закрепление изученного материала упражнение 21, с 23

У: Найдите в Обратном словаре на –К слова с основой на ёк (с 143 У 2)

У: Скажите, от каких слов образовались все эти слова. Покажи письменно.

У: Миша начал это делать так:

                                          Уголёк ← угол…

У: Продолжи Мишину запись.

Д:            пенёк ← пень

          огонёк ← огонь

          конёк ← конь

У: Слова в парах – родственные?

Д: Да, данные слова родственные , так как имеют общую часть, которая хранит основную мысль.

У: Выделите в каждой паре общую часть (корень). Как выделена в словаре частичка – ёк?

Д:  Частичка ёк выделена голубым цветом.

У: Где находится  эта частичка в словаре?

Д: эта частичка находится после корня

У: Для чего она служит? С её помощью образуются  другие слова?

Д: Частица ёк служит для образования новых слов.  

У: И эта частица называется суффикс . И на письме суффикс принято обозначать вот таким знаком   ^     

  1. работа со словом лесок               

У:  Вернёмся к слову    лесок .  От какого слова образовалось это слово . Покажите это письменно. Разберите это слово по составу.

Д: лесок    ←  лес  

У: что обозначает частица ок. Где стоит эта частица?

Д: суффикс. Суффикс всегда стоит после корня.

У: Для чего нужен суффикс.

Д: Суффикс помогает образовывать новые слова.                                                                                                                                                                                        

  1. Подсказка Летучей Мыши. (с 23 учебник 3 ч)  

У: А для того чтоб убедиться правильно мы с вами сделали вывод, прочитаем подсказку Летучей Мыши с 23 учебник Ч3                                    

    Часть слова, с помощью которой образуются другие  слова, называется СУФФИКСОМ, если эта часть стоит после корня.

 Суффикс обозначается так:  ^.

 Например:  столик □,   пенёк

V Физкультминутка 

(Делю учащихся на 2групп,   и   раздаю учащимся карточки со словами, при помощи которых учащиеся показывают образование новых слов )    

  ДОМ

       ик

      ДУБ

        ок

  СОМ

      СЫР

  ГНОМ

   ХОЛОД

  Д: выходят к доске и образовывают при помощи суффиксов новые слова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         VI  Работа в тетрадях для самостоятельной работы №2

    1)    упражнение 22 с 17  (на доске слова денёк, пенёк, уголёк, огонёк, зверёк, окунёк)

У: Прочитай слова – названия признаков. Открой Обратный словарь на – К, на  -ёк. Найди и впиши  подходящее  по смыслу  слова- названия предметов.  Рядом  в скобках  напиши слова, от которых  они образовались. В выписанных тобой словах выдели корень  и суффикс.

  Д:  Солнечный денёк (день) и т д

  1. Подсказка Летучей  Мыши с 24 учебник

3 часть :      

Не забывай правильно ставить знаки:

← и   →. Правильно будет так:

день →денёк. Или так: денёк    ← день!

3 ) Упражнение 22 учебник часть 3 , с 24

У: Образуйте с помощью суффикса  -ёк новые слова от слов : день, тень, парень, соболь, тополь. Покажи образование слов письменно:

Д: день → денёк …

VII Итог урока.

У: - Так над какой темой урока сегодня мы работали?

Д: - Как делаются слова. Что такое суффикс.

У:- Что такое суффикс?

Д: - часть слова

У:  для чего нужен суффикс?

Д: - суффикс нужен для образования новых слов

У: -  Приведите примеры.

IX    Домашнее задание     упражнение 23, с 25 (учебник 3 часть )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."

Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...

Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.

Цель:         учить распознавать суффиксы в словах. Задачи:      - актуализировать знания учащихся о частях слова;- повторит...

Учебно-методический комплект по рус.яз Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы

Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметыпрезентация и конспект урока...

Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"

как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...

Урок русского языка «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.»

Конспект урока русского языка "Как делаются слова.Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы. " УМК "ПНШ", 2 класс....

Конспект урока по теме "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы".

Цель:         учить распознавать суффиксы в словах. Задачи:      - актуализировать знания учащихся о частях слова;- повторить...