Урок русского языка
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка , 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse-otkrytyy_urok.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

        Открытый урок русского языка в 4 «А» классе, в рамках городского семинара заместителей директора по учебно – воспитательной работе «Управленческое обеспечение поиска, сопровождения и поддержка обучающихся  в креативном пространстве образовательного учреждения» (29 апреля 2010 года)

    Тема: «Запятая в сложном предложении»

   Тип урока: изучение нового материала

   Цели:

       формировать понятия:

       -с помощью чего соединяются части сложного предложения;

       - какую роль в сложном предложении играют союзы  И, А, НО;

       Развивать  умения  ставить запятые в сложном предложении с союзами;

       Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

       Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

       Развивать умения работать с толковым словарём;

       Обогащать лексический запас обучающихся;

       Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

       Совершенствовать коммуникативные навыки;

       Развивать творческое мышление;

       Совершенствовать навыки сотрудничества.

 Оборудование: мультимедийный экран, компьютер;

            Для парной работы:

                       -карточки с алгоритмом;

            Для индивидуальной работы:

                        - учебник «Русский язык»;

                        - тесты разноуровневые;

                        - листы самоанализа своей работы.

                                 Ход урока.

    1.Организационный момент.     2 мин.

    -Сегодня такой хороший день

 В нашем классе гости

 Давайте поприветствуем их

 И подарим им свои улыбки.    

    -Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

после ответов детей открывается запись на экране

                       Интересный

                   Познавательный

                   Развивающий

                   Результативный

 _Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

 -Какими должны быть на уроке ученики?

 после ответов – запись на экране

                Активные

                Думающие

                Работоспособные

                Внимательные

                Дисциплинированные

      -Настройте себя положительно на урок.

  2.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. 4мин.

-Посмотрите на экран

на экране:

            Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой.

          Их лица светились счастьем и гордостью.

  -Назовите структурные особенности данных предложений.

 -  Докажите, что это простые предложения.

 - Составьте и запишите  из двух простых предложений одно сложное.

 -Докажите, что получилось сложное предложение.

- Подчеркните грамматические основы, выделите союз.

  -Какими средствами  связаны простые предложения в составе сложного?

 -Вы соединили предложения по смыслу с помощью союза  И,  интонация показывает, где заканчивается первая часть сложного предложения.

 -А как на письме можно разделять части сложного предложения?

 - Какое правило новое вы выведите?

 на экране-

         Части сложного предложения разделяются запятой.

 -Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке?

   3.Определение темы урока. Постановка целей на урок.4 мин.

 -Сформулируйте тему нашего урока.

 на экране после ответов:

           Тема урока «Знаки препинания в сложном предложении»

 -Чтобы усвоить новую тему, какие цели вы поставите для себя на этот урок?

     

-Прочитайте ещё раз  составленное вами предложение. О каком важном событии  здесь идёт речь?

 -До 65-ой годовщины Победы  в ВОВ осталось 9 дней. И поэтому сегодня на уроке наши тексты в заданиях будут посвящены этому великому празднику.

-В течение всего урока вы будете оценивать свою работу в листах самооценки.

 

4. Открытие нового знания. 5 мин.

-Итак, сегодня на уроке мы будем отрабатывать постановку знаков препинания в сложных предложениях.

- Что помогает нам четко организовать работу с новым правилом?

( составление алгоритма)

-Рассмотрите карточку  №1.Что надо сделать?

 -Работаем в парах.

 КАРТОЧКА:

                Прочитайте предложение, поставьте знаки препинания и составьте алгоритм ваших действий при постановке знаков препинания в сложном предложении.

    Советские войны мужественно защищали свою Родину и мы помним их героические подвиги.

  «Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

  1. Найди и подчеркни……….    
  2. Определи количество……….
  3. Найди………, который связывает части сложного предложения.
  4. На границе частей сложного предложения перед союзом поставь……    

-Проверьте правильность постановки знака препинания в предложении.          

на экране-

   Советские войны мужественно защищали свою Родину, и мы помним

их героические подвиги.

- Объясните пошагово свои действия при постановки знака препинания.

 -Для чего нужна запятая в этом предложении?

-Проверьте алгоритм.

на экране-

Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

     1.Найди и подчеркни грамматическую основу предложения.    

     2.Определи количество частей в данном предложении.

     3.Найди союз, который связывает части сложного предложения.

     4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь    запятую.

-В чем нам поможет данный алгоритм?

-Оцените свою работу.

   5. Словарная работа.5 мин.

-Мы уже говорили о том, что приближается праздник- День Победы - самый главный, самый добрый, поистине народный праздник. Русский народ всегда будет помнить героические и трагические страницы ВОВ. А что делается для того, чтобы память об этой войне переходила из поколения в поколение?

 -Сегодня на уроке  новое словарное слово

на экране-

      ПАМ_ТНИК

 -Какое здесь непроверяемое написание?

- Проверьте,  как пишется это слово по орфографическому словарику в учебнике.

-Запишите его в тетрадь.

на экране-

       ПАМЯТНИК

-От какого слова образовано слово памятник?

-Определите, каким способом образовано это слово.

-Выделите  корень и словообразовательную морфему.

-Какое лексическое значение имеет слово памятник?

-Поработайте в парах с толковым словарём. Уточните значение  слова  ПАМЯТНИК.

-Зачитайте.

-Сколько значений имеет слово памятник?

-Составьте сложное предложение с новым словарным словом.

-Зачитайте свои предложения.

-Сколько частей имеют ваши предложения?

-Как вы разделили части сложного предложения?

-Что помогало вам при постановке знака препинания?

-Какие союзы вы использовали при составлении предложений?

-Как называются эти союзы? Что ещё они могут связывать?

    6. Физминутка.2 мин.

- А теперь отдохнём.

(Несколько упражнений на расслабление мышц, зрительная гимнастика)

    7. Первичное закрепление. Работа по учебнику. 8МИН.  

-Откройте учебник с. 112 упр. 2. Прочитайте задание.

-На что вы будете опираться при выполнении упражнения?

- Выберите и выпишите одно простое и одно сложное предложение и выполните задание учебника.

 -Некоторые ребята получат индивидуальные задания – карточки. Приступили.

-Прочитайте простые предложения, которые вы выписали.

-Докажите, что это простые предложения.

-Что связывает союз в этих предложениях?

-Прочитайте сложное предложение.

-Поставили ли вы запятую в данном предложении?

-Проговорите алгоритм, которым вы пользовались.

-Почему необходимо было ставить запятую в этом предложении?

-Выполните синтаксический анализ простого  предложения, которое вы выписали.

-А теперь проверьте свою работу.

на экране-

 Простые предложения

           Снег розовел на солнце и синел в тени.

           Над рекою висели и расплывались серые клочья тумана.

           Павел сел на табуретку стола и устало склонил голову на ладонь.

 Сложное предложение

         Небо затянулось облаками, и пошёл тихий серый дождь.

-Оцените свою работу.

 -Индивидуальные карточки отдайте консультантам, они проверят.

    7. Самостоятельная работа. Тест.5 мин.

-Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас проверим. На столах карточки разного цвета. Какую работу необходимо выполнить?

-выберите нужный цвет и приступайте к выполнению.

КАРТОЧКИ:

   1 уровень -синий  цвет

1.Соедините каждое предложение со схемой, которая ему соответствует.

[    ], И  [   ].      А.      В зелени высокой травы белеет прелестный цветок, а на тонкой

                                     ножке висят жемчужины.

O,  O  И   O.          Б.      Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.

[   ],  А   [   ].          В.     С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.

  1. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

   А.   Ударил мороз, и лужи покрылись льдом.

   Б.    Он услышал шум машины, и остановился.

   В.    Дорога шла по склону и лошади бежали веселей.

   Г. Мы поплыли дальше и увидели маленькую рыбку.

   Д. Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.    

  1. Расставьте знаки препинания.

 Мы пригласили на праздник ветеранов и они получили цветы и подарки.

2 уровень - зелёный цвет

1.Составьте схему  предложения, расставьте знаки препинания.

А. Почки раскрываются и на каждом кончике висит прозрачная капля.

Б. Снег лежал на крыше и на балконе.

В.Пришла весна запели птицы  а почки ещё не распустились.

2.Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

      А. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.

       Б.Я разбудил отца, и мы пошли на рыбалку.

   В. Ледники тают и из-под них вытекают ручьи.

    Г. Учился петь а выучился танцевать.

    Д. Девочка на цыпочках подходит к зеркалу, и смотрит на себя.

3.Расставьте знаки препинания.

Мой дедушка воевал и  за отвагу и доблесть он получил медаль.

-Поменяйтесь работами. Взаимопроверка.

на экране-

         синий цвет

1.     [   ],  И    [   ].   –  Б.

        O, O  И    O.  -   В.

         [   ], А    [    ]. –  А.  

2.  Б,   В.

3.  Мы пригласили на праздник ветеранов, и они получили цветы и подарки.

      зелёный цвет

1.    А.  [   ],  И  [   ].

        Б.    O    И   O.

        В.   [   ], [   ],  А  [   ].

2.   В, Г, Д.

3. Мой дедушка воевал, и  за отвагу и доблесть он получил медаль

-Какие знания и умения вам помогли выполнить тест?

-На что вы опирались при выполнении теста?

       8.Итог урока. Рефлексия.

  -Проанализируйте и оцените  свою работу на уроке.

-Что было самым важным?

- Что было самым трудным?

- Какие задания вы бы хотели выполнить?

      9. Д.з.

 -Творческое домашнее задание - составьте текст поздравление для ветеранов, используя сложные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....