Урок русского языка "Слова - антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Грыгрышева Елена Олеговна

Ознакомление учащихся с понятием "антоним". Умение находить и подбирать антонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_slova_-_antonimy.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: " Слова- антонимы".

Цель: создать условия для ознакомления уч-ся с понятием "антонимы", формировать умение находить и подбирать антонимы. Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.

Целеполагание: (УУД) 

-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

-Регулятивные: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения. 

-Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

-Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Тип урока: получение новых знаний.

Методы обучения: исследовательский, деятельностный, наглядно-словестный.

Пед. технологии: здоровьесберегающая, информационные, игровые, пед. сотрудничества, дифференцированная.

                                       Ход урока.

1. Организация класса.

-Сегодня замечательное утро, я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. ( Мотивация к деятельности)

Не то беда, что мы всегда,                  

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

Кто пыжится, чтоб умным слыть

И скрыть прорехи в знании,

Тому весь век невеждой быть -

Могу сказать заранее.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьешься своего,

Узнаешь, поумнеешь.  

 -Ребята, как вы понимаете эти слова?

(Мотивация к деятельности) (Регулятивные , коммуникативные УУД)

-Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным, вы узнаете для себя что-то новое. А чтобы у нас все получилось, как вы думаете, что для этого нужно? ( правила работы) ( Мотивация к деятельности.)  на доске.

-Давайте составим маршрутный лист, как будем работать на уроке.

1.Чистописание.

2.Словарная работа.          

3.Узнаем новое.

4.Закрепляем.

5.Подводим итоги.

Пальчиковая гимнастика

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка,

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали.

На доске: рарнтрррорнрмырр

Словарная работа (диффреренциация, личностные УУД).

(Детям раздаются карточки трех цветов, на которых задания. Предлагается выбрать задание по своим силам)

1.Желтые: Записать 3 слова с сочетанием -оро-.

2.Синие: Записать 3 слова, кот. можно объединить в группу Родина, определить часть речи.

3.Записать слова, вставить пропущенные буквы, составить предложение с одним из слов.

Проверка на доске.

Актуализация знаний. (Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

-Ребята, у меня рассыпалась пословица, помогите ее восстановить.

(Слайд)

Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а. от, труда.

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

-как вы понимаете смысл этой пословицы?

Запишите пословицу.

-Обратите внимание на выделенные слова.

Постановка учебной задачи.

-Что интересного заметили? Какие они по значению?

-Предположите, о каких словах пойдет речь на уроке?  (Регулятивные, познавательные УУД)

-Эти слова имеют свое название. Как вы думаете. на какой вопрос нам предстоит ответить?

-Правильно, название - это и будет тема нашего урока. А чтобы ее правильно сформулировать, нам надо вернуться к минутке чистописания. Возьмите карандаш и зачеркните те буквы, которые повторяются больше 2х раз. Какое слово получилось из оставшихся букв? ( АНТОНИМЫ) Слайд.

-С чем будем знакомиться? (Регулятивные УУД)

Историческая  справка на доске.

Слово "антоним" - произошло от древнегреческих слов " анти" - " против" и  "онима"- "имя".

-Откуда я взяла эту информацию? (познавательные УУД)

-А как бы вы их назвали по своему?

-Рассмотрите картинки, сравните, подберите к каждой картинке подходящие слова.

(Больной, здоровый, веселится, румяный, грустит, слабый, крепкий, бледный)

(Работа выполняется на доске и в тетради, фронтально, определяется часть речи и вопрос)

Вывод: -Что же такое антонимы?

-Что помогло нам в этой работе? ( правила работы)

-К какой картинке вы отнесли бы свое состояние? (Личностные УУД)

-Что нужно, чтобы быть крепким и здоровым?

-На уроке мы не будем забывать про наше здоровье.

Гимнастика для глаз.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Работа в группах (лото. найти антонимы)

молодой-старый, весело-грустно, север-юг, молодость-старость.

(Слайд на доске проверка)

-А как вы думаете, для чего нужны в речи антонимы? (ученик)

(Познавательные УУД)

-А я предлагаю вам сыграть в игру "Наоборот".

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь…

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь…

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…

Теперь начало я скажу, -

Ну, отвечай…

физ. мин.!!!

Раб с пословицами.

На доске пословицы, в кот. не хватает слов-антонимов. Слова развешены по классу.

-Найти недостающие слова и восстановить пословицу. (Познавательные)

1.Ученье -  свет, а не ученье - тьма.

2.Знай больше, а говори меньше.

3.Не бойся врага умного, а бойся друга глупого.

4.Мир - строит, война  - разрушает.

(Последнюю пословицу записать, найти антонимы, определить часть речи)

- Скажите, если трудно подобрать слова. кто и что может помочь?(Познавательные УУД).

Показ словаря антонимов. Даля. сборник пословиц и поговорок.

С/р. Уч. стр.63. (Взаимопроверка)

Итог: -Наш урок подходит к концу. В начале урока мы ставили перед собой цель. Какую? (Регулятивные УУД)

-Как вы думаете , мы достигли ее?

-Чему научились?

-Какой урок получился? Благодаря чему?

Рефлексия.

3 смайлика с разными выражениями:

1.Улыбается -все получилось, работал быстро. правильно.

2. Серьезный - работал правильно. но медленно. не все получалось.

3.Грустный - работал с ошибками, медленно. (Личностные)

Д./з. уч. стр.63№4, правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Антонимы

Урок изучения нового материала....

Конспект урока русского языка " Антонимы и их употребление в речи", 3 класс

Тема: Антонимы, их роль в речи.Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;Задачи:формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;уметь подбирать антоним...

технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Урок может буть проведен по программе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. В процессе урока запланирована работа мобильного класса....

Урок русского языка .«Антонимы»

«Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)...

Урок русского языка "Антонимы" 2 класс

Учащиеся знакомились со словами с противоположным значением. Работали со словарями....

План-конспект урока русского языка "Антонимы" (3 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы" , 3 класс, ПНШ....

Урок русского языка "Антонимы" 2 класс

Урок русского языка "Антонимы" 2 класс...