Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Гармония
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Гронская Наталья Николаевна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk.yaz_rabochaya_programmaosn.docx48.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по русскому языку

Рабочая программа разработана на основе программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык» 1-4 класс (2005), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации в соответствии со стандартом начального общего образования по русскому языку.

Программа по русскому языку из УМК «Гармония» рассчитана на 170 часов из них 34 часа – резервные (34 недели).

Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект:

- Соловейчик М.С. Кузьменко Н.С.

«К тайнам нашего  языка  4 класс» в 2 ч.: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск, Издательство «Ассоциация 21 век», 2009г.

- Соловейчик М.С. Кузьменко Н.С.

Рабочая тетрадь к учебнику  «К тайнам нашего языка 4»  в трёх частях. Смоленск, Издательство «Ассоциация 21 век»,2012 г.

-  К тайнам нашего языка. Методические рекомендации по русскому языку  для начальной школы: 4 класс.- Смоленск: Ассоциация 21 век,  2006г.

     Проводилась коррекция рабочей программы, т. к. программа по русскому языку из УМК «Гармония» рассчитана на 170 часов  (5 часов в неделю), а по  учебному плану в 4 классе предусмотрено 136 часов (4 часа в неделю). Рабочая программа разработана в соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом, т.к. были убраны только резервные часы.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов (34 недели).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Изучение русского языка  в четвёртом   классе начальной школы направлено на достижение следующих целей и задач:

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетики, грамматики русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление

   совершенствовать свою речь;

Тематическое распределение  количества часов:

№п/п

Разделы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

16

1.1

Повторение.

7

1.2

Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора

4

1.3

Совершенствование грамматических и орфографических умений

4

1.4

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе

1

2

Знакомимся со словосочетаниями

11

2.1

Словосочетание

5

2.2

Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях

6

3

Представляем ещё одну часть речи

5

3.1

Наречие

5

4

Проверяем себя

2

5

Пишем объявления

2

6

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных

28

4

Части речи: что мы о них знаем?

7

4.1

Секреты имен числительных

3

4.2

Повторение изученного о глаголе

4

5

Обучение правописанию личных окончаний глаголов

15

6

Новое о строении предложений

10

6.1

Однородные члены предложения

5

6.2

Предложения бывают сложными

3

6.3

Подведение итогов

2

7

Учимся рассуждать

3

8

Повторение, систематизация и расширение знаний о слове

18

8.1

Слово и его значение

7

8.2

Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание

11

9

Размышляем, рассказываем, сочиняем

13

10

Перелистаем учебник

3

Содержание обучения. 

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской  программой по предмету.

Обучающиеся  должны

знать: 

— различие звуков и букв; характеристика звуков; правильное название букв; алфавит;

— название значимых частей слов, способы их выделения;

— название частей речи, способы их разграничения и грамматические признаки;

— признаки предложения, виды предложений по цели, интонации (эмоциональной окраске), наличию второстепенных членов (без их разграничения);

— способы действия, необходимые для решения изученных вопросов орфографии;

уметь:

Речевые

— участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

— самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию в соответствии с полученной установкой;

— обращаться к различным словарям учебника для решения возникающих языковых и речевых вопросов, достаточно быстро находить в них нужные сведения;

— замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, пользоваться для ответа на вопрос толковым словарем;

— правильно произносить, изменять, употреблять и писать слова, приводимые в словарях учебника;

— понимать тему и главную мысль текста (последнюю — в ясных случаях), передавать их в заголовке; выделять части текста и составлять план; замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

— письменно (после коллективного анализа, а также самостоятельно по памятке) пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, с предложениями оценки, тексты - рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

— создавать тексты освоенных жанров (записку, письмо, поздравление, этюд, текст инструктивного характера, небольшой рассказ и др.); целенаправленно проверять и совершенствовать написанное с точки зрения как содержания, так и выбора языковых средств;

— соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи;

языковые (фонетико - графические и грамматические):

— выполнять звукобуквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно); объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества; правильно обозначать при письме твердость- мягкость согласных и звук [й,];

— отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями и изменений слова; осознанно действовать при выполнении морфемного анализа слов;

— определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу изученных признаков; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями, конструировать основу предложения и словосочетания с учетом рода и числа главного слова; проводить морфологический анализ изученных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

— выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять главные и второстепенные члены (в двусоставных предложениях, в том числе с однородными членами); устанавливать связи слов в предложении, задавать от слова к слову смысловые и формальные вопросы;

— разграничивать сложные предложения (ясной структуры) и простые с однородными главными членами, ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому;

— проводить синтаксический анализ простого предложения: характеризовать его по цели, интонации (эмоциональной окраске), наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные.

Орфографические

— обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;

— верно определять правило, по которому следует

действовать, решая ту или иную орфографическую задачу;

— применять орфографические правила на месте следующих орфограмм:

— большая буква в начале предложения и в именах собственных;

— раздельное написание слов, в том числе предлогов с другими словами;

— перенос слов;

— ударные сочетания жи_ши, ча_ща, чу_щу;

— буквы безударных гласных звуков в разных частях слова, в том числе в окончаниях разных частей речи (в изученном объеме);

— буквы парных по глухости - звонкости согласных на конце слов и перед другими согласными;

— обозначение мягкости согласного в положении перед согласным (в освоенном объеме);

— буквы на месте сочетаний звуков с непроизносимыми согласными;

— удвоенные согласные;

— сочетания цы_ци в корнях слов и в окончаниях (освоенные случаи);

— соединительные гласные в сложных словах (простые случаи);

— суффиксы _ек, _ик;

— суффиксы _е, _и, _я, _а в неопределенной форме глагола и в прошедшем времени (в освоенном объеме);

— ь после шипящих в начальной форме имен существительных;

— ь в неопределенной форме глагола;

— ь форме 2'го лица ед.ч. глагола;

— частица не с глаголами (без глаголов - исключений);

— использовать прием письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок (при встрече с задачей, решение которой вызывает трудности или способ решения неизвестен);

— обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм; правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;

— выполнять необходимые действия при орфографической проверке написанного, аккуратно исправлять замеченные ошибки;

— списывать и писать под диктовку текст объемом до 80 слов.

                 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Неделя

Содержание

Общ. кол-во час по разделу

Кол-

во

час.

по

теме

Дата

  К\р              с\р

I четверть (36ч)

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

16

Повторение

7

1.

Начинаем повторять… («Перечитываем письмо»)

1

2.

Повторение основных грамматических понятий. («Обо всем понемногу»)

1

3.

Систематизация освоенных орфографических правил

1

4.

Входная диагностическая работа

1

5.

Повторение изученного о частях речи

1

6.

Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению («Делаем дневниковые записи»)

1

7.

Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения («Что ты знаешь о словах?»)

1

Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора («Как ты умеешь анализировать слова?»)

4

8.

Звуки и буквы в слове; значение и строение слова.

1

9.

Состав слова и его значение

1

10.

Разграничение слов по частям речи

1

11.

Повторение изученного о формах глагола Упражнение в выполнении различных грамматических действий

1

Совершенствование грамматических и орфографических умений («Готовимся к проверке своих умений»)

4

12,13.

Орфографические умения как правильные орфографические действия

2

14

Тренировочно-проверочные работы

1

15.

Контрольный диктант по итогам повторения

1

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе

1

16.

Изложение: обучение пересказу от другого лица. Написание воспоминаний «Летние встречи»

1

Словосочетание

11

5

17.

Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее?»)

1

18.

Уточнение сведений о словосочетании и обучение их записи

1

19.

Составление словосочетаний и включение их в предложение

1

20.

Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний»)

1

21.

Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений; постановка смысловых и падежных вопросов

1

Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях

6

22,23.

Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний

2

24.

Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному; упражнение в определении падежей

1

25.

Закрепление изученного о словосочетании и решение разных орфографических задач

1

26,27.

Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи»)

2

Наречие («Представляем еще одну часть речи»)

5

28.

Знакомство с особенностями наречия как части речи

1

29.

Правописание наречий

1

30.

Закрепление правописания наречий; построение объяснений, как куда-то пройти

1

31.

Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий

1

32.

Закрепление изученного о наречии; продолжение работы над умением объяснять (описывать) дорогу

1

Проверяем себя

2

33.

Подготовка к контрольной работе

1

34.

Контрольный диктант за 1 четверть

1

Пишем объявления

2

35.

Знакомство с особенностями построения объявлений

1

36.

Создание текстов-объявлений

1

II четверть (28 ч)

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных

28

37.

Повторение изученного об именах существительных

1

38.

Знакомство с тремя склонениями имен существительных и способом определения склонения

1

39,40.

Формирование умения определять склонение имени существительного

2

41.

Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении

1

42,43.

Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных («Известное правило подсказывает новое»)

2

44-47

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных

4

48,49.

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного

2

50,51.

Освоение способа определения безударных окончаний имен прилагательных

2

52.

Контрольное списывание

1

53.

Изложение: обучение художественной («картинной») речи

Этюд по картине А.Пластова «Первый снег»

1

54,55.

Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?»)

2

56.

Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных; обучение пользованию словарем «Как правильно изменить слово»

1

57-59

Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме»)

3

60.

Контрольный диктант

1

61,62.

Культура речи: работа над ошибками в образовании различных форм имен существительных («Открываем еще несколько секретов правильной речи»)

2

63.

Написание изложения на основе делового или сказочного текста

1

64.

Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем…»)

1

III четверть (39ч)

Части речи: что мы о них знаем?

3

65,66.

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имен прилагательных сведениями о роли в предложении

2

67.

Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения

1

Секреты имен числительных

3

68.

Количественные числительные и их изменения по падежам

1

69.

Сложные числительные и особенности их изменения

1

70.

Употребление имен числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений

1

Повторение изученного о глаголе

4

71.

Неопределенная форма глагола: особенности, строение и написание

1

72,73.

Совершенствование умения находить неопределенную форму глагола и правильно ее писать

2

74.

Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чем рассказывают глагольные окончания»)

1

Обучение правописанию личных окончаний глаголов

15

75.

Введение понятия «спряжение»

1

76.

«Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами

1

77.

Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написании ь в глаголах 2-го л. ед.ч., суффиксов и ь в неопределенной форме)

1

78.

Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?»)

1

79.

Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределенной форме

1

80,81.

Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола

2

82-84

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква»)

3

85.

Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении

1

86-87

Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»)

2

88.

Подробное изложение: обучение деловому повествованию

1

89.

Контрольный диктант

1

Новое о строении предложений

Однородные члены предложения

5

90.

Знакомство с понятием «однородные члены предложения»

1

91.

Союзы и знаки препинания при однородных членах

1

92.

Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами

1

93.

Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами

1

94.

Использование в речи предложений с однородными членами

1

Предложения бывают сложными

3

95.

Общее знакомство со сложными предложениями

1

96.

Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами

1

97.

Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»

1

Подведение итогов

2

98.

Совершенствование всех приобретенных грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе

1

99.

Итоговая контрольная работа за 3 четверть

1

Учимся рассуждать

3

100.

Знакомство с построением рассуждения

1

101.

Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления

1

102.

Обучение написанию объяснительной записки

Письменный пересказ текста-рассуждения

1

IV четверть (35ч)

Повторение, систематизация и расширение знаний о слове

Слово и его значение

7

103.

Много ли слов в языке и почему появляются новые слова?

1

104.

О словах, которые выходят из употребления

1

105.

Объясняем происхождение некоторых слов

1

106.

Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста

1

107.

Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться толковым словарем

1

108.

Синонимы и антонимы; выбор точного слова

1

109.

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

1

Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание

11

110.

Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)

1

111.

История слова и непроверяемые безударные гласные в корне

1

112.

Рассказываем истории некоторых выражений

1

113.

Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?»)

1

114.

Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора

1

115.

Контрольное списывание

1

116.

Чтобы писать грамотно, нужно…(систематизация умений)

1

117.

Совершенствование комплекса орфографических умений

1

118.

Проверяем себя: обучение выполнению тестового задания; тренировочный диктант

1

119.

Итоговый контрольный диктант

1

120.

Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь ли, как правильно?»)

1

Размышляем, рассказываем, сочиняем

13

121.

Наблюдения за способами связи предложений в тексте

1

122.

Обучение связи предложений в тексте

1

123.

Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения

1

124.

Подробное изложение: обучение построению рассказа

1

125.

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

1

126.

Создание текста-объяснения

1

127.

Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений

1

128.

Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и ее первичное освоение

1

129.

Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок

1

130.

Контрольный диктант

1

131.

Написание сочинений-рассуждений

1

132.

Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков

1

133.

Письмо учителю

1

Перелистаем учебник

3

134.

Обсуждаем письмо в газету и ответ С.Маршака

1

135.

Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, решаем кроссворды…

1

136.

Размышляем об уроках русского языка…

1

КОМПЛЕКТ  УЧЕБНИКОВ ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ.

1.Соловейчик М.С. Кузьменко Н.С.«К тайнам нашего  языка  4 класс» в 2 ч.: Учебник для четырёхлетней начальной школы.  Смоленск, Издательство «Ассоциация 21 век», 2009г.

2.Соловейчик М.С. Кузьменко Н.С. Рабочая тетрадь к учебнику  «К тайнам нашего языка 4»  в трёх частях. Смоленск, Издательство «Ассоциация 21 век»,2012 г.

3. «К  тайнам нашего языка. 4 кл» . Поурочные планы по учебнику Соловейчик Н.С. К тайнам нашего языка»« (1-4 чет.) / Сост. Е.А. Илюши - Волгоград, 2008г.

 4. К тайнам нашего языка. Методические рекомендации по русскому языку  для начальной школы: 2 класс.- Смоленск: Ассоциация 21 век,  2006г.

5.Т.В. Корешкова .Тетрадь для самостоятельной работы №1,2  «Потренируйся!» Русский язык. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс Программа "Гармония"

В 2012-13 году я работала по программе "Гармония".Класс учится по стандартам 2004г, поэтому в данном материале отсутствуют модули....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...

Рабочая программа по русскому языку программа "Гармония" 4 класс

Рабочая прграмма с тематическим планированием, целями и задачами курса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку 3класс УМК "Гармония"

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" ФГОС...