Конспект урока "Число имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Изменение имен существительных по числам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_imyon_sushchestvitelnykh.pptx1.14 МБ
Файл prilozhenie.docx11.36 КБ
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 2класс Тема: Число имён существительных . Подготовила Малова Е.А. Филятская МООШ Пестяковский район

Слайд 2

Девочьки юля и оля решыли задачю и примеры правильно. Юля девочки Оля примеры задача ? ?

Слайд 3

в о р о бей в о р о бьи я бл о ко ябл о ки з а я ц зайцы к а р а ндаш к а р а нд а ш и Имена существительные Единственное Множественное Число

Слайд 4

Отгадай загадки Хвост длинен, сами крошки, боимся очень кошки; все под полом живём и всё туда несём: хлеб, сало, даже ватку - детишкам на кроватку. В деревне есть часы такие, не мёртвые, а живые, ходят без завода; они птичьего рода.

Слайд 5

И мальчишки, и девчонки Очень любят нас зимой, Режут лед узором тонким, Не хотят идти домой. Мы изящны и легки, Мы - фигурные... Два березовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их ...

Слайд 6

Две плетенки, две сестренки, Из овечьей пряжи тонкой, Как гулять - так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел



Предварительный просмотр:

Приложение.

1.Карточки для игры «Поединок знатоков»

Карточка №1

утёнок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рот, пень, зеркало, сосед.

Карточка №2

цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, дни, звенья.

2. Кластер

         Имена существительные

одушевлённые    неодушевлённые

         Имена существительные

собственные               нарицательные

                Имена существительные

единственного числа             множественного числа



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

во 2 классе на тему: «Число имён существительных»

Педагог: Малова Елена Александровна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: научиться определять число имён существительных и изменять имена существительные по числам.

Задачи:

  • Углубление знаний об именах  существительных. 
  • Воспитание аккуратности, взаимопомощи, уважительного отношения друг к другу.
  • Развитие речи.

УУД, формируемые на уроке:

  • личностные: уметь оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей
  • коммуникативные: правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы
  • познавательные: учиться анализировать, сравнивать, классифицировать
  • регулятивные: учиться ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий; учиться выделять то, что уже известно и то, что ещё подлежит усвоению.

Оборудование и технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедиа проектор, ПК.

Наглядные пособия: раздаточный материал, кластер, смайлики.

Ключевые слова: число имён существительных, единственное число, множественное число.

Рабочие материалы для обучающихся: тетради, учебники.

Автор учебника:  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо, Все легонечко вздохнём,

Урок русского начнём.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

Девиз:

Пора за дело браться,

Придётся постараться.

Чтобы грамотными стать, Надо много правил знать.

Настраиваются на урок.

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение.

Записывают в тетради дату.

2

Актуализация знаний

Обеспечивает мотивацию проведения урока.

Посмотрим, хорошо ли Буратино знает правила.

Он записал предложение. Посмотрите, всё ли правильно он написал.

Девочьки юля и оля решыли все примеры правильно.

Спишите, исправляя все ошибки.

Подчеркните имена существительные.

Проверяет выполненную работу.

Наводящими вопросами помогает выяснить, что учащиеся уже знают и умеют и что ещё им предстоит узнать.

- На какие две группы можно разделить эти имена существительные?

А Буратино разделил так.

- По какому признаку он разделил?

- Как называются эти группы слов?

- Знаем ли мы ответы на эти вопросы?

- Так что же нам сегодня предстоит узнать на уроке?

По мере ответов на доске появляется запись:

- На какие группы можно разделить имена существительные?

- Как эти группы называются?

Озвучивает тему и цель урока.

Читают предложение, записанное на доске. Находят ошибки.

Записывают в тетрадь, исправляя ошибки. Находят и подчёркивают имена существительные.

Обосновывают выбор написания.

Высказывают своё мнение.

Анализируют.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения.

Формулируют тему и цель урока.

3

Изучение нового материала

Организует поисковую работу.

Картинный диктант (слайд №2)

Что на экране? (предметы)

-А что вы записали в тетрадях? (слова)

 –Как называются эти слова?

Организует проверку выполненного задания.

Сравните слова в первой строчке.

- Чем отличаются?

(Они называют разное количество предметов)

Сравните слова во второй строчке, в третьей, четвёртой.

-Что общего у существительных  первого столбика, второго столбика?

- Как называются эти группы?

Обратимся за помощью к учебнику (стр. 61).

- Как назовём эти группы имён существительных?

Обобщает.

У имён существительных можно определить число. Если они называют один предмет, то стоят в единственном числе, если больше одного, то во множественном числе.

Даёт задание.

Работа с учебником. №104

 Прочитайте имена существительные единственного числа.

Докажите своё мнение.

Прочитайте имена существительные множественного числа. Докажите своё мнение.

Физкультминутка.

      Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик -

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть.

Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться.

Записывают слова.

Сравнивают, находят отличия.

Отвечают на вопросы.

Сравнивают написание слов в тетради и на слайде.

Сравнивают, формулируют выводы наблюдений.

Работают с учебником.

Читают.

Находят в тексте нужную информацию.

Слушают.

Выполняют упражнение №104 устно.

Читают, объясняют свой выбор.

Выполняют упражнения.

Произносят последнее четверостишие рифмовки.

4

Закрепление изученного материала.

Даёт задание.

Отгадайте загадки, напишите отгадки. (Слайды №3-№5)

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте друг у друга выполненную работу.

А теперь посмотрим, сможем ли мы определить,  в каком числе стоят данные  имена существительные.

Показывает, как обозначить число им. существительного.

Проверка выполненной работы.

Физкультминутка.

(слайд №6)

- Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные?

Из упражнения №105 девочки  выпишут имена существительные единственного числа, а мальчики имена существительные множественного числа.

Проверяет самостоятельную работу.

Игра «Поединок знатоков»

Дети получают карточки.

У учащихся первого варианта написаны имена существительные единственного числа, а у второго варианта имена существительные множественного числа.

Справились с этой работой?

Теперь, измените,  число существительных данных в упражнении №106,  и запишите их по образцу, данному в учебнике.

Проверка выполненной работы. Прочитайте пары слов. Подчеркните в каждом слове ту часть, которая  указывает на то, что имя существительное изменилось по числам.

- Что меняется у существительного при изменении его по числам.

 Прочитайте новые сведения о языке и найдите ответ.

Обобщает.

Улица – улицы – это не родственные слова. Это формы одного и того же слова.

Читают загадки, записывают отгадки.

Осуществляют взаимопроверку.

Определяют число имён существительных.

Читают существительные, называют, в каком числе они употреблены.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение в тетради.

Читают записанные слова, доказывая, правильность выполненной работы.

Работают в парах.

Изменяют имена существительные по числам. Устно.

Выполняют упражнение в тетради.

Читают пары слов, называют и подчёркивают ту часть слова, которая указывает на то, что имя существительное изменилось по числам.

Находят в тексте новую информацию о языке на стр.62

5

Контроль

Проводит игру «Да или нет»

- Ребята,  предлагаю вам поиграть в игру «Да или нет».

Я буду произносить какое – либо высказывание, если вы с ним согласны, то хлопаете в ладоши, если нет, топаете.

Итак, начинаем:

- Имена существительные изменяются по числам.

- В единственном числе имена существительные обозначают несколько предметов.

- При изменении существительного по числам меняется его форма.

- Существительное «кошка» употреблено в единственном числе.

- Существительное «цветок» употреблено во множественном числе.

Анализируют высказывания и делают выводы.

Высказывание верное – хлопают, неверное – топают.

6

Рефлексия

- Можем мы теперь сказать, по какому принципу разделил имена существительные Буратино?

- Как называются эти группы?

- Что нового мы узнали на уроке?

- Чему  научились?

- Что вызвало затруднения?

- Что больше всего понравилось?

- Комфортно ли вам было работать  на уроке?

Выберите смайлик и покажите,  какое настроение  было у вас на уроке.

Чтобы проверить себя, действительно ли хорошо мы усвоили новую тему, предлагаю дома выполнить упражнение №107 стр.62.

Учитель благодарит всех за активную работу на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Поднимают смайлики.

Записывают задание на дом.

Учитель акцентирует внимание на схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повторение об имени существительном и имени прилагательном."Конспект и презентация .

Урок составлен в форме переделанной сказки "Красная шапочка"....

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...