Конспект урока по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Напалкова Надежда Владимировна

Конспект урока по русскому языку  в 4 классе по теме «Наречие»  ( УМК "Начальная школа XXI века").

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_narechie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов 36»

Республики Мордовия

Конспект урока по русскому языку                      в 4 классе

«Наречие»

по УМК "Начальная школа XXI века"

                                                                                                                                         подготовила                                                                                                        учитель начальных классов

                                                                    Напалкова Надежда Владимировна

                                                            Саранск

                                                                  2014

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уровень класса: средний.

Цель: сформировать у учащихся представление о наречии 

Задачи:

- обучающие: 

•        ознакомление с обобщенными лексическими значениями наречий;

•        формирование понятия «наречие»;

•        развитие умения подбирать подходящие по смыслу наречия;

- развивающие:

• обогащение словарного запаса учащихся и развитие интереса к родному языку;

•        развитие вербального мышления;

•   развитие познавательного интереса;

•   развитие речи учащихся;

- воспитательные:

• проявление творческого отношения к процессу обучения;

•  воспитание стремления к творчеству;

•  формирование коммуникативных компетенций 

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, учебник, тетрадь

Структура и ход урока:

1. Актуализация знаний о наречии

   Тест «Верные и неверные высказывания».

  1. Верно ли, что слова вверху, направо, однажды, весело – это наречия?
  2. Наречие – это служебная часть речи.
  3. Наречие отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? почему?
  4. Наречие изменяется по родам и числам.
  5. В предложении наречия обычно являются обстоятельствами.
  6. Наречие – неизменяемая часть речи.

2.Введение в тему урока

2.1 Наблюдение за лексически верным использованием наречий в речи.

   Сценка «Нормально»

   Прослушайте запись одного разговора. Вспомните, как вы обращаетесь с наречием нормально? Что оно значит?

Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю:

- Как живешь?

- Нормально.

- А с учебой как?

- Нормально.

- Ты, говорят, болел. Теперь – все в порядке?

- Нормально.

- Хорошо, значит?

- Ну, я же говорю – нормально.

- Странно ты говоришь.

- Почему? Нормально.

- Ты считаешь – нормально?

- Нормально.

Приятель ушел, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А. Шибаев)

- Ребята, что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово нормально так, как один из приятелей в рассказе?

   Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме, в рассказе или беседе одно слово, надо заменить его другим, близким по смыслу. Надо стремиться выражаться яснее и уметь ценить это в других людях.

2.2  Определение темы и цели урока. (Наречие.)

Какие основные задачи стоят перед нами?

3. Работа по теме урока

3.1.Выберите слова, которые не изменяются

(электронное задание)  

3.2. Целевая установка

-  Сегодня мы исследуем, с какими частями речи дружит наречие; что обозначает наречие как часть речи.

3.3. Происхождение слова «наречие»

- Вы уже знаете, что раньше слово глагол обозначало «речь». Поэтому наречие – это слово, «при речи», при глаголе, «приглаголие». (Рубрика «Путешествие в прошлое» стр. 56)

3.4. Проблемная ситуация.

 - На карточках даны словосочетания. Определите часть речи главного слова. От каких частей речи может зависеть наречие?

   летел вверх                         глагол + наречие

   сидел рядом                        глагол + наречие

   яйцо всмятку                      существ. + наречие

   чай вприкуску                    существ. + наречие

   очень интересно                наречие + прилагат.

   слишком быстро                наречие + наречие

3.5. Коллективное выведение правила. Открытие нового знания.

- С какими частями речи дружит наречие?

  Что называет наречие – предмет, действие или признак?

глагол + наречие ------> признак действия

существ. + наречие ------> признак предмета

наречие + прилагат. -------> признак признака

   Чтение вывода в учебнике. Стр. 58

3.6. Физкультминутка с заданием.

 - Какие пары наречий услышали?

   У дороги яблоня стоит

   А на ветке яблоко висит. (Дети встали)

   Ну кому какое дело?

   Просто яблоко висело. (Руки вверх)

   Только Конь сказал, что низко (Присели)

   А Мышонок – высоко. (Встали, руки вверх)

   Воробей сказал, что близко (Руки к груди)

   А Улитка – далеко (Руки в стороны)

   А Теленок озабочен, тем

   Что яблоко мало (Сесть за парту)

Как называются слова с противоположным значением?

3.7.Материал для наблюдения. - Что чаще называет наречие – признак действия, другого признака или признак предмета?

- Какая часть речи всегда называет признак предмета? (имя прилагательное)

Вывод: наречий, называющих признак предмета мало, так как признак предмета обычно обозначает имя прилагательное. В словосочетании «существительное + наречие»

яйцо (какое?) всмятку,

рубашка (какая?) навыпуск,

к наречию задаются вопросы какое?, какая?.

В предложениях такие наречия являются определениями.

4. Обобщение полученных знаний

4.1. Работа по учебнику (упр. № 1, стр. 57. Выпиши из текста словосочетания с наречиями, задай к наречиям вопросы)

4.2. Составление таблицы.

- Что такое наречие? (Часть речи.)

- Что обозначает наречие?

- На какие вопросы отвечает наречие?

- Каким членом предложения чаще всего является наречие?

На доске открывается таблица.

Хоровое прочтение

Детям раздаются индивидуальные таблицы «Наречие».

4.3. Закрепление нового материал.а

Задание: заменить фразеологизм одним словом – наречием

 Работать спустя рукава – небрежно

 Рукой подать – близко

 Навострить уши - внимательно

 Как курица лапой – неразборчиво

 Засучив рукава - старательно

 С пятого на десятое – бессвязно

 Зарубить на носу– крепко

 В мгновение ока – моментально

 На глазок – приблизительно

 За тридевять земель – далеко

4.4. Самостоятельная работа учащихся по учебнику (упр. 2 стр. 58)

Вставьте в предложения подходящие по смыслу наречия. Проверка.

4.5. Роль наречий в речи (упр. 3 стр. 59 Воронья находка)

-Попробуйте убрать наречия из текста. Прочитайте его.

-Вам понравился новый текст? Расскажите.

-Зачем же нужны наречия в тексте? Какова их роль?

5. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

-Попробуйте сформулировать, каков результат вашей работы на уроке.

На уроке мне было…, потому что….               .Особенно …

-Расскажите о наречии все,  что вы узнали.

-Что бы вы хотели узнать о наречии?

-Это нам задание на следующие уроки.

 Домашнее задание

-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из книги, которую читаете. Укажите наречия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...