Окончание - значимая часть слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе по теме Как выделять окончание в слове? Почему так?

 

Цель: Ввести понятие об окончании как значимой изменяемой части слова       

Сконструировать способ выделения в слове окончания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_3_klass.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                              Окончание как значимая часть слова

Цикл ОС: Как выделять окончание в слове? Почему так?

Цель: Ввести понятие об окончании как значимой изменяемой части слова        Сконструировать способ выделения в слове окончания.

Предметные действия детей: 1.Проверка ОСП по ЗРП. «Ситуация успеха»

                                                     2.Перепроверка работы со словами мор_, слов_, дел_…

                                                      

                                                                                                         

                                                 

                                                3.Выявление части, выполняющей свою работу – окончание.

                                                4.Конструирование способа выделения окончания.

                                                5.Упражнение в выделении окончаний в словах.

Итоговые рассуждения ученика: чтобы найти окончание, нужно изменить слово и      выделить изменившуюся часть.

Запись на доске с прошлых уроков:

ЗРП:

Я не всегда могу проверить ОСП, так как знаю не все секреты русского языка.

МОР_  - МОРЯ

ДЕЛ_   - ДЕЛА

СЛОВ_ - СЛОВА

Может, не все ОСП можно проверять по сильной?

Может, не все ОСП можно проверять, изменяя слово?

Как по-другому?

Что это за ОСП, проверку для которой надо искать по-другому?

Задачное содержание

Предметно – коммуникативное  содержание

Мыслетехническое содержание

1.Запишите высказывания под диктовку без ошибок. Обоснуйте выбор букв.

У детей мячи. Они гоняли их в поле.

2. Работа в парах по карточке.

           (           ) кукла        _________

            (           ) _ _ _ _ _   _________

1) Определи слово – название.

 Отметь в                .

2) Какой именно предмет назван?

Запиши в скобках.

3) Измени слово по числу.

Запиши изменение под словом кукла.

4) О чем сообщает каждое слово?

3.                                                                                  

 

Групповая работа.

Найдите в словах окончание.

Слова с прошлого урока на доске.

Береза, деревня, лопата, ручки, сёла, корова.

 

У детей  мячи. Они гоняли _х  в пол_.

   (дети)  (мяч)  (он) (гон_т)         (поля)

                                                       (поле)

Что это за ОСП, проверку для которой надо искать по-другому?

Версии:

1.               ( игрушка ) кукла         одна

   

                   ( игрушки )  куклы     много

2.               ( игрушка ) кукла        

   

                  ( игрушки )  куклы       

В конце слова кукла - буква А, куклы – Ы.

к у к л а              одна

= = = = ≠

к у к л ы             много

Какую работу выполняет А в слове кукла, Ы в слове куклы.

А указывает на то, что предмет один, Ы указывает на то, что предметов много.

Варианты.

Как она называется?

Попытаться найти окончание в словах.

Варианты:  

 чтобы найти окончание в слове, надо

1. Изменить слово по числу.

2. Сравнить изменения слова.

3. Выделить изменившуюся часть (окончание).

Найти окончание в словах.

- И у меня так же получилось (открываю)

пол_   (поля) Можно так проверить? Почему нельзя?

Мы все сделали правильно?

(нашли сильную позицию в том же слове)

Раньше нам встречалась такая орфограмма?

(открываю вопросы предыдущих уроков)

На какой вопрос мы не нашли ответа?

- О чем сообщает слово кукла? (игрушка одна).

Куклы? (много).

- Уточните запись о числе игрушек

Как вы узнали, что слово кукла сообщает об одной игрушке, а слово куклы – о нескольких игрушках?

Сравните буквенную запись изменений слова. Покажите знаками = и =.

Что выявили?

Какую?

А я знаю о другой работе А и Ы – показывать твердость предыдущего согласного. Это такая же работа?

Так выходит, что А и Ы не просто буквы (у букв в словах другая работа),

это часть слова, которая выполняет очень важную работу – рассказывает о числе предметов.

Как отделить эту часть в буквенной записи, чтобы было видно, что не целое слово выполняет эту работу?

Что осталось узнать об этой части?

(окончание)

На какой вопрос искали ответ?

Что

Только ли в слове кукла есть часть слова, которая меняется и сообщает о числе предметов. Есть ли окончание в других словах?

Как об этом узнать?

Раз у вас все разрешилось, составьте полный список действий, которые надо выполнить, чтобы найти окончание в слове.

Предложенные варианты доработаем так, чтобы получился общий грамотный вариант.

Какие действия вам известны?

Как записать об окончании?

Какое задание будете выполнять?

Какое будет домашнее задание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.

Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке....

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"

Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: «Окончание как значимая часть слова». Система Эльконина - Давыдова

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений об окончании как значимой части слова и его роли в словообразовании.Планируемые результатыПредметные:Знать определение понятия окончани...

Технологическая карта урока по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Выделение значимых частей слова" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии.Цель урока: закрепление знаний и умений учащихся об окончаниях существительных во множественном числе в разных падежах.Задачи урока:Дидактические:1. Вспомнить, как изменяются...