Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Попова Ольга Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обозначение двойных согласных на письме.  

                       Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

                       Однокоренные слова. Разбор слов с

                       удвоенными согласными по составу».

                                                    МБОУ СОШ № 8 г. Тулы

                                                           3 класс

                                                            учитель: Попова О.А.

 Цели урока:

                      - познакомить с орфограммой: удвоенные согласные на стыке

                        приставки и корня;

                      - развивать умение видеть в словах изученные орфограммы;  

                      - формировать орфографическую грамотность;

                      - развитие монологической речи учащихся через

                        использование алгоритма ответа;

                      - формировать аналитико-синтетическое мышление, умение

                        осуществлять группировку, умение обобщать, делать

                        выводы;

                      - развитие коммуникативных навыков через работу в парах,

                        оценку и самооценку деятельности;

                      - воспитывать интерес к русскому языку, потребность

                        пользоваться языковым богатством.

Оборудование: учебник, доска, тест, дидактический  раздаточный

                        материал, проектор, компьютер, экран.

Ход урока.

I.Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.

II.Минутка чистописания.

Запись на доске           мм  пп   лл  рр

- Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания. Посмотрите на доску и скажите, что общего в этих элементах? (удвоенные согласные)

- Попробуйте разделить эти буквы на две группы. ( одинаковые элементы в буквах: м, л  и   п, р)

- Какая буква здесь может быть лишней? (п – обозначает глухой согласный звук).

- Запишите удвоенные согласные себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту и наклон букв.

- Проверка. В каком порядке записали буквы?

III .Введение в тему.

- Прочитайте запись:

Слайд № 1:  Обозначение двойных согласных на письме.

.

- Давайте попробуем определить цели и задачи урока.

- Итак, сегодня на уроке мы с вами должны:

Слайд № 2: Задачи урока:

                    1.Выяснить, где встречаются двойные согласные.

                    2.Учиться писать и разбирать по составу слова с двойными

                    согласными.

IV.  Проверочный тест.

- Предлагаю быстро выполнить проверочный тест, соединяя части определения. Ведь на уроке мы будем опираться на знание частей слова. (Дети на индивидуальных карточках работают цветными карандашами).

Изменяемая часть слова

Часть слова без окончания

Общая часть родственных слов

Часть слова перед корнем служит для образования новых слов

 Часть слова после корня служит для образования новых слов

корень

окончание

суффикс

основа

приставка

орфограмма

- Проверим.

Слайд № 3 Изменяемая часть слова

                   Часть слова без окончания

                   Общая часть родственных слов

                   Часть слова перед корнем служит для

                   образования новых слов

                   Часть слова после корня служит для

                   образования новых слов

корень

окончание

суффикс

основа

приставка

орфограмма

- Какое слово лишнее? Что такое орфограмма?

V. Словарно-орфографическая работа.

- Почитайте слова и подумайте, на какие две группы их можно разделить?

Слайд №4: Коллекти…, расск…зал, аккор…, масса…, отт…лкнул, подд…ржал.

- Какие слова отнесём к первой группе? (коллектив, аккорд, массаж).

- По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена парная согласная в конце слова).

- Какие слова отнесём ко второй группе? (рассказ, оттолкнул, поддержал)

- По какому признаку объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне).

- Итак, у нас получилось 2 группы слов:

Слайд № 5 коллекти…                    расск…зал

                   аккор…                          отт…лкнул

                   масса…                         подд…ржал

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

- Проверка. Прочитайте слова I столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались?

- Прочитайте слова II столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались?

- Что общего в словах I и  II столбика? (удвоенная согласная)

VI. Постановка проблемы.

- В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах?

- Ваши мнения разошлись. Одни говорят, что удвоенные согласные находятся в корне, а другие считают, что не только в корне. Давайте попытаемся сегодня ответить всегда ли удвоенная согласная находится в корне.

VII.Открытие новых знаний.

- Что нужно сделать, чтобы определить, в какой части слова находится удвоенная согласная?

- Работа в парах. Разберите слова по составу.

- Что можете сказать о словах I столбика? (удвоенная согласная находится в корне слова).

- Докажите. (дети рассказывают, как разбирали слова по составу)

- Что можете сказать о словах II столбика? (удвоенная согласная находится в приставке и в корне слова).

- Докажите. (дети рассказывают, как разбирали слова по составу)

- Сделаем вывод: всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?

- Как вы думаете, это орфограмма?

- Да. Орфограмма называется:

Слайд № 6 Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

- Стык – это место, где приставка и корень соединяется вплотную.

Физ. минутка.

Игра «Поймай слово». Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши. А если в слове нет двойной согласной – приседают.

Шоссе, упражнение, лопата, суббота, класс, малина, масса, Алла, солдат, сумма.

VIII. Работа над новым материалом.

- Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная?

- Когда же возникает удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

Вывод:

Слайд № 7 Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с

                  этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная

                  согласная.

- Сейчас мы с вами на некоторое время станем исследователями. Объектами исследования будут слова-отгадки из упр.167.

Упр. 167.

- Запишем только отгадки. Выделим приставки.(1 у доски, записывает отгадки, объясняя, почему там надо писать двойную согласную)

Индивидуально работают по карточкам на доске. Списать слова, раскрывая скобки:

Бе (с, сс) полезно

Ра (с,  сс) писание

Бе (с, сс) трашный

         Коллективная проверка.

Бесполезно

Расписание

Бесстрашный

- Какие шаги, в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня?

Слайд № 8 1. Прочитать слово.

                    2. Выделить корень.

                    3. Сравнить согласные звуки на стыке приставки и корня.

                    4. Сделать вывод.

                    5. Записать слово.

IX. Домашнее задание.

 - с.87, упр.163. К данным словам подобрать и записать однокоренные глаголы с двойной согласной, используя данный алгоритм.

- По желанию составить словарь слов, в которых пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. (На следующем уроке эти дети могут выступить в роли учителя и провести словарный диктант).

X.Подведение итогов урока.

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нового узнали?

- Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднение?

XI. Самооценка (рефлексия).

Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке.

Человечек с улыбкой: усвоил новые знания и научился его применять на практике.

Человечек с прямым ротиком: усвоил новые знания, но нужна ещё помощь.

Человечек с грустной улыбкой: тема урока осталась непонятной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...