Правописание безударных гласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Нагорная Ольга Юрьевна

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.  Урок составлен на основе системно-деятельностного подхода и св соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
  • расширить словарный запас учащихся

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия: Орфограмма, алгоритм, корень, безударная гласная, проверочное слово, проверяемое слово.

Рессурсы:

-основные: Канакина В.П. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1.

-дополнительные: Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Правописание безударных гласных в   корне».     Карточки с творческим заданием. Карточки «Рефлексия урока». Памятки «Как проверить безударную гласную в корне».

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Мотива-ция к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

 Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Целеполагание.

-Ребята, мы на каждом уроке убеждаемся, что русский язык очень сложный, но в то же время очень интересный и красивый. Вот и сегодня,  мы постараемся сделать на уроке интересные открытия. (СЛАЙД 1) Давайте прочитаем девиз нашего урока:

К работе готовы? Тогда – в путь!

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затрудне-ний

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Логический анализ объектов с целью выявления признаков.

 Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание.

Минутка чистописания

  • запишите строчную букву, которая стоит  в алфавите после буквы «ка» (Л)
  • запишите букву, которая состоит из двух звуков « ЙЭ»  (Е)
  • буква, которая обозначает глухой звук, парный звуку «З»  (С)
  • буква, которая в алфавите стоит между буквами «М» и «О»  (Н)
  • буква, которая стоит в алфавите перед буквой «Й»  (И)
  •  буква, которая в алфавите стоит между буквами «Й» и «Л» (К)

- Какие буквы записали?

- Запишите эти буквы красиво и аккуратно до конца строчки.

- На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).

Какое слово получилось?  (лесник). Запишите его в тетрадь. (СЛАЙД 2)

   

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

самостоятельное выделение,  формулирование цели;

формулирование проблемы.

 Постановка вопросов.

 Целеполагание.

- Подберите к данному слову однокоренные слова (Лес, лесной, перелесок и др.).

-Выделите корень. Поставьте ударение.

- В каких словах произношение не совпадает с написанием?  Почему?  (1-ый слог в слабой позиции)

 В какой части слова возникло затруднение?  (в корне)

Построение проекта выхода из затрудне-ния

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)

Моделирование;

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Сотрудничество в поиске и выборе информации.

 Планирование, прогнозирование.

Какую цель ставим перед собой?  (Узнать, какая орфограмма в слове и как её проверить).

Какое наше следующее действие?  1. Назвать орфограмму.

                                                             2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.

                                                             3. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике.

                                                             4. Поупражняться в написании таких слов.

Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным  планом.

Самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Планирование учебного сотрудничества.

 Целеполагание, прогнозирование, коррекция.

-  Как вы думаете, как может называться эта орфограмма? Звук, который стоит под ударением как называется? (ударный).  А звук в слабой позиции как называется? (безударный).

Как же будет звучать тема нашего урока? Прочитайте .  (СЛАЙД 3)

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Вернёмся к нашим словам: лесной, лесник.

Попробуйте доказать, правильно ли написана безударная гласная в корне?

Что нужно сделать, чтобы точно знать написание?  (подобрать проверочное слово).

Какое слово может быть проверочным для этих слов?  (лес, перелесок).

Давайте вспомним, что мы делали  и составим план наших действий – алгоритм.  (СЛАЙД 4)

У детей на столах памятка – план действий. Нужно вставить пропущенные слова.

  1. Читаем слово.
  2. Ставим ударение и обозначаем слабую позицию.
  3. Подбираем однокоренные слова.
  4. Выделяем корень.
  5. Подбираем проверочное слово.
  6. Пишем гласную.

Прочитайте правило в учебнике на с.         . Как вы считаете, правильно мы составили алгоритм?

(СЛАЙД 5)

Физминутка.

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением.

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

 Контроль, оценка, коррекция.

(СЛАЙД 6) На доске слова:

Посмотрите внимательно. Прочитайте слова.

-Что общего у этих слов?  (Здесь записаны слова с безударными гласными)

- По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.

-Запишите слова в столбик, пропуская безударную гласную.

- Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове)

Ребята выполняют задание с объяснением.

Самостоятельная работа  с самопровер-кой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

.

 Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

А теперь проверим, на сколько вы внимательны. Умеете ли помогать друг другу в трудной ситуации. На столе у вас лежит карточка с текстом. (СЛАЙД 7) Внимательно прочитайте текст. Что заметили? (текст с ошибками).

Нужно исправить ошибки и доказать, что именно эта буква должна стоять в слове.

Пришла зема. С неба падают снижинки. Они украшают землю белым кавром. Во дворе дети играют в снижки.

Физминутка для глаз

Включение в систему знаний

Организует работу по отработке нового правила.

Выполняют работу на тренажёре.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

 Саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

(СЛАЙД 8)

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

С какой орфограммой познакомились на уроке?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Подберите устно слово на эту орфограмму?

У каждого ученика лист с двумя шкалами

                                                                           Интересный урок                                     Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

(Слайд 9)

- Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...