Урок развития речи "В гостях у Весновки-свистуньи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Хитрова Елена Николаевна

Данный урок позволяет познакомить детей с весенними мини-праздниками народного календаря.

Цели урока: 1.Развивать умение писать мини-сочинения.

2. Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ученика.           

3. Закреплять приемы логического мышления.

4. Побуждать учащихся к сотрудничеству и соперничеству, умению работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей.

5.Воспитывать интерес к устному народному творчеству, поэзии, любовь к природе. 

Материалы этого урока можно использовать на уроках внеклассного чтения, окружающего мира, истоках, во внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Межевская средняя общеобразовательная школа

Межевского муниципального района Костромской области

Урок по развитию речи

На тему: «В гостях

у Весновки-свистуньи»

(3-4 класс)

                                                                        Работу выполнила

                                                           Хитрова Елена Николаевна

                                                            учитель начальных классов

                                                       МОУ Межевская средняя

                                                             общеобразовательная школа

                                      с. Георгиевское

                                             Межевского района

                                                Костромской области

2011 год  

Урок развития речи и внеклассного чтения

Тема: «В гостях у Весновки-свистуньи».

Задача: Познакомить детей с весенними мини-праздниками народного календаря.

Цели: 1.Развивать умение писать мини-сочинения.

2. Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ученика.            

3. Закреплять приемы логического мышления.

4. Побуждать учащихся к сотрудничеству и соперничеству, умению работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей.

5.Воспитывать интерес к устному народному творчеству, поэзии, любовь к природе.

Оборудование: дидактические карточки, плакаты с изображением Весновки-свистуньи, весенними пословицами, заготовки стихов-буриме о весне, заклички, кроссворды.

Ход урока:

I .Организационный  момент.

- Сегодня у нас с вами один из уроков цикла «Времена года», урок развития речи и внеклассного чтения.

II.Постановка темы урока.

(Параллельный просмотр презентации: Слайд2)

- С давних пор солнечный круг являлся зримым символом времени, который катится с востока на запад.

     В народе образ года представлялся как образ круга. Да мы и сегодня говорим: «Круглый год».

     Давайте окинем взглядом все колесо – круг русского года. Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это – годное, угодное, приятное, веселое время. Но таким его, годным для жизни, делаем мы сами, если умеем обращать дни жизни в праздник.

    Год – это круг жизни реальной и волшебной. Все события размещались по кругу дней года, они были мудро изображены в виде символического знака, колеса, вращающегося по движению солнца.(Слайд3).

    Начало нового года по народному календарю приходится на время первого движения природы к таянию, пробуждения от зимней спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения.

   Новый год начинается с весны, с марта. (Слайд4)

   На Руси новолетье (новый год) отмечалось в первый весенний праздничный день, названный  Весновкой-свистуньей.

(Стихотворение читает ученик). (Слайд5)

Пришел сегодня день чудес

Пришел он не напрасно.

В лесной глуши раздался треск,

И ожил день ненастный.

И лес проснулся на заре,

Очнулся от печали,

Прислушайтесь: в лесной тиши

Вдруг птицы зазвучали.

Они на сотни голосов

Поют лесные песни:

«Весна идет, весна идет.

И нет ее чудесней!»

- Сегодня, как вы уже, наверное, и догадались, мы отправляемся в гости к прекрасной…

+ Весне.

- Совершенно верно. К юной фее Весновке-свистунье. Мы совершим с вами путешествие в мир звуков и красок весны.

-Подумайте, о чем сегодня может пойти речь на уроке?

+ О весне, о том, как звучит весна. Какие краски использует Весновка-свистунья.

- Прочитайте эпиграф урока , который вы видите на слайде:

«Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит, и поет».     А.К.Толстой

- К концу урока мы вернемся к нему и вы постараетесь ответить , подходит ли эпиграф к нашему уроку и согласны ли вы с этим утверждением.

III. Работа над темой урока.

(Стихотворение читает ученик)

Солнце, словно янтарь, засияло,

Вновь укутало землю теплом.

Из –под снежного одеяла

Ручейки побежали кругом.

Легким шагом пройдя по тропинкам.

К лесу мрачному вышла весна.

И своею зеленой косынкой
Все деревья покрыла она.

На ветвяз, где снежинки лежали,

Изумрудом блеснула листва.

А внизу на земле появилась

Молодая трава-мурава.

Все вокруг так красиво, так звонко,

Ветерок нам поет допоздна

А в тени под сосною тихонько

Облегченно вздыхает весна.

(Звучит пьеса П.И. Чайковского «Март»).

-Ребята, вы чувствуете, над своей страной пролетает наша Фея, указывая нам путь в свое царство весны.

- А как же мы узнаем весну?

+Тает снег, птицы прилетают, бегут ручьи, звенит капель.

- Достовернее всего весну отображают народные приметы, вобравшие в себя погодные и хозяйственные наблюдения земледельцев. С некоторыми из них мы можем познакомится, прочитав их на слайде.(Слайд 6).

- И все эти приметы рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, прозе, картинах.

-Послушайте стихотворение  Ф.И. Тютчева «Весенние воды»

(Читает ученик)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет! Весна идет!

Мы молодой Весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет! Весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный , светлый хоровод

Толпится весело за ней.

-Какая главная примета весны в этом стихотворении?

+Весенние воды, ручьи.

-Какое у них настроение?

+ Радостное, бурное.

-Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. А на самом деле говорят ручьи?

+Они журчат, звенят, как будто говорят.

- А ведь мы в волшебном царстве. Вот Тютчев послушал, наверное, звук весенних ручьев, и они у него заговорили. А чтобы волшебство произошло, надо уметь всматриваться, вслушиваться в природу.

- Ребята, у Весновки-свистуньи есть три брата, и каждый приходит к ней со своим подарком.(Слайд 7)

-А вы знаете этих братьев?

-Март, апрель, май.

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь,

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!

- Пожаловали и они к нам на урок, принесли свои задания. Но прежде хотелось бы им узнать, а что вы о них знаете?

(Дети делают сообщение о месяцах).(Слайд 8)

+Март – утро года. «Февраль силен метелью, а март – капелью» - гласит народная мудрость. И поэтому в народе этот месяц называют КАПЕЛЬНИКОМ. А день со звонкими капелями – СОЛНЕЧНИКОМ.

Март – ПРОТАЛЬНИК, СОЛНЦЕГРЕЙ, ВОДОТЕК, ГРАЧЕВНИК. В названиях отражались природные явления этого времени года: затяжную борьбу тепла и холода. О марте народная молва говорила так:»Март-позимье сшибает рог зиме. Февраль зиму выдувает, а март ломает».

- Первые две недели марта подготавливали к самому яркому весеннему празднику, к первой встрече весны — дню Весновки, который отмечался 14 марта. По святцам — это день преподобномученицы Евдокии, которую в простонародье называли Авдотьей Плющихой, поскольку наступала пора снегу плющиться, оседать. В этот день, считавшийся началом нового года русского земледельца, узнавали о том, какое ожидается лето. Существовала примета: «На Весновку погоже — все лето пригоже». По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и традиционное название — Весновка-свистунья.

 - С первых дней весны дети принимали активное участие в различных обрядах. Они зазывали, заклинали радостное время года песенками, закличками,  забравшись куда ни есть повыше. А вы, ребята, заклички приготовили? Давайте и мы приманим Весновку-свистунью к нам в гости! (Слайд 9).

* Весна-краска! На чем пришла?

На сошенке, на бороночке,

На овсяном снопочке,

Ржаном колесочке!

Весна-красна! Что ты нам принесла?

Красное летечко!

* Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью.

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

*Уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
И повсюду золото
Разлило, разлило!
Ручейки на улице
Всё журчат, всё журчат.
Журавли курлыкают,
И летят, и летят.

Расцвели подснежники
Да в леске, да в леске.
Скоро всей земелюшке
Быть в венке, быть в венке.

Ой, солнышко-батюшка,
Угоди, годи!
Уроди, уроди!

(Слайд 10).

-Основная встреча весны праздновалась в день СОРОКИ (22марта)в честь 40 мучеников. Есть поверье, что в этот день начинается прилет птиц, говорят,на сороки – «сорок разных птиц прилетает»и первая из них жаворонок. На «Сороки» пекли фигурки жаворонков,   водили хороводы, пели песни, разгадывали загадки. По старинной традиции совершали такой обряд: заклинали весну быть доброй.

-- И еще один обряд начинался в этот день: пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков-колобков, а затем каждый последующий день необходимо было выбрасывать по одному шарику, загадывая желание, как правило, в стихотворной форме, например: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся подобру-поздорову».

 - Месяц Март приготовил свою загадку-задание. Надо узнать «Какого цвета Весна?», а поможет вам выполнить это задание кроссворд, отгадав который, вы и узнаете ответ. (Слайд 11).

IV.Работа с интерактивным кроссвордом. (Слайды 12-26).

- Какого же  Весна  цвета?

-Верно, ребята. Приметил эту особенность Весны и писатель Николай Сладков. Послушайте отрывок из текста «Голубая пора». (Читает ученик).

+ Голубое небо, снега голубые.

Голубая даль, голубые льды.

Голубые на снегу следы.

Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте синяя полоска далекого леса. Весь мир – голубой. Пора яркого солнца и полосатых снегов. Зиме- конец. А весне – начало.

V.Работа над темой урока.

- У Весны много разных примет, красок и звуков. Послушайте стихотворение Алексея Константиновича Толстого .

(Читает ученик).

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Первых гроз нетерпеливо ждет,

Все весны дыханием согрето.

Все кругом и любит, и поет.

-Звуки, звуки, звуки. Прозвучали у нас на уроке стихи и о ранней весне и о весне, набравшей полную силу. Самые разные приметы весны привлекли внимание разных поэтов, писателей. Но общим было то, что весну в их произведениях мы не только видели, но и слышали. Как же это получилось?

+ В стихах говорилось о звуках весны: о шуме воды, о пении птиц, о шелесте листьев.

- Ребята, но только ли слова помогают нам представить приход весны?

+ Нет. Еще помогают и картины родной природы. (Слайд 27).

- Перед вами репродукции картин о весне, прошу обратить внимание на репродукцию Алексея Константиновича Саврасова «Грачи прилетели».

       Эта картина написана в Костромской области, в поселке Сусанино. Представьте, что мы стоим у этой березы. Слышите, сколько звуков в этой картине?

Какие звуки мы здесь можем услышать?

+Перекличку грачей, звон капели, шелест ветрав мокрых ветках, поскрипывание кривых стволов, звучание колокола…

-Какие краски использовал художник?

+ Светлые и темные, голубовато-серые, краски весны.

-А теперь посмотрите на рисунки наших ребят и обратите внимание, какие они используют краски, чтобы изобразить весну.

-Звуки весны можно услышать в музыке. Петр Ильич Чайковский свою пьесу об апреле так и назвал «Подснежник».

(Слушают пьесу).

-Какие звуки весны вы услышали сейчас?

+В вальсовом движении журчит ручеек, звенит капель, поют птицы…

- Ребята, вы открыли маленький секрет: звучание весны передается не только словами. Но и красками, и музыкой.

- Молодцы! И мы продолжаем путь. Нас ждет Апрель. (Слайд 28).

+Апрель – второй месяц весны, в народе его называют БЕРЕЗОЗОЛОМ, означает: зол для берёз. Встарь в эту пору, заготавливали соковицу- сладкий берёзовый сок. .

- Апрель – это уже пролетье, дружная весна в этом месяце быстро раскрывает свою красоту. Все начинает оживать не только в полях и лесах, но и в сердцах, наполняющихся чувством радости и любви. В народе считали, что весна будет дружной, если люди прежде всего дети, будут дружными, сумеют ладить друг с другом.

-Апрель – русское «преет» означает отогревается.

  Это слово рифмуется  с капелью, с прелестью рождения новой нежной зелени, согреваемый солнцем, отогревающий землю, раскрывающий свои дары.

  В народном словаре много названий этого месяца: ВОДОГОН, СНЕГОГОН, РУЧЕЙНИК, ЦВЕТЕНЬ, БЕРЕЗЕНЬ.

  К концу месяца  солнце прогоняет последние остатки снега. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода.

  7 апреля в «Благовещенье» говорили: «Весна зиму поборола». Соблюдался и обычай «отпущения птиц на волю». Покупали пташек дети и взрослые и тут же растворяли клетки и кричали свои заклички.

- Кто из вас приготовил такие заклички?

(Чтение закличек на слайде 29).

- А вот и задание Апреля – месяца. Попробуем мы с вами хоть на некоторое время стать поэтами, ведь это так интересно.

   У каждой группы есть карточка со стихотворением, но шутник Апрель смыл весенней водой все прилагательные. Давайте придумаем свои прилагательные и напишем свои стихи о весне.

VI. Работа в группах.

* Пройдет зима …                         * Люблю природу… -

  Настанут дни …                              …      поля,

  Теплом растопит солнышко,         Люблю леса …,

  Как воск, снега …                           …      берега .

  Листами …                                      Люблю сады …,

 Леса зазеленеются                            Люблю я синь небес,

 И вместе с травкой …                     И облака …,

 Взойдут цветы … .                          И жаворонка песнь.

VII. Работа над темой урока.

- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Но нас с нетерпением ждет последний братец Весновки-свистуньи – Май! (Слайд 30).

- Что вы можете рассказать о нем?

Майя – богиня плодородия; мать, кормилица – дала название этому месяцу. На Руси он назывался : ТРАВЕНЬ, ПРОЛЕТЕНЬ, ЯРЕЦ.

Покрывает Ярило-солнце землю травою-муравою, идут по долам и полям Зеленый Шум и его жена Шумиха, ведут они всю природу у лету (языческие божества).(Слайд 31).

    В России 1 мая волей Петра I стали называть «гуленый день», водили хороводы вокруг «майского дерева», изгоняли ветвями всякую нечисть , затевали веселые игры.

   На Руси праздник и труд часто сливались в единое действие. (Слайд 32). 4 мая – девичий красочный праздник – Ляльник. Девушки тайно от парней собирались на чистом лугу, выбирали самую красивую девушку, наряжали ее, на голову возлагали венок из цветов и величали Лялей, т.е. Весной. Вокруг нее водили хоровод, пели песни, обряд заканчивали трапезой, а затем шли собирать лекарственные травы.

- Говорят, март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Вот и просит Май выполнить и его задание: отгадайте по описанию писателя Олега Онегова первоцветы. У каждой группы своя карточка с описанием цветка.(См. приложение)

(Самостоятельная работа).

- Проверим, какие же цветы загадал Май?

VIII Итог урока

- Что же вы, ребята, узнали о весне?

 - Поэты, писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. У  каждого человека – своя весна: и по приметам, и по звукам, и по краскам. И это большая удача в жизни, если вам удастся встретить стихи, музыку или картину, очень близкую вашей весне.

    Мы сегодня услышали стихи о весне, слушали отрывок из музыкального произведения, увидели репродукцию картины, и, может быть, у кого-то состоялась встреча с любимым произведением. А у кого-то, может, появилось желание выучить новое стихотворение о весне, прочитать рассказ , увидеть картину, послушать музыку, написать свой рассказ о весне.

- Прочитайте эпиграф нашего урока и скажите, подходит ли он к нашему уроку и почему? (Ответы детей)

- Все в природе согрето весенним дыханием – солнцем, теплым ветром, и от этого все кругом оживает, поет, любит.

- Учитесь наблюдать, ребята, мир вокруг нас огромный, многоцветный, удивительный. Каждый человек совершает свои открытия, удивляется чудесам. А чудеса порой оказываются совсем рядом. (Слайд 33).

 

 Н.Рубцов  

 Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам –

 глазами к ним тянитесь!        

        

Приглядывайтесь к облакам,

 прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам –

Ничто не повторится.

За мигом миг,

За шагом шаг

Впадайте в изумленье –

Все будет так

И все не так

Через одно мгновенье…

- Спасибо вам , ребята, за ваше сотрудничество на уроке.

IX Домашнее задание

- Дома попробуйте в своих сочинениях найти  слова, чтобы описать красоту весенней природы, используя карточки на тему : «Весеннее утро».

Весеннее утро.

         Теплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветерок, свежий воздух, льется веселая песня, зеленая дымка, чувствуешь дыхание весны.

X. Рефлексия.

                   

 

 

   

Используемая литература:

1. В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова «Весенние праздники, игры и забавы для детей», Москва, творческий центр «Сфера»,2001г.

2. Н.В.Новотворцева «Развитие речи детей», Ярославль, изд-во «Гринго»,1995г.

3. В.Аникин «Русский фольклор», Москва, изд-ва «Художественная литература,1986г.

4. Г.В.Ковальчук, Г.С,Ковальчук, Л.К.Нарочная «Книга для чтения», Киев, изд-во «Радянська школа», 1986г.

5. С.И.Жупанин «С чего начинается родина», Киев, изд-во «Радянська школа»,1987г.

   

 

 

Приложение:

Описание цветов.

  1. Весенний ветерок ещё не согнал весь снег с лесных полян, а на краю леса, под кустами, уже покачиваются на ветру резные листья – юбочки и белые-белые цветы.

    Зацветет этот цветок, и покажется, что вернулись зима и украсила всё вокруг большими белыми снежинками. Но вот дождь. И белые цветы тут же закроются, будто растают.

    А выглянет солнце, и цветы снова оживут, раскроются и примутся кивать головками весеннему ветерку.

    Его так и зовут за то, что цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от слабого ветерка.

  1. Звенят, переговариваются весенние ручейки, бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы.

Не скоро ещё ольха и ива оденут свои весенние платья. Но откуда взялся чудесный сиреневый цветок под кустами?

      Цветки у него небольшие, собраны в нарядную кисточку. И у каждого цветка будто небольшой хохолок. Поэтому так и зовут цветок.

      Цветет цветок, жужжат возле него пчёлы. Отцветут сиреневые цветочки. Упадут на землю семена. Но зацветет он не сразу. Чтобы вырасти и зацвести, нужно ему несколько лет.

  1. Этот цветок так называют, потому что в цветках много сладкого сока – нектара. Цветки у него окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи – совсем синие. Розовые цветки бывают, когда только распустятся. Пройдет немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими. Такое растение легче заметит шмель. Листья у цветка покрыты особыми волосками – оттого и кажутся шероховатыми.
  2. Эти цветы можно встретить всюду, где есть хоть небольшой бугорок, пригретый солнцем, сразу после снега могут появиться жёлтенькие огоньки.

         А когда цветочки отцветают, на их месте появляются небольшие белые шарики-пуховки.

         Отцветают цветы, и появляются листья. Сверху эти листья гладкие и холодные, а снизу – мягкие и тёплые. Вот поэтому у растения и название такое.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ 1 КЛАССА "В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ-ЗИМЕ"

Урок развития речи для 1 класса "В гости к зимушке - зиме". Вначале урока дети рассматривают репродукции картин Константина Юона «Мартовское солнце», Василия Поленова «Ранний снег», Алексея Саврасова ...

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....