Урок по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Брускова Оксана Михайловна

Данный урок по учебнику Т.Рамзаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.rar540.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени».

Цель урока:

   познакомить учащихся с изменением окончаний глаголов прошедшего времени.

Задачи:

  • Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам.
  • Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени.
  • Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение, орфографическую зоркость.
  • Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекрасного.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент.

Сегодня на уроке мы будем исследователями.

Рисовать, бегала, играть, летать.

- Что общего у этих слов? (Глагол) Докажите.

Значит, объектом исследования – глагол.

Какое слово лишнее? Почему?

Итак, предмет исследования – прошедшее время.

- Какая отличительная черта есть у глаголов прошедшего времени? (суффикс –Л-)

- Давайте сейчас пропишем эту букву.

3. Минутка чистописания.

- Выберите себе упражнение для написания. Сели ровно, тетради положили правильно.

- Посмотрите, как вы прописали. Если вам понравилось, поставьте себе +.

4. Повторение. Актуализация знаний.

Объект исследования – глагол. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

3 человека работают у доски (выписать глаголы по временам,  подчеркнуть орфограммы)

- А мы, ребята, выполним тест. ( У ребят карточки обратной связи с буквами)

Тест.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

          А) предмет

          В) действие предмета

2. Глаголы отвечают на вопросы:

          А) Что делать? Что сделать?

          В) Кто? Что?

3. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:

           А) Что делает? Что делают?

           В) Что делала? Что делали?

4. Глаголы изменяются по:

          А) падежам

          В) временам

5.Каким членом предложения бывает глагол:

          А) сказуемым

          В) подлежащим

6. У какого глагола нельзя определить время:

          А) светил

          В) желать

Ну а теперь, кто расскажет всё, что мы знаем о глаголе.

Проверку ребят у доски проводят ученики по ходу работы.

5. Словарно-орфографическая работа.

2 4 5 83 1 6 7

ВРКЬЕСАТ

- Какое слово получилось?

Давайте его исследуем.

- Сколько букв в этом слове, а сколько звуков? Почему?

- Можете вы мне назвать орфограмму в этом слове.(Безударная гласная)

- Можно ли её проверить?(Нет)

- Это новое словарное слово. Запишем его в тетрадь. Выделим орфограмму.

- С точки зрения лексики, что означает слово СВЕРКАТЬ? (……)

- А вот как объясняет значение этого слова толковый словарь.

СВЕРКАТЬ -  ярко блестеть, сиять переливчатым светом.

- Придумайте предложение с этим словом.

- А вот как использовали это слово великие писатели в своих произведениях.

На темной лазури сверкает гряда облаков разноцветных. И. Никитин.

 В руке его сабля сверкала. А.С.Некрасов.

 Белый снег сверкает синим огоньком. И. Никитин.

- Запишем третье предложение в тетрадь и разберём его.(1 ученик у доски)

- У слова сверкать есть ещё одно значение

СВЕРКАТЬ -  2. Блестеть, выражая сильные чувства, страсть (обычно о глазах). Глаза сверкают гневом. В глазах сверкает радость.

-В прямом или переносном значении употреблено здесь слово сверкать? (переносном)

- А ещё слово СВЕРКАТЬ означает – блестеть при быстрых повторяющихся движениях. Голые ноги сверкают.

-  В русском языке встречается такой фразеологический оборот с этим словом.

Только пятки сверкают . - Что означает это выражение?( так говорят о быстром беге).

Запишите выражение в тетрадь.(Поставьте ударение в слове, подчеркните орфограмму)

С точки зрения морфологии, что вы можете сказать, о глаголе сверкать?

- А теперь давайте изменим слово СВЕРКАТЬ по временам: н.в., п.в., б.в. (записать в тетрадь) Поставьте плюс на полях, если считаете, что выполнили правильно.(Самопроверка)

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Какую безуд. гласную написали в этих словах? (е) Запомните написание этого слова.

6. Постановка темы и целей урока.

Я взяла глагол прошедшего времени и составила с ним предложения.

  • Снег сверкал .
  •  Солнце сверкал .
  •  Заря сверкал .
  •  Огни сверкал .

- Согласны ли вы с таким написанием? Почему?

  Что необходимо знать о глаголах прошедшего времени?

Как изменяются.

По опорным словам сформулируйте тему исследования.

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени.

- Какова цель нашего исследования? (Выяснить, как изменяются глаголы прошедшего времени)

- Ваши предположения, как могут изменяться глаголы прошедшего времени?

- Верны ли наши предположения, мы узнаем, если проведем исследовательскую работу.

7. Исследование (работа в паре)

- У вас на столе лежит таблица для исследования.

Что за глаголы даны? В какое время вам надо их изменить? Измените глаголы, запишите их в таблицу, выделите окончания.

Глагол

Прошедшее время

Мужской род

он

Женский род

она

Средний род

оно

Множественное

число (они)

Петь

Играть

Рисовать

Убежать

Прочитайте слова 1 столбика. Какие окончания они имеют? Аналогично дальше.

Таблица

Ед.ч.

Мн.ч.

М.р.

Ж.р.

С.р.

    л

л -а

л -о

л -и

- Подтвердилось ли наше предположение, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам? Какая  часть слова изменялась у глаголов прошедшего времени?

Вывод:

Продолжите предложения: В результате наблюдений за изменением глаголов прошедшего времени, я знаю, как  пишутся ….(окончания глаголов м.р., ж.р., ср.р., мн.ч.)

  • У глаголов прошедшего времени есть суффикс …(Л)

- Прочитали правило в учебнике с.65. Сравнили.

- Как же изменятся предложения?

 (Появляются окончания глаголов.)

  • Снег сверкал .
  •  Солнце сверкал о .
  •  Заря сверкал а .
  •  Огни сверкал и .

Запишите в тетрадь. Определите род и число. У какого глагола не смогли указать род? Почему?

ФИЗМИНУТКА (игра: если глагол м.р.- прыгаем, ж.р.- подымаем вверх руки, ср.р. – приседаем)

- Что вам помогало определять род глаголов прошедшего времени?

8. Закрепление.

- А теперь выполним самостоятельную работу. Писать на карточках.

1 уровень.

Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род.

  • Дерево стоял…
  • Лодка плыл…
  • Мальчики бежал…

2 уровень.

 Подобрать, подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов:

Слова для справок:  читали, закипела, светила, плыл, созрели, кричал.      

  • Вода          ……………
  • Яблоки     …………….
  • Человек   ……………..

  3 уровень.

Подобрать, подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число.

  • Ножницы   ……………
  • Ребёнок    ……………
  • Радио       ……………

 (Самопроверка +)

- В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

(Глаголы в единственном числе изменяются по родам, а во множественном – нет.)

Идёт

Играет

 Бежит

Гремит

- Определите время глаголов.( н.в.)

- Можем ли мы определить род? (Нельзя определить.)

Вывод: глаголы настоящего времени не изменяются по родам.

 Убежит

 Пойдёт

Возьмёт

Улетит

-  Определите время глаголов. ( б.в.)

- Попробуйте определить род. (Нельзя определить.)

Вывод: глаголы будущего времени не изменяются по родам.

Общий вывод: Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

9. Итог урока.

1. Тест. (на карточках) обведите букву с правильным ответом.  Самопроверка + (Молодец)

2. Творческая работа: устно составить текст о весне использую глаголы прошедшего времени. (Наступила, начал таять, потекли, проснулся.)

  • Знания на уроке мне помогли…

10. Домашнее задание.

На выбор:

  1. Упр. 407.

- Определить время и, если возможно род, у выделенных глаголов.

2) Написать мини-сочинение  о прошедшей зиме, используя глаголы прошедшего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс

Урок русского языка для 3 класса по теме: "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" УМК "Планета знаний" МБОУ «Гимназия №152» г. КазаньУчитель - Ахметзянова Гульнур Закиевна высшей категори...

Урок русского языка 4 класс. Глаголы прошедшего времени

Формировать умение, различать глаголы прошедшего времени...