"Что такое имя существительное?"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Цель урока: введение  понятия  «имя  существительное»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Планируемые результаты (предметные): формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь

Планируемые результаты (личностные и метапредметные):

Познавательные УУД: распределять имена существительные в тематические группы предметов.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД: анализировать, делать выводы, сравнивать

Личностные УУД: осознание роли языка и речи в жизни человека

Средства обучения: интерактивная доска, презентация по теме урока, кружки зеленого и красного цвета

Форма работы: фронтальная, самостоятельная, дифференцированная, парно-групповая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushch_vvedenie.docx21.12 КБ
Office presentation icon imya_sushch_vvedenie.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Ход урока

Название этапа

  Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

ученика

Орг.момент

- Здравствуйте,  ребята!

- Сегодня  мы  с  вами  отправимся  в  увлекательное  путешествие  и  познакомимся  с  удивительным  миром  слов.  Откройте ваши тетради и запишите число и классная работа, но сначала повторим правило посадки:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Минутка чистописания

- Отгадайте  загадку:

Прилетели  галки  в  поле  

И  уселись  на  снегу.

Стану  я  учиться  в  школе

Разобраться  в  них  смогу.

-  Сегодня  мы  напишем  прописную  и  строчную  букву  Пп  и  ее  соединения  с  другими  буквами.

Пп       п      п

Помидор, капуста, огурец, петух(к какой группе слов относится?)

- Какое  слово  лишнее? Подчеркните  его. Почему?

- Составьте  предложение  с  любым  из  данных  слов.  Запишите.

-Буквы

- Огурец – нет  буквы  П,  петух – не  овощ.

Словарная работа

Словарь:овощи,ребята,собака,артист,девочка,мороз

Какие опасные места находятся в данных словах?

Поставьте ударение и подчеркните орфограмму. Запишите у  себя в тетради.

Овощи,ребята,собака,артист,девочка,мороз

Актуализация полученных знаний

- Вспомните,  ребята, из  чего  состоит  наша  речь?

- Из  чего  состоят предложения?

-Наша  речь  состоит  из  предложений.

-Предложения  состоят  из  группы  слов  или  одного  слова. Слова в предложении  связаны  между  собой  по  смыслу

Подготовка к основному этапу урока

- На  какие  группы  можно  разделить  эти  слова?  Почему?  Запишите  их  в  три  столбика.

Арбуз,  думать,  весёлый,  солнце,  играть,  большой, медведь,  собака,  бежать, хороший,  рисовать,  золотой.

- Что  обозначают  слова  каждой  группы?  

- Сегодня  мы  остановимся  только  на  первой  группе  слов.  Итак,  что  обозначают  слова,  записанные  в  1  группе ?

- Такие  группы  слов  (части  речи)  называются именами  существительными. Сегодня мы рассмотрим эту тему.

1 – предметы,  2 – признаки,  3 – действия

- Предметы

Усвоение новых знаний и способов действий

Имя  существительное – это  часть  речи,  которая  обозначает  предметы,  явления  природы  или  события  и  отвечает  на  вопросы  кто?  или  что?

- Назовите  предметы,  которые  изображены  на  слайде.  Найдите  среди  них  предметы,  явления  природы,  события.  Запишите.

- Приведите  свои  примеры  имен  существительных.

- Ребята, объясните как вы понимаете, что такое живой предмет, неживой предмет?

- Хорошо! Послушайте загадку.

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

- Что это?

- Докажите:

- Как же могут называться существительные, отвечающие на вопрос: кто?

- Как называются существительные,  отвечающие на вопрос: что?

Одушевленные  имена  существительные  обозначают  людей  и  животных  и  отвечают  на  вопрос  кто?

Неодушевленные – отвечают   на  вопрос  что?  и  обозначают  все  остальные имена  существительные

- Назовите  одушевленные (неодушевленные)  предметы,  изображенные  на  рисунках.  

- Приведите  свои  примеры.

Упр.1

Вставьте  подходящие  по  смыслу  слова.  Спишите  стихотворение

У  _________  высокий  рост,

У  _________  пушистый  хвост,

У  _________  крепки  рожки,

У  _________  тонки  ножки.

У  _________  толсты  губы,

А  у  _______  остры  зубы.

Сам  придумай  про  ежа,

Про  ужа  и  про  чижа!

Слова:

цыплёнок

слон

волк

мартышка

козлёнок

лиса

Подчеркните  имена  существительные.  

Проверьте  себя (самопроверка,  взаимопроверка)

Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот.

Елочка

Ель- это дерево, которое чаще всего растет в лесу, у нее листочки в виде иголочек, как у ежика.

Летом и зимой стоит елочка зеленая.

 

Одушевленные

Неодушевленные

Физминутка

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки согреть

Раз – два, раз – два

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Кто-то зайку напугал

Зайка – прыг – и убежал

Первичная проверка понимания

Запишите  слова  в  два  столбика.

Дерево,  девочка,  травы, корзины,  города,  завод,  ученик,  сороки,  язык,  деревни.

По  каким  признакам  вы  делили  слова?  Почему?

- Сколько  предметов  обозначают  слова  первой  группы (второй  группы)?

  В  каком  числе  употреблены  эти  существительные?  

Запишите  слова  во  множественном  числе.

ед.ч.                                        

волна

ягода

яблоня

сова

воробей

бревно

помидор

чиж

мн.ч.

волны

ягоды

яблони

совы

воробьи

брёвна

помидоры

чижи

- Что  изменилось  у  имен  существительных  во  мн.ч.?  

- Какой вывод можем сделать?

   

1 – ед.ч.,  2 – мн.ч

-  Окончания  слов

- Имена  существительные  изменяются  по  числам

Закрепление знаний и способов действий

Выполните самостоятельно.

1  столбик – записать  одушевленные  существительные  ед.ч.

2  столбик  – неодушевленные  существительные  ед.ч.

3  столбик – имена  существительные  мн.ч.

После выполнения  упражнения обменяйтесь тетрадями для проверки .

Обобщение и систематизация знаний

-Что такое имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- В чем различия между одушевленным и неодушевленным предметом?

- Что нового узнали об имени существительном?

Рефлексия

-Кто может сказать,чему он сегодня научился на уроке?

-Проанализируйте свою работу на уроке, если  вы поняли и узнали много нового поднимите зеленый кружок, если вам было трудно , то поднимите красный кружок.

Домашнее задание

Оценивание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?

Слайд 3

Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка.

Слайд 4

Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевленные – отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные

Слайд 6

У _________ высокий рост, У _________ пушистый хвост, У _________ крепки рожки, У _________ тонки ножки. У _________ толсты губы, А у _______ остры зубы. Сам придумай про ежа, Про ужа и про чижа Слова: цыплёнок, слон, волк, мартышка, козлёнок, лиса

Слайд 7

Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе. Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.). Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)

Слайд 8

Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни

Слайд 9

ед.ч . волн а ягод а яблон я сов а воробе й бревн о помидо р чи ж мн.ч. волн ы ягод ы яблон и сов ы воробь и брёвн а помидор ы чиж и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....