Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. В.В.Репкин. РО Эльконина-Давыдова.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Шарапова Елена Пагбаевна

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. В.В.Репкин. РО Эльконина-Давыдова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku._3_klass.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Цагатуйская СОШ имени Н.С.Сосорова»

«Согласовано»                                            «Согласовано»                                     «Утверждено»

Руководитель МО                                      Зам.директора по УР МБОУ                Директор МБОУ

_____________ / Шарапова Н.Ц.               «Цагатуйская СОШ»                         «Цагатуйская СОШ»

Протокол № _____ от                                 _________/ Шаракчинова Д.З.          ______/ Галсанов Б.Ж.

«___»____________ 2013                           «_»_________2013 г                         «_» _________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

3 класс

Шарапова Елена Пагбаевна

учитель начальных классов

1 категория

                                         

                                           

  1.                                                                                                                    
  2. 2013-2014 уч год

     

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009 г), программой для начальной  общеобразовательной школы по русскому языку (система Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова), рекомендованной Министерством образования  и науки РФ, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного  предмета «Русский язык»:  

  • Учебник «Русский язык» для 3 класса начальной школы, Ч.1,2, В.В.Репкин, Е.В Восторгова,– М., Вита-Пресс, 2013
  • Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс, Ч.1,2  Старагина И.П.,. – М., Вита-Пресс, 2013.
  •  Школьный учебный словарь русского языка . Репкин В.В..- М.; АСТ; Астрель, 2005.
  • Краткий методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса.

Т.В. Некрасова – М., Вита-Пресс, 2011 г.

Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). 

Цели и задачи  ступени начального общего образования по учебному предмету

 « Русский язык»

            Цели и задачи курса:

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей   целостной научной   картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

•  развитие речи,  мышления,  воображения  школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. 

Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний):    фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

        

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения

учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты: 
- осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
- устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи;
- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;
- способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.
Метапредметные результаты: 

-умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;
- умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких-либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации определений, правил, исключений из них и т.п.).
Предметные результаты:
- общее представление о ведущем принципе и закономерностях русского правописания, необходимости овладения его нормами;
- практическое соблюдение норм современного русского литературного языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных и пр.) в собственной устной и письменной речи (в рамках изученного в начальной школе);
- умение объективно оценивать свое владение этими нормами (в условиях коллективно-распределенной деятельности на уроке);
- общее представление о знаковой системе языка, взаимосвязи его единиц на разных уровнях (звук, фонема; морфема; слово как лексическая единица и часть речи, слово как член предложения; словосочетание и простое  предложение;) умение характеризовать существенные признаки указанных единиц и их функции в( объёме изученного)

Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык», 3 класс.

Основная цель обучения школьников в 3 классе  - овладение орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных правил, а в процессе исследования, обеспечивающего сначала выявление, а затем последовательную конкретизацию принципа русского языка.

Задачи:

  • решения орфографической задачи (с применением способа орфографического действия к орфограммам падежных окончаний);
  • формировать представление о морфосемантической структуре слова, а затем и о системе его грамматических форм;
  •  развитие письменной речи учащихся;
  • формирование речевых умений организовать наблюдения над особенностями поэтической речи, на обогащение и активизацию словарного запаса учащихся

Предметные результаты

К окончанию 3 класса предполагается достижение следующих предметных результатов: 

обучающиеся должны знать: 
- названия падежей;
- типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова и по отношению к закону письма);
- способ проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях существительных ("названий предметов") и прилагательных ("названий призна-ков");
- основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях (буквы О, Ё, Ь после шипящих; буква И в окончаниях слов на
-ий, -ия, -ие; буква Г в окончании -ого (-его); окончание -ый (-ий) в прилагательных мужского рода);
- правила правописания орфограмм сильных позиций (буквы И, Ы после Ц; разделительные Ь и Ъ);
- способы проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени,
-ться - -тся, буквы Ё и Ь после шипящих, гласные в личных окончаниях);

уметь: 
-  определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между   ними;
- склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании;
- проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путем подстановки в высказывание "проверочного" слова с окончанием в сильной позиции;
- определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;
- правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученные во 2-3-м классах;
- записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами;
- списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух;
- выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения - не менее 80 слов в минуту);
- составлять простой план повествовательного и описательного текста;
- письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм);
- самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);
- составлять развернутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).

Универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

                                                   Содержание программы.

1. Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2-м классе).23ч.+2ч(резерв)
  Значимые части слова: основа и окончание. Части основы: корень и аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы). Позиционное чередование звуков в частях слова. Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как основная звуковая единица языка. Звук как позиционный представитель фонемы в слове. Смыслоразличительная функция фонем. Сильные и слабые позиции фонем (позиции разграничения и позиции совпадения рядов позиционно чередующихся звуков). Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы. Способ определения фонемного состава слова (приведение звука в слабой позиции к сильной позиции в той же части слова). "Неопределяемые" (неприводимые к сильной позиции) фонемы.
  Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма (фонематический принцип письма): обозначение буквами фонем (а не звуков). Буквы, обозначающие фонему в слабой позиции, как орфограммы. Общее орфографическое правило (обозначение фонемы в слабой позиции буквой, которой обозначается эта фонема в той же части слова в сильной позиции). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение фонемы к сильной позиции в той же части слова).

 
  Применение общего правила к разным частям слова. Чередование звуков и фонем в корнях слов. Необозначение буквами позиционного чередования звуков и необходимость обозначения чередования фонем. Непроизносимые согласные. Применение общего правила орфографии к аффиксам (наблюдения). Правописание слов с приставкой -с. Слова с буквой З перед согласной в начале слова (
здание, здесь, здоровье, здравствуй, зга).
  
Дополнительный материал для факультативного изучения. Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными (наблюдения).

2. Окончание как значимая часть слова. 23ч.+2ч (резерв)
   Работа окончания в словах, называющих предметы (указание на число, падеж и род слова). Постоянная (указание на род) и переменные (указание на число и падеж) работы окончания. Падежное окончание как основное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Сравнительная характеристика работы окончаний в названиях предметов и признаков.
  Система падежных окончаний. Склонение слов, называющих предметы, в единственном числе (с помощью слов
есть..., нет... и т.д.). Названия падежей. Омонимия и синонимия падежных окончаний. Определение падежа слова в словосочетании. Предлог как дополнительное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Предлоги и приставки. Особенности падежных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами.
  Набор падежных окончаний слова (в единственном числе). Четыре основных набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Приведение слова к именительному падежу как способ определения набора его падежных окончаний. Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Способ определения рода, числа и падежа слов, называющих признаки.
  
Дополнительный материал для факультативного изучения. Определение падежа с помощью падежных вопросов.

3. Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям. 30ч.
  Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма. Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях). "Проверочные слова" для проверки орфограмм в падежных окончаниях (
стена, стол, окно, другой). Применение способа проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, называющим предметы и признаки (в единственном числе).
  Падежные окончания во множественном числе. Совпадение окончаний
-ам (-ям), -ами (-ями), -ах (-ях) у слов с разными наборами падежных окончаний. Окончания -а (-я), -ы (-и) в именительном падеже множественного числа. Падежные окончания родительного падежа множественного числа. Беглые О и Е в этой падежной форме.
  Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях.
  
Дополнительный материал для факультативного изучения. Отличительные особенности окончаний (в сравнении со значимыми частями основы).

4. Нефонемные написания в падежных окончаниях. 19ч.
  Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа
армия, здание, гербарий. Особенность основы этих слов. Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих ударному  в проверочном слове (в столе - в гербарии, в стене-в армии и т.п.)


  Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы Ы, И в окончании
-ый (-ий), буква Г в окончании -ого (-его)). Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих -ой в сильной позиции.
  Несоответствие закону письма обозначения фонемы в слабой позиции буквой Е после

шипящих Ц.

 
  Уточнение порядка действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний.

 
  
Дополнительный материал для факультативного изучения. Общее и частные орфографические правила.

5. Правописание личных окончаний. 35ч.
  Работа личных окончаний: указание на лицо и число слов, называющих действия. Два набора личных окончаний (слова 1-го и 2-го спряжения). Работа окончаний слов, называющих действия, в прошедшем времени (в единственном числе - указание на число и род, во множественном - только на число). Окончания инфинитива (неопределенной формы слов, называющих действия). Особенность их работы - отсутствие указания на время, лицо, число и род слова. Постфикс
-ся. Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся.
  Соответствие написаний орфограмм в окончаниях прошедшего времени основному закону письма.
  Фонемный характер написаний гласных в личных окончаниях. Необходимость определения спряжения при проверке орфограммы слабой позиции в личном окончании. Определение спряжения по одному из личных окончаний. Буквы Ё и Ь после шипящих в личных окончаниях.
  Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. Две основы у слов, называющих действие (основа инфинитива и основа настоящего времени), соотношение между ними (усекаемые и неусекаемые основы инфинитива). Особенности слов 2-го спряжения (усекаемая основа, суффиксы
-и-, -е-, -а-, наличие шипящей перед суффиксом -а-). Правописание личных окончаний в словах гнать, брить (неусекаемая основа с заменой -и- на -е-), стелить (образование личных форм от стлать), хотеть (разноспрягаемое слово). Определение типа спряжения слов  приставками.

 
  
Дополнительный материал для факультативного изучения. Особые случаи спряжения (свистит - свищет, блестит - блещет и др).

6. Система орфограмм и способы их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником). 36ч.
  Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем. Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем. Раздельное написание слов (предлоги и приставки). Употребление больших букв (повторение). Правила переноса слов.
  Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила, регулирующие их написание (повторение).
  Способы проверки орфограмм слабых позиций. Определение части слова, в которой находится орфограмма слабой позиции. Определение вида орфограммы по отношению к закону письма (по списку нефонемных написаний в данной части слова). Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение). Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня
гор-/гар). Необходимость специальных правил для проверки таких орфограмм. Орфограммы корня с "двойной проверкой" (на примере корня зор-/зар-). Специальные правила, регулирующие написание таких орфограмм (наблюдения).
  Общий способ проверки орфограмм слабых позиций, не требующих специальных правил (приведение к сильной позиции в той же части слова). "Непроверяемые" орфограммы.
  Порядок действий при проверке орфограмм в высказывании.

7. Развитие речи. Определение значения слова по контексту и с помощью толкового словаря. Многозначность слова. Определение связи между значениями многозначного слова (с помощью словаря). Слова-синонимы и слова-омонимы, их связь с многозначностью слова. Устаревшие слова, их стилистическая функция в поэтической речи.
  Образные значения слов (наблюдения). Сравнение как средство выразительности художественной речи. Речевые особенности пословиц, поговорок, загадок. Толкование пословиц и поговорок. Фразеологизмы (без термина).
  Высказывание с репликой и словами автора, варианты его строения. Правила записи таких высказываний (случаи, в которых слова автора не прерывают реплику). Разные варианты выделения реплики: с помощью тире и красной строки; с помощью кавычек.
  Часть текста как развернутое (уточненное, дополненное) сообщение о предмете. Абзац (часть письменной записи текста, выделенная с помощью красной строки). Выделение частей в тексте-описании и тексте-повествовании и оформление их при записи. Редактирование текста с неправильно выделенными частями.

 
  План как средство понимания текста. Разные способы формулирования пунктов плана: в виде заголовков к каждой части и в виде вопросов. Составление простого плана текста (описания и повествования) с целью его понимания и последующего воспроизведения. Восстановление деформированного текста по заданному плану. Составление текста (повествования и описания) по заданному плану. Составление описания с учетом позиции наблюдателя. Изложение текста повествовательного или описательного характера по коллективно составленному плану.
  Устный и письменный ответ на вопрос по изученному грамматическому материалу с обоснованием тезиса.


  Сочинение по серии сюжетных картинок.

Слова с непроверяемыми написаниями.


     Автобус, вместе, вокруг, восток, герой, горох, дорога, желтый, завтрак, земляника, картина, картофель, квартира, коллектив, коллекция, компьютер, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, обед, овощи, огород, огурец, однажды, орех, осина, отец, песок, погода, помидор, потом, праздник, приветливо, пшеница, ракета, растение, рисунок, север, сирень, солома, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, улица, черный, четверг, чувство, яблоко.

  Основные виды учебной деятельности

  • наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;
  • развивать внимание к устной и письменной речи;
  • формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;
  • составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки
  • правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов
  • писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.
  • Поиск  необходимой информации в учебной и справочной литературе.

                                               

Тематическое планирование

Кол-во час.

Наименование раздела

Характеристика деятельности учащихся

1. Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2-м классе). 23ч.+2ч(резерв)

1-2

2

Постановка задачи « Как устроено слово?» Наименьшие значимые части слова, способ их выделения

Определение состава слова (простейшие случаи).
Определение сильных и слабых позиций звуков. Наблюдение над рядами позиционно чередующихся звуков в разных частях основы. Определение фонемного состава значимых частей основы слова.
Повторение приемов приведения звука к сильной позиция (нахождение главного представителя фонемы) путем изменения (если орфограмма в основе), путем подбора родственных слов (если орфограмма в корне). Применение общего орфографического правила (приведения фонемы к сильной позиции) для орфограмм в приставках и суффиксах (типовые случаи). Применение общего орфографического правила для проверки орфограмм непроизносимых согласных. Моделирование и применение общего алгоритма проверки орфограмм слабых позиций во всех частях основы слова.
Упражнения на освоение правил правописания слов с приставкой -с и
слов с буквой -з перед согласной в начале слова.

 

3

1

Многозначность слова

4

1

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей ( на примере приставок)

5-6

2

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для корней и суффиксов.

7

1

Сильные и слабые позиции фонем. Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы.

8

1

Оформление высказываний с репликами и поясняющими их словами автора.

9

1

Реализация фонемы в разных позициях( после твёрдого и после мягкого согласного)

10

1

Способ определения фонемного состава. Фонемная запись слова

11

1

Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма. Основное орфографическое правило.

12

1

Правило графики.

13-14

2

Контрольная работа. Анализ контрольной работы.

15

1

Применение общего орфографического правила к разным частям слова.

16

1

«Неопределяемые»( неприводимые к сильной позиции)фонемы.

17

1

Правописание слов с приставкой -С- . Слова с буквой –З- перед согласной в начале слова (здесь, здание, здоровье, здравствуй, зга)

18-19

2

Непроизносимые согласные.

20

1

Чередование звуков и фонем в корнях слов.

21

1

РР. Смысл пословицы. Сочинение продолжения сказки. Знаки препинания при записи диалога.

22

1

Соотношение между звучанием и написанием слова. РР. Развёрнутый письменный ответ на вопрос по изученному материалу.

23

1

РР. Части текста.

24

1

Контрольная работа

25

1

Анализ контрольной работы.

2. Окончание как значимая часть слова. 23ч.+2ч(резерв)

26

1

Постановка задачи «Зачем словам нужны окончания?» Работа основы слова.

Наблюдение над функциями окончаний слов,
называющих предметы и признаки. Моделирование: отражение этих функций на моделях слов данных типов.
Составление таблицы падежей. Определение падежа слова в словосочетании с помощью подстановки падежного изменения слова стена. Наблюдения над употреблением предлогов с различными падежами. Различение
предлогов и приставок. Наблюдения над особенностями употребления падежных
форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами, самостоятельное употребление их в связной устной и письменной речи.
Анализ и подсчет наборов окончаний слов, называющих предметы. Различение
этих наборов по именительному падежу.
Упражнения на освоение правила употребления буквы ь после шипящих
слов, называющих предметы.

Определение рода, числа и падежа слов, называющих признаки.

27

1

РР. Выделение в тексте частей.

28

1

Работа окончания слов, называющих предметы(указание на число)

29

1

Работа окончания слов, называющих предметы(указание на падеж)

30

1

Возможность замены слова, называющих предмет, указательным словом он (она, оно, они). Стилистическая функция такой замены.

31

1

Работа окончания слов, называющих предметы(указание на род)

32

1

Несовпадение наборов окончаний у слов разного рода.

33

1

Отсутствие указание на род у окончаний множественного числа.

34

1

Омонимичные окончания слова, называющего предмет. Способ различения таких окончаний.

35

1

Введение термина «падежные окончания»

36

1

Предлоги как дополнительное средство связи названий предметов с другими словами в высказывании. Особенности изменения указательных слов при их употреблении с предлогами.

37

1

Правописание предлогов со словами.

38-39

2

Контрольная работа. Анализ контрольной работы.

40

1

Таблица падежных изменений слова, называющих предмет. Приведение слова к Именительному падежу.

41-42

2

Способ определения падежа слова в высказывании ( путём подстановки слова стена)

43

1

Определение падежа слова во множественном числе.

44

1

Определение падежа слов, называющих предметы.

45

1

Работа окончаний слов, называющих признаки.

46

1

Постоянная и переменная работа слов, называющих предметы и признаки.

47

1

Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки.

48

1

РР. План текста. Изложение с использованием плана.

49

1

Контрольная работа

50

1

Анализ контрольной работы.

23. Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям. 30ч.

51

1

Постановка задачи «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?» Понятие одного и того же окончания в разных словах.

Наблюдения над позиционным чередованием звуков в окончаниях и соответствием буки в них закону русского письма  Моделирование алгоритма общего способа проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях слов, называющих предметы и признаки.
Упражнения на применение общего способа проверки орфограмм в падежных окончаниях.
Письмо под диктовку с последовательной постановкой и решением орфографических задач в окончаниях слов, называющих предметы и признаки.
Списывание текстов по алгоритму.

52

1

Понятие одного и того же окончания в разных словах.

53

1

Четыре основных набора падежных окончаний, называющих предметы. Способ определения набора падежных окончаний по Им. п. ед. числа.

54

1

Работа окончания В.п. по указанию на то, какой предмет называет слово - живой или неживой.

55

1

Определение набора падежных окончаний у слов, называющих предметы.

56

1

РР. Восстановление деформированного текста по плану. Изложение

57-58

2

Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

59-60

2

Контрольная работа. Анализ контрольной работы.

61

1

Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, по закону письма.

62

1

Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях.

63

1

Порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях.

64-65

2

Проверка орфограмм в падежных окончаниях в словах типа папа, дедушка и т.п.

РР. Планы в виде заголовков и вопросов.

66-67

2

Проверка орфограмм в падежных окончаниях ед.ч.

68-69

2

Контрольная работа. Анализ контрольной работы.

70

1

Проверка орфограмм в падежных окончаниях во мн.ч.

71

1

Изменение основ при изменении некоторых слов.

72-74

3

Проверка орфограмм в падежных окончаниях во мн.ч.

75

1

РР.Составление описания по заданному плану

76

1

Контрольная работа

77

1

Анализ контрольной работы.

78-80

3

Проверка орфограмм в падежных окончаниях ед.ч. и мн. ч.

4. Нефонемные написания в падежных окончаниях. 19ч.

81

1

Постановка задачи «  В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» Несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основ этих слов. Необходимость дополнительной проверки при обозначении фонемы <э>.

Наблюдения над написаниями, нарушающими закон письма. Моделирование схем, отражающих правила их правописания.
Упражнения на освоение нефонемных написаний в надежных окончаниях
слов, называющих предметы и признаки.
Письмо под диктовку с последовательной постановкой и решением орфографических задач в окончаниях слов, называющих предметы и признаки.
Списывание текстов по алгоритму.
Использование алгоритма постановки и решения орфографических задач
в окончаниях слов, называющих предметы и признаки, при оформлении
любых текстовых работ, отзывов, докладов, статей при издании классного журнала, газеты и пр.

82

1

Проверка орфограмм в падежных окончаниях с учетом нефонемных написаний.

83

1

Слова – двойники с основой на [ий].

РР. Составление поздравительной орфограммы.

84

1

Разграничение слов на –ия, -ие, -ий и слов , оканчивающихся на -ей( типа улей)

85

1

РР. Описание с учетом позиции наблюдателя.

86

1

Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы ы, и в окончании – ыи/-ий)

87-88

2

Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы г, и в окончании – ого/-его)

89

1

Несоответствие закону письма буквы  в падежных окончаниях после шипящих и ц

90-91

2

Буквы –о/-е после шипящих и ц в падежных окончаниях .

РР. Сочинение с использованием фразеологизмов.

92-93

2

Список орфограмм – нарушителей в падежных окончаниях.

РР. Выделение в тексте частей и подбор заголовков к ним.

94

1

РР. Пересказ текста по составленному плану.

95-96

2

Проверка орфограмм в падежных окончаниях.

97

1

РР. Изложение по составленному плану

98

1

Контрольная работа.

99

1

Анализ контрольной работы.

5. Правописание личных окончаний. 35ч.

100

1

Постановка задачи «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?» Работа окончаний слов, называющих действия, в настоящем времени. Два типа спряжения слов, называющих действия.

Наблюдения над позиционным чередованием звуков в личных окончаниях и соответствием букв в них закону русского письма. Моделирование алгоритма общего способа проверки орфограмм слабых  позиций в личных окончаниях слов, называющих предметы и признаки. Наблюдения над особенностями 2 типов спряжения слов, называющих действия. Моделирование алгоритма определения спряжения с опорой на их признаки.
Упражнения на применение общего способа проверки орфограмм в личных окончаниях и
определение спряжения.
Упражнения на освоение орфограммы в формах на
-ться, -тся. Письмо под диктовку с последовательной постановкой и решением орфографических задач в окончаниях слов, называющих действия.
Списывание текстов по алгоритму.

101

1

Определение работы окончаний в словах, называющих действия. Буква Ь после шипящих в личных окончаниях.

102

1

Образование слов, называющих действия, с помощью постфикса.

103-104

2

Работа окончаний у слов, называющих действия, в прошедшем времени.

105

1

Инфинитив и его окончания.

106

1

Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в окончаниях  прошедшего времени, закону русского письма. Проверка орфограмм в окончаниях прошедшего времени.

107

1

Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Два набора личных окончаний.

108-109

2

Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения.

110

1

Обозначение фонемы<о> после шипящих в безударных личных окончаниях.

111

1

Определение спряжения по одному из личных окончаний.

112

1

РР. Изложение с изменением позиции рассказчика.

113-115

3

Способ проверки орфограммы в формах на

 -ться/ -тся

116-117

2

Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.

118

1

Особенности слов IIспряжения.

119-120

2

Проверка орфограмм в личных окончаниях с использованием схемы.

121

1

Проверка орфограмм в личных окончаниях в словах с приставкой –вы.

122

1

Правописание личных окончаний в слове гнать ( исключение)

123

1

Правописание личных окончаний в слове стелить ( образование личных форм от стлать)

124

1

Правописание личных окончаний в слове брить ( неусекаемая основа с заменой суффикса –и- на –е-)

125

1

Составление плана текста, в котором не выделены части.

126

1

Правописание личных окончаний в слове хотеть ( разноспрягаемое слово)

127-128

2

Определение спряжения по списку.

129-131

3

Проверка орфограмм в окончаниях слов, называющих действия.

РР. Описание игры.

132

1

РР. Сочинение в жанре репортажа.

133

1

Контрольная работа.

134

1

Анализ контрольной работы.

6. Система орфограмм и способы их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником). 36ч.

135

1

Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы, связанные и несвязанные с обозначением фонем. Виды орфограмм несвязанные с обозначением фонем.

Различение типов и видов орфограмм. Моделирование классификации орфограмм и общего алгоритма их проверки.
Упражнения на проверку изученных типов и видов орфограмм.
Анализ построения орфографического справочника.
Использование его для решения орфографических задач, повторения систематизации изученных правил правописания, работы над ошибками текста после проверочных работ.
Письмо под диктовку текстов с изученными орфограммами. Списывание текстов  по алгоритму

136-137

2

Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем.

РР. Введение диалога в рассказ.

138-139

2

Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных  позиций и правила для них.

140

1

Способ проверки орфограмм слабых  позиций . « Двойные» орфограммы.

141

1

Орфограмма «и,ы после ц».

142-143

2

Контрольная работа. Анализ контрольной работы

144

1

Разделительные Ъ и Ь. «Непроверяемые» орфограммы.

145

1

Проверка орфограмм, связанных с обозначением фонем.

146

1

Нефонемные написания в окончаниях слов.(повторение)

147-148

2

Нефонемные написания в корнях слов ( на примере корня –гор/-гар)

149-150

2

Наличие орфограмм корня с «двойной» проверкой( на примере корня –зор/-зар)

151

1

РР. Изложение

152

1

Фиксация порядка действия при проверке орфограмм в высказывании.

153

1

Упражнения в определении и объяснении орфограмм разных типов и видов.

154

1

РР. Восстановление текста по плану.

155-158

4

Упражнения в проверке орфограмм.

159

1

РР. Свободный пересказ текста.

160

1

РР. Письменный пересказ сказки.

161

1

РР. Сочинение сказки.

162

1

Контрольная работа.

163

1

Анализ контрольной работы.

164

1

Правописание приставок.

165

1

Проверка орфограмм в корнях слов

166

1

Проверка орфограмм в окончаниях слов

167

1

Определение спряжения .

168

1

Определение падежей.

169

1

Правописание предлогов со словами.

170

1

Обобщающий урок «Чему научились за год»

Оценка достижений планируемых результатов в учебно-методическом комплексе и ФГОС.

Образовательная  система Эльконина-Давыдова предполагает безотметочное оценивание, что означает отказ учителя от всех типов отметок, выставляемых ребенку по результатам выполнения им какого-либо задания, неважно, по пятибалльной или какой-нибудь еще системе.

Вместе с тем учитель должен постоянно работать с самооценкой детей. Для этого  в учебных предметах (рабочих тетрадях) предусмотрены шкалы для самооценки (линеечки, круги, лесенки). Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям (иногда целесообразно попросить самих детей сформулировать, что именно они будут оценивать: красоту выполнения, правильность - соответствие инструкции, умение - владение способом действий и пр.).

Важно учитывать, что у большинства первоклассников действие оценки еще не сформировано. Они зачастую не могут не только разделить критерии оценки (например, правильность и красоту выполнения задания), но и отделить оценку действий человека от личного отношения к нему. Их оценки еще неустойчивы: сегодня - так, а завтра - по-другому. Часто на первых порах самооценки непомерно завышены (по всем шкалам ребенок ставит себе только самую высокую оценку).

          Учитель должен внимательно относиться к самооценкам ребенка, мягко корректировать их, выражая свое отношение к тем или иным действиям ребенка, но не навязывать свои оценки. Организуя оценочные взаимодействия в классе, например обсуждение итогов урока (получилось ли построить чертеж, какой текст был сложнее, какой способ действий оказался удобнее и пр.), учитель постепенно формирует адекватную самооценку всех детей, поднимая ее, если она занижена по сравнению с реальными достижениями, направляя детей к более точной оценке своих способов действий, достижений и способностей.

К оценочным действиям относятся также задачи повышения «престижа» некоторых важных деталей работы детей. К ним относятся вопросы групповой работы (умение договориться, кто выступит от группы, умение решить совместно задачу), моменты творчества детей, моменты, связанные с добросовестным исполнением замысла.

Моменты творчества можно сделать «престижными», введя «Карту проблем и вопросов» (или, например, «Тетрадь неразгаданных тайн»). «Карта проблем», предлагается впервые учителем в тот момент, когда кто-то из детей задаст первый вопрос, ответ на который не может быть пока найден. Учитель предлагает ребенку записать туда свой вопрос под своим именем. Если ребенок еще не умеет писать, то это делают вместе с ним учитель или родители.

Так фиксируются ситуации открытого незнания, обозначается круг проблем, которым дети пока не могут дать объяснения. Туда же записываются детские гипотезы, которые пока невозможно проверить.

Вопросы и найденные на них ответы в «Карте проблем»  позволяют детям видеть свое продвижение в предмете и время от времени вместе с учителем обсуждать это, что является сильным мотивирующим к дальнейшему учению фактором.

        Так же внимательно учитель должен отнестись к организации контроля. Это означает не то, что учитель должен все время контролировать детей, а то, что он должен организовать контроль со стороны детей за происходящим в классе. Этому помогает введение знаков согласия-несогласия (дети молча выражают свое отношение к происходящему в классе в форме жестов). Усилению контроля способствует введение в ход урока специальных провокаций, или «ловушек», — намеренно неправильных учительских ходов. При этом учитель должен постараться подать «ловушку» незаметно, произнося слова обычным уверенным голосом, и т.д., иначе дети обнаружат ее не потому, что контролируют содержание, а потому, что изменились интонации голоса учителя

Список литературы

для учителя:

  • Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. 3 класс (1-4). Части 1 и 2. - "Вита-пресс", 2012.
  •   Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 3-4 класс (1-4).- Томск: Пеленг, 1997; М.: "Вита-пресс", 2012.
  •  Некрасова Т.В., Старагина И.П. Тексты для списывания. 3 класс. - М.: "Вита-пресс", 2012.
  •  Восторгова Е.В., Чеботкова Л.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 3-го класса.- М.: "Вита-Пресс", 2010. г.

для учащихся:

  • Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. 3 класс (1-4). Части 1 и 2. - "Вита-пресс", 2013.
  •   Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 3-4 класс (1-4).- Томск: Пеленг, 1997; М.: "Вита-пресс", 2013.
  •  Некрасова Т.В., Старагина И.П. Тексты для списывания. 3 класс. - М.: "Вита-пресс", 2013.
  • Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс, Ч.1,2  Старагина И.П.,. – М., Вита-Пресс, 2013.
  •  Школьный учебный словарь русского языка . Репкин В.В..- М.; АСТ; Астрель, 2005.

интернет-ресурсы:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (система Эльконина-Давыдова)

Данная программа составлена по программе и учебнику авторов С.В. Ломакович и Т.И. Тимченко в соответствии с требованиями ФГОС и содержит следующие разделы:-тема урока;-универсальные учебные действия;п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (по программе В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Л.В.Чеботковой) Пояснительная записка

Программа для третьего года обучения предусматривает, что формирование умений и навыков, развитие устной и письменной речи учащихся с самого начала опираются на системные знания школьников в обл...

ФГОС. Система Эльконина-Давыдова. 1 класс Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой С.В.Ломакович и Л.И.Тимченко. В учебный комплект входят: учебник "Русский язык", рабочая тетрадь и тетрадь для контрольных работ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс (система Эльконина - Давыдова)

Данная  рабочая программа  составлена для организации учебной деятельности учащихся по развивающему обучению (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) на основе примерной программы ...

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса на основе авторской программы В.В.Репкина, Е.В.Восторговой.

Рабочая программа по  русскому языку    составлена   на основе  авторской программы В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой («Русский язык: Программа для че...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...