Конспект урока по русскому языку на тему: «Род слов-названий предметов».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Иващенко Елена Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Род слов-названий предметов».

Цели:

  1. Закрепить знания детей о том, что такое род слов-названий предметов;
  2. Развивать умение детей определять род слов-названий;
  3. Учить различать изменяемые и неизменяемые слова-названия:
  4. Закрепить знания детей о том, что такое множественное и единственное число ;
  5. Формировать правильное употребление в речи неизменяемых слов.

Оборудование:

  1. Записи на доске
  2. Таблицы

Ход урока:

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем урок русского языка. Открываем тетради и записываем число, классная работа.

-Прочитайте тему урока. Догадайтесь, какая задача стоит перед нами на уроке.

-Какого рода бывают слова?

-Какие слова относятся к м.р.?

-К ж.р.?

-К ср.р.? (в это время появляется таблица).

       2. Минутка чистописания

-А теперь проведем небольшую минутку чистописания. Обратите внимание на доску. Записаны словосочетания: Зимнее пальто, вкусное какао, интересное кино.

-Прочитайте. Найдите в этих словосочетаниях слова-названия и подумайте, какого они рода. Почему?

-Спишите правильно эти словосочетания.

-Те, кто сделал, составьте предложение с каждым словосочетанием.

-Ребята, учитесь правильно употреблять слова «пальто», «какао», «кино» в речи  и помните, что эти слова ср.р.

3.Проверка домашнего задания.

-А сейчас проверим как вы выполнили домашнее задание. Нужно было заполнить таблицу, изменить формы слова, выделить окончания и основу.(учитель спрашивает нескольких детей.)

4.Продолжение работы.

 -Молодцы! Теперь мы продолжим работу по определению рода слов-названий предметов. Посмотрите на доску. Прочитайте слова, которые записаны. (дедушка, земля, стол, облако, книга, сирень, поле, дядя, окно.)

-Теперь мы будем учиться распределять эти слова в три столбика по роду: м.р., ж.р., ср.р. Но сначала сделаем устно. Читаем первое слово. В какой столбик отнесем? Почему? (аналогично определяем род других слов).

-А теперь спишите эти слова, записывая их в 3 столбика, как мы это делали сейчас: м.р.      ж.р.    ср.р.

-Кто сделал, запишите еще по 1 слову в каждый столбик.

-Давайте проверим. Какие слова, вы записали в 1 столбик? Во 2? В 3?

-Ребята, а как вы определили слова м.р.?

- Как вы определили слова ж.р.?

- Как вы определили слова ср.р.?

-Выделите окончания слов м.р.

-Выделите окончания слов  ж.р.

-Выделите окончания слов ср.р.

-Давайте сделаем вывод. Какие окончания  у слов-названий м.р.?

-Какие окончания  у слов-названий ж.р.?

-У слов-названий ср.р.?

Физкультминутка

5.Продолжение изучение темы.

-А сейчас поработаем с учебником. Открываем стр.48.и прочитаем задание 22.(разбираем с детьми кто такой какаду, как он выглядит, может ли он сесть на стол. Дети составляют свое предложение со словом какаду.)

-Записываем предложение в тетрадь. Подчеркиваем с вами основу.

-Ребята, а сейчас давайте с вами убедимся, что у одного слова в предложении нет окончания, а у другого- нулевое.

С помощью детей на доске появляется запись

Нет                      какаду   стола

Дам                     какаду столу

Любуюсь           какаду столом

-Какой  вывод мы можем сделать? (какаду неизменяемое слово)

- Ребята, а в каком слове нет окончания?

-А в каком есть? Как оно называется? (нулевое)

-Хорошо. Догадайтесь, какое слово в предложении подсказывает, к какому роду относится слово какаду? (сел)

-Запомните, слово название птицы какаду относится к м.р. и это слово неизменяемое.

-Молодцы. А теперь выполним упр.23.

-Прочитаем оба предложения.

- Кто из вас улыбнулся, читая их? Почему?

- Посмотрите, как выглядит кенгуру.Он живет в Австралии.

-Ребята, а какие слова в предложении подсказывают какого рода слово кенгуру?(смотрел, надел)

- Значит кенгуру м.р.

- Как вы думаете, слово-название животного кенгуру изменяемое или неизменяемое?(неизменяемое)

-Верно. Давайте это запомним!

-Составьте свое  предложение со словом кенгуру!(ответы детей)

-Ребята, а я составила свое предложение: Кенгуру смотрел на дерево.

-Давайте его запишем.

- Над словами-названиями напишите род.(потом проверяем)

-Теперь  прочитаем с вами задание в упр.25.

-В каком предложении миша допустил ошибку?

-Что мы знаем про пальто?(неизменяемое)

-Запишите это предложение правильно.

- Молодцы. На дом вам будет задано упр.27.давайте его прочитаем. (учитель спрашивает кого-то из детей, после чего объясняет как это сделать)

6.Подведение итогов.

-Что сегодня на уроке мы учились делать?

-Какого рода бывают слова-названия предметов?

-Какие слова относятся к м.р.? Приведите примеры.

-Какие слова относятся к ж.р.? Приведите примеры.

-Какие слова относятся к ср.р.? Приведите примеры.

-Молодцы. На этом наш урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная презентация по русскому языку на тему "Связь слов-названий предметов и слов-признаков" 2 класс

Данная презентация разработана для развития умения у учащихся 2 классов задавать вопросы к словам-признакам. Может быть использована учителями начальных классов. Презентация состоит из 9 слайдов, вклю...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова - названия предметов разного рода"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; во...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...