Урок русского языка в 1 классе на тему: "Имена собственные" в рамках развивающего обучения Л.В.Занкова.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Кузьмина Клавдия Васильевна

Дети научатся отличать и находить имена собственные среди других слов и правильно  их писать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 «А»классе.                                                                                                                            

Тема: «Имена собственные».

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель урока: закрепить умение находить имена собственные среди других слов и писать их с заглавной буквы.

Задачи урока:  

• Закрепить навык правописания имен собственных с заглавной буквы.

• Развивать умение объяснять орфограмму,

• Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать;

• Отрабатывать каллиграфию письма;

• Воспитывать умения общаться; гордость за свою Родину, свой город.

Планируемые результаты:

Личностные

. осознать потребность в изучении темы;

. формировать чувства гордости за свою Родину, свой город;

. формировать мотивацию к обучению.

Метапредметные

    - Познавательные умения:

. формировать умение ориентироваться в учебнике;

. отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;

. перерабатывать полученную информацию, обобщая её.

    - регулятивные умения:

. формировать умение ставить учебные задачи;

. работать по предложенному учителем плану;

. формировать умение контролировать свою работу и определять степень успешности ее выполнения.

    - коммуникативные умения:

. формировать умение работать в паре;

. умение сотрудничать, договариваться;

. доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения.

Предметные

. Учащиеся научатся отличать имена собственные от других слов и писать их с заглавной буквы.

Организация пространства.

Межпредметные связи.

Форма работы.

Ресурсы.

Литературное чтение, окружающий мир, русский язык ( умение использовать имена собственные в устной и письменной речи).

Фронтальная, индивидуальная, в парах.

  1. Инновационное оборудование:

        Документ – камера.

  1. Учебные пособия:

а).Л.Ф. Климанова « Русский язык». Рабочая тетрадь.

б).Т.Н. Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку.

       3.Наглядный и раздаточный материал.

а) фотография здания гимназии № 35,

б) рисунок « Красная площадь»;

в) физическая карта (фрагмент)

г) рисунок герба г.о. Тольятти.

                                                                                                                                      ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Мотивация к учебной деятельности (1 мин)  

Цель: 1. Проверить готовность детей к уроку;

           2. Создать эмоциональный настрой на предстоящую работу.                   

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Учебник, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Индивидуальная работа.

УУД: регулятивные

( умение контролировать свою работу).

II Актуализация знаний и подведение к цели урока.       (8 мин)  

ЦЕЛЬ: Актуализировать знания детей по теме «Правописание имен собственных», подвести детей к формулировке цели урока.

                 

1 Незнайка приготовил вам игру: Среди данных букв найди зашифрованные слова.

 - АБВДЕВОЧКАУТЮКАЕВСОБАКАЖРПОЛИНАМОТ

  ( девочка, Тюкаев, собака, Полина.)

 - На какие группы можно разбить эти слова? По какому признаку?

  девочка                           Тюкаев

  собака                             Полина

( Возможны и другие группы слов)

 - Чем отличаются слова каждого столбика?

 - А можно ли придумать имена собственные к словам первого столбика? Какие? Как пишутся имена собственные?

2.Постановка цели урока.

 - Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

Знать: как отличить имена собственные от других слов.

Уметь: писать имена собственные с заглавной буквы.

Физминутка.

3.Подготовка к работе по чистописанию.

 - Назовите самые дорогие слова.( Тюкаев, Полина).

 - Почему они самые главные и дорогие? ( это дети нашего класса).

 - что общего в этих словах?

 - Какие буквы будем прописывать?

4. Письмо букв Т, П; соединений Тю, По; слов Тюкаев, Полина; Словосочетаний девочка _________, собака

______ .

5. Работа по учебнику. Упр. 10.

                                Физминутка.

Игра: Если имя собственное – подпрыгиваете, нет – приседаете.

( собака, море, Волга, мама, Самара, хлеб, и т.д.)

6. Географические названия.

Цель:  подвести к понятию « географические названия».

Закреплять навык написания имен собственных.

 - Отгадай загадку.

Из картона шар земной

Крутит ученик рукой.

Материк мелькнул большой,

Океан проплыл седой

С горько- соленою водой.( Глобус).

 Учитель: Что такое глобус?

Ученик: Это модель Земли.

Учитель: Но всегда ли удобно работать с глобусом? Почему?

 

 - Работа с картой.

Цель: закреплять навык написания имен собственных в географических названиях.

Использование документ – камеры. ( проектирование фрагмента физической карты России на экран интерактивной доски)

а) рассматривание карты.

б) Сколько слов вы видите на карте?  Что обозначают эти слова? Что общего у всех этих слов? Почему они написаны с заглавной буквы?

в) Найдите название города, обозначенного большой звездочкой.

Что вы знаете об этом городе?

Использование документ – камеры. ( проектирование рисунка Красная площадь на экран интерактивной доски)

Рассмотрите рисунок, составьте рассказ

г) Работа по учебнику. Упр.12.

   Запись предложения: Москва – столица России.

Физминутка.( Валеопауза).

Использование документ – камеры. ( проектирование здания гимназии № 35 на экран интерактивной доски)

 - Ребята, а это здание вы узнаете?

д) чтение стихотворения о Тольятти.

  Заветный кружочек на карте,

Где Волги изгиб так покат,

Отмечен наш город Тольятти,

Пальмиро Тольятти – виват!

Взрослеет, растет ежедневно

С девизом « без славы ни дня!»

Уносится в синее небо

Серебряной стелой ладья.

 -  О каком городе говорится в стихотворении?

 - Какие еще имена собственные встретились в этом стихотворении?

  - Запишите имена собственные. ( Волга, Тольятти)

 - Можем ли мы назвать его самым дорогим и близким словом? Почему?

Работа по учебнику. Упр.13.

Использование документ – камеры. ( проектирование герба Тольятти на экран интерактивной доски)

 - Посмотрите на герб Тольятти. Какие имена собственные вы можете отыскать на рисунке герба? ( Волга, Жигулевские горы, название улиц).

( возможны затруднения)

7. Построение проекта выхода из затруднения:

 - рассмотреть герб,

 - Что обозначает каждая деталь герба.

8. Самостоятельная работа.

Цель: Осуществление контроля качества знаний по теме.

Зачеркни лишнюю букву в именах собственных.

Мой родной город – это (Т,т)ольятти. Я и сестра (о,О)ля очень любим его. Здесь протекает река (В,в)олга. В (Т,т)ольятти много хороших людей.

8. Рефлексия.

Какую цель поставили в начале урока?

Кто научился находить имена собственные среди других слов? Кто умеет писать имена собственные?

 - Почему вы так решили?

( выполнили много заданий и не допустили ошибок)

 - кому еще нужно поработать над этой темой?

Отметьте свой успех значками :

Я всё понял.                        Мне нужно еще поработать

 

 - Спасибо за урок.

Фронтальная работа

1 учащийся работает у доски, остальные проверяют.

Фронтальная  работа.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа.

Работа в парах

Фронтальная работа.

УУД:

коммуникативные (умение аргументировать свои действия)

Познавательные: (умение различать имена собственные среди других слов.)

Регулятивные:

(умение ставить учебную цель)

УУД.

1. Личностные: развитие доброжелательного отношения к окружающим,

УУД.

Личностные: гордость за свою Родину, свой город, народ.

Познавательные: осуществление расширенного поиска информации ( работа с картой).

Коммуникативные: ( умение работать в парах, договариваться).

Познавательные : (умение работать с учебником).

Коммуникативные: ( умение слушать, отвечать на вопросы учителя).

Познавательные : (умение работать с учебником).

УУД.

1. Познавательные:

Построение проекта выхода из затруднения.

Личностные: гордость за свою Родину, свой город, народ.

Познавательные: осуществление расширенного поиска информации

УУД.

1.Личностные: развитие познавательных интересов;

2.Регулятивные:умение контролировать и корректировать свою работу, оценивать свои знания и умения.

3. Познавательные: умение различать имена собственные и правильно их писать.



Предварительный просмотр:

Разработка урока

учителя начальных классов МБУ гимназии № 35 г.о. Тольятти

Кузьминой Клавдии Васильевны

Предмет: Русский язык

Класс: 4 «В»

Тема урока: Наречие.

Цели урока:

Образовательные:  познакомить учащихся с понятием наречие, ролью наречий в речи, формировать умение находить наречия в предложениях и употреблять их в речи, отличать наречия от других частей речи.

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную и письменную речь.

Воспитательные:  умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, навыки работы со справочной литературой.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: 

  1. Учебник русского языка. 4 класс. А.В. Полякова. Просвещение. 2009г.
  2. Видеослайды ( 7)
  3. Раздаточные карточки с текстом стихотворения.
  4. Проектор, ноутбук.
  5. Репродукция картины « Зима».

Современные образовательные технологии, использованные на уроке.

1.Технология развивающего обучения по системе Л.В. Занкова.

2. Здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного.

3.Проблемная учебная ситуация.

4.Групповая ( парная) самостоятельная работа.

5.Информационно – коммуникационные технологии.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слово учителя. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Дыхательная гимнастика.

- А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Дыхательная гимнастика.

  1. Отгадайте загадку ( загадывает учитель).

Кто всю ночь по крышам бьет да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? ( Вьюга).

Ребята, закройте глазки и представьте, как гудит вьюга.

а) Сделайте глубокий вдох и, прерывисто выдыхая воздух, покажите, как вьюга бьет по крышам.

б) Сделайте глубокий вдох и покажите на одном дыхании  как бормочет вьюга.

в) Сделайте глубокий вдох и покажите на одном дыхании  как поет вьюга

II . Актуализация знаний, умений, навыков.

1.Эмоциональный  настрой учащихся ( мотивационный этап). Информационно-коммуникационные технологии. Слово учителя.

 Слайд № 1.

В дорогу отправляемся

Знания найти.

Пожелай нам вьюга

Доброго пути!

2. Технология развивающего обучения. Словарная работа.

а) Игра « Угадай-ка, Эрудит!»

- Ребята, вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в быстром темпе. Вы готовы приступить к работе?

Задание:

1.Ответьте на мои вопросы.

2. Запишите свои ответы в строчку через запятую строчными буквами.

- какая безударная гласная в слове «земля?»

-  какой буквой обозначается звук, парный звуку (г)?

- какая удвоенная согласная в слове «перрон?»

- какой пунктуационный знак, похожий на действие деления?

- какая парная согласная в слове «зуб?»

-какая буква в литере вашего класса ?

-какая непроизносимая согласная в слове «праздник?»

- какая буква пишется на конце существительных ж.р. после шипящих?

-Давайте проверим себя, посмотрев на экран.

Слайд № 2.

( е, к, р, :, б, а, д, ь)

- Поднимите  руку кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы! Вы настоящие эрудиты. Если у кого-то есть ошибки – не огорчайтесь: у вас обязательно все получится!

- Среди данных графических знаков найдите лишние. Почему? ( :-не является буквой; ь –не обозначает звука).

- Какое слово можно составить из данных букв?

б).  Знакомство с новым словом – декабрь.

   Самостоятельная работа. 

 Трое детей работают со словарем Ожегова. Готовят объяснение значения слова « декабрь». Остальные дети рассматривают картину « Зима» Слайд № 3.

Задание:

1группа. Групповая работа. Найдите слово «декабрь» в словаре Ожегова. Объясните значение этого слова.

2 группа. Групповая ( парная работа). Рассмотрите картину. Какое время года изображено на ней?  Составьте по картине 3-4 предложения.

 в). Проверка  самостоятельной работы.

    Задание:

1. Объясните значение слова «декабрь».

   - Декабрь – 12 месяц календарного года.

  2. Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, подберите однокоренные слова. (декабрьский).

  3.Составьте словосочетания со словом «декабрь», запишите их. (декабрьские дни  декабрьские морозы).

4.Давайте послушаем, какие предложения вы составили по картине . Какое предложение вам захотелось бы записать в тетрадь? Почему?

Запишите это  предложение в тетрадь и  разберите его по частям речи.

- Как вы отличаете одну часть речи от другой?

( по вопросам, что обозначает это слово, какое слово поясняет).

Вывод: Вы правильно составили словарное слово из букв, грамотно его написали; знаете, какими частями речи являются слова в записанном предложении, умеете различать части речи.

Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Упражнения для глаз с использованием схемы.

 

III  Изучение нового материала.

  1. Конструирование предложений. Слово учителя.

- Ребята, а чем «знаменит» декабрь?

а) Работа в парах по карточкам.

Задание:

    Прочитайте стихотворение и найдите особенности этого месяца.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Реки покрывает он прочно гладким льдом.

И Рождество справляют, и Новый год встречают

Все люди этим белым, морозным декабрем.

( Кончает год, начинает зиму, месяц праздников)

б) Слово учителя. Самостоятельная работа.

- Да, ребята, декабрь начинает зиму, а это значит- становится холодно, и люди стремятся к теплу.

Задание:

- Составьте из данных слов предложения. Запишите их и разберите по частям речи.

Комнату, тепло, в, батарей, идет, от

Тепло друг меня встретил мой

  1. Подведение к понятию « наречие». Учебная проблемная ситуация.

а) – поднимите руки, кто разобрал все предложения без сомнений?

- А кто засомневался?

- С какой проблемой столкнулись?

- У какого слова не смогли определить часть речи?( Друг встретил меня тепло). Почему? Ведь это слово встречается и в первом предложении?

- Отвечает на вопрос как? – это не существительное;  поясняет глагол, а не существительное – значит это не прилагательное; это и не глагол, т .к. не обозначает действия предмета.

- А что же это за часть речи? Может кто-то знает?

-Откройте учебник на стр. 120 и прочитайте, как называется эта часть речи. ((Наречие). Обозначьте буквой Н часть речи над словом «тепло».

б) Видеослайд № 4.Проверьте,  верно ли вы выполнили задания?

         

         П.  Сущ.    П.  Сущ.       Г.   Сущ.

От батарей в комнату идет тепло.

   М.  Сущ.          Г.        М.      Н.

Мой  друг  встретил  меня  тепло.                

                     

                             

3.Сообщение темы и постановка задач урока. Слово учителя.

 Ребята, нам предстоит открыть новую часть речи – это наречие.

Какие задачи мы поставим перед собой? ( показ на слайде № 5.)

Вывод: Наша задача на уроке – узнать, что такое наречие. Научиться отличать наречие от других частей речи. Выяснить, какую роль выполняют наречия в нашей речи.

4. Поиск решения учебных задач. (Работа над предложением « Мой друг встретил меня тепло»).

   

 а) Что такое наречие?

1.Какое слова поясняет наречие тепло? Задайте вопрос.

-Встретил ( как?)

-На какой вопрос отвечает наречие?

 -Выпишите словосочетание с этим словом. Измените глагол по лицам и числам.

Видеослайд № 6

                     

                                                                                   Ед. ч                                     Мн.ч

                          1л. Я встретил тепло,             мы встретили тепло.

                          2л. Ты встретил тепло,           вы встретили тепло.

                          3л. Он встретил тепло,            они встретили тепло.

 -     Что заметили? ( наречие не изменилось).

- Какая же это часть речи? ( неизменяемая).

- Какое слово поясняет наречие? (встретил)

- Какой частью речи выражено это слово? (глаголом)

- Что же такое наречие?

- Наречие – это неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопрос как? и поясняет глагол.

- Наречие может отвечать и на другие вопросы. Откройте учебник на стр.21 и прочитайте правило.

Правило. Неизменяемые слова (несклоняемые и неспрягаемые), которые поясняют чаще всего глаголы и прилагательные, называются наречиями.

   Наречия отвечают на вопросы как? каким образом? когда? где? куда? откуда? в какой степени? сколько? насколько?

Что такое наречие? Какие части речи чаще всего поясняют? На какие вопросы отвечают?

2. б) Отличие наречий от других частей речи.

- Как отличить наречие от других частей речи?

- Наречия неизменяемые слова; отвечают на вопросы: как? когда? где? куда? и т.д.

Вывод: Наречия- это неизменяемые слова, которые чаще всего поясняют глаголы и прилагательные и отвечают на вопросы как? каким образом? когда? где? куда? откуда? в какой степени? сколько? насколько?

IV.  Закрепление  изученного материала.

1.   а) Прочитайте еще раз стихотворение, которое напечатано у вас на карточках. Найдите предложение, в котором есть наречие. Докажите, что это наречие.

(Реки покрывает он прочно гладким льдом.)

- покрывает (как?) прочно. Отвечает на вопрос как? поясняет глагол.

     б)Физкультминутка.

Задание: 1.Дополните предложения словами антонимами.

            2.Выполните действия, при помощи пантомимы.

Скажу я слово « высоко, а ты ответишь: …

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: …

Скажу я слово « потолок», а ты ответишь: …

Скажу я слово «потерял» и скажешь ты: …

- Какие наречия употребил автор в этом стихотворении?

в) Самостоятельная работа с последующей проверкой. Упр.181.

Упражнение 181.

Прочитайте, вставляя вместо точек подходящие по смыслу наречия.

  1. Он рисует (как?) … . 2. Лошадь бежит ( как?) … . 3. Берёзовые дрова горят ( как?) … . 4. Мы пойдем в кино ( когда?) … . 5. Воды в море ( сколько?) … . 6. Дует ( в какой степени?) … холодный ветер.7. Маша согнула лист бумаги ( как?) … . Мы шли ( сколько?) … .
  2. Фронтальная проверка.

- Оцените свою работу.  Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневался в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно еще поработать – «-».  

2.б) Выяснение роли наречий в нашей речи.

  1. Работа по учебнику. Упр. 178

1.Спишите.

1. Дождь вскоре прекратился. Дождь прекратился. 2. Вчера был хоккей. Был хоккей.3. Вечером  начались соревнования по художественной гимнастике. Начались соревнования по художественной гимнастике.4. На экране телевизора быстро сменялись кадры. На экране телевизора сменялись кадры.

  1. Сравните предложения по смыслу. Чем они отличаются? Из каких предложений ясно, когда прекратился дождь, был хоккей, начались соревнования, как сменялись кадры?
  2. С какой частью речи связаны по смыслу  выделенные слова? Какие слова они поясняют?

Задание:

  1. Какую роль выполняют наречия в нашей речи?
  2. Запишите предложения с наречиями.

Вывод: Наречия украшают речь, делают ее более точной и выразительной.

2. Высказывание о роли наречий в речи М. Горького. Слайд № 7.

- Писатель М. Горький сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

V. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке

Я узнал:

Я научился:

Мне было трудно:

Мне понравилось:

VI  Рефлексивно – оценочный этап.

 

1. _ Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо вам за урок!

Поднимите руки. Кто знает, что такое наречие? Как отличить наречие от других частей речи?

Какую роль выполняет наречие в нашей речи?

VI. Д.з.Упр.182.

  1. Прочитай стихи С.Михалкова.

День стоял веселый

Раннею весной.

Шли мы после школы –

Я да ты со мной.

Шли куда попало –

Просто наугад,

Прямо и направо.

А потом назад.

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Весело бродили –

Я да ты со мной,

Весело вернулись

К вечеру домой.

2.Выпишите выделенные наречия вместе с глаголами, которые они поясняют. Поставьте вопросы: шли ( как?) наугад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс (Развивающая система Л.В. Занкова)

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами обучения и использования языка. Язык – универсальное средство общения, речь – функц...

Открытое внеклассное мероприятие для родителей 3 класса "Литературная гостиная. Весна." в рамках развивающего обучения по системе Л.В.Занкова.

Дети познакомят родителей  с четырьмя этапами весны, которые изобразили в своих произведениях поэты и художники....

План-конспект открытого урока по письму "Письмо строчной и заглавной букв фФ" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

План-конспект составлен для использования на уроке письма в 1 классе(1-4), разработан согласно принципам системы развивающего обучения Л.В.Занкова....

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

Конспект урока по окружающему миру во 2 «г» классе «Вода и её свойства» (Система развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с ФГОС)

8. Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации( свойства воды)9. Задачи:- обучающие• формировать представления о свойствах  воды;• формировать практические умени...

Презентация к уроку русского языка (2 класс ) на тему "Имена сказочных героев"

Презентация начинается с задания "Убежали гласные", где дети должны вставлять гласные и угадывать слова.Далее дети записывают высказывание А.В.Суворова, ведется беседа о нем.Отгадывают загад...

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Имена прилагательные"

Разработан в контексте применения системно - деятельностного подхода...