Урок развития речи.Весенняя поэзия природы.2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Прохорушкина Елена Викторовна

Материал конспекта составлен на основе  поэтических произведений  Ф.Тютчева, Е.Баратынского, А.Плещеева, И.Сурикова, С.Дрожжина и др., которые описали признаки весны в своих стихах.
Задания урока построены так, что после каждого этапа деятельности на доске появляются опорные слова или картинки, опираясь на которые дети под руководством учителя  сочиняют своё стихотворение.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                     Урок развития речи.
                                              (2 класс)

                                  Весенняя поэзия природы.

Цели:

 - развивать диалогическую, монологическую речь; чистоту фонематического слуха  и произношения; выразительность речи;

- обобщать на примерах поэтических отрывков знания детей о признаках наступающей весны;                

- учить выделять главное в тексте; по опорным словам воспроизводить текст стихотворения;        

- воспитывать усидчивость, наблюдательность, любовь к природе.

                                                   Ход урока:

  1. Организационный момент:

-Ребята! Улыбнитесь, подарите улыбку друг другу. Пусть в нашем классе станет светлее и теплее от ваших улыбок. А теперь все вместе скажем : «Всем! Всем! Доброе утро!» Этими словами мы обычно начинаем урок.

-Сейчас я проверю : все ли готовы к уроку (хлопки – слушаем и повторяем).

  1. Формулирование  темы и цели урока:
    - На прошлом уроке мы с вами вспоминали стихи поэтов о весне. Откуда черпали вдохновение русские поэты? (Из самой природы...)

-Сегодня на уроке мы будем свидетелями настоящего весеннего чуда. Прямо на наших глазах эта березка оденется в зеленую весеннюю листву. Нас ждут интересные задания и загадки; а после каждого выполненного задания на березке будет появляться новый зеленый лист.
- Как вы думаете, о какой поэзии пойдёт речь на уроке? (О весенней...)
- Хотелось ли вам самим сочинить стихотворение о весне?(Да!)
- Чем можно будет пользоваться при сочинении стихотворения?
(Весенними подсказками весны и примерами стихов русских поэтов.)

         -Как бы вы обозначили тему нашего урока? (Весенняя поэзия природы).
        -Какие цели поставим перед собой?
        ( Услышать, увидеть, выделить, использовать в своей работе...   )
       -Сегодня мы  попробуем  сочинить настоящее весеннее стихотворение.

  1. Работа по теме:

-Итак, первая загадка. Ее надо отгадать и объяснить о каких приметах весны идет речь.

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает

Когда такое бывает?

(весной)

        - Как вы догадались? Какие приметы весны услышали?

        - Что значит ожил лужок? (трава, цветы)

- День прибывает – как это? (солнышко рано встает и позже заходит за линию горизонта)

Молодцы! Отгадали загадку и объяснили! И на волшебной березке появились первые листочки.

Внимание, слушаем вторую загадку:

Я превращаю почки

В зеленые листочки.

Я королева зеленый листвы.

Трех моих подданных, знаете вы?

        - Кто же эта королева? (Весна)

        - А о каких верных слугах (подданных) идет речь?

        - Кто может назвать месяцы весны?

        - В какой последовательности наступают весенние месяцы?

                *игра «Что изменилось?»

                

физ/мин

С наступление весны

Листочки распускаются.

И в зеленую листву

Деревья одеваются.

Их качает ветерок.

Солнце согревает.

Вот такое волшебство

Раз в году бывает!

  1. Работа со скороговоркой.

Следующее задание – скороговорка.

Журчит ручей.       (медленно – быстро

Бежит быстрей        громко – тихо

                             хором – по одному)

        - О каких приметах весны сообщает нам эта скороговорка? (снег тает, появляются ручейки).

      5.   Работа с текстом. (вставь слово)

           -Я буду читать текст с пропущенными словами, а вам нужно вставить подходящее по смыслу слово.

     Пригрело землю своими яркими лучами весеннее (солнце).

     Зашевелились ожившие муравейники, вылетели разноцветные (бабочки), зажужжали проворные (пчелы). Начали появляться в зеленой травке первые весенние (цветы). Возвращаются из теплых стран перелетные (птицы).

     Весной природа (оживает), просыпается от зимнего сна.

        - Какие приметы весны вы услышали в тексте?

        - Как одним словом можно назвать бабочек, пчел, божьих коровок, мух?         (насекомые).

       6.   Обобщение признаков весны на примерах поэтических отрывков различных авторов (см. Приложение 1).

       7.   Составление стихотворения по опорным картинкам. 

-Итак, давайте попробуем сочинить настоящее стихотворение на доске вместе с вами. Если нам это удастся, то береза расправит все свои зеленые листочки и станет настоящей красавицей.

Март, апрель, май –

Месяцы весны.

Веселые стихи сочиняем мы.

Раньше солнышко встает.

Весна ручьями потечет.

Тает снег и день длиннее.

Вот и травка зеленеет.

На березах выросли зеленые листочки.

Появились на лугу первые цветочки.

Насекомые проснулись!

Птицы с песнями вернулись!

Весной природа оживает!

Хорошо, что так бывает!

        - Кто может повторить стихотворение с помощью последовательно идущих опорных картинок.

        8.    Итог и д/з:

        - Сохранить в своей памяти стихотворение, которое мы только что сочинили вместе и нарисовать все признаки весны, о котором в нем говорится.
           -Если кто-то сочинит своё стихотворение о весне, я буду очень рада!

 


 Приложение 1.

«Приметы весны»

1. Тающий снег и ручейки:

Федор Тютчев

«Весенние воды» (отрывок)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

2. Небо:  

Евгений Баратынский

«Весна, весна!»

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон.

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

3. Солнце и небо:

Алексей Плещеев
«Весна»

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

4. Про весну красную  девицу:

Иван Суриков
«Весна»

Хороша весна-царица,

В плащ цветной одета!

Много в воздухе разлито

И тепла и света…

5. Цветы:

С.Д. Дрожжин

«Весеннее царство»

Смолою пахнет от лесов,

Краснея, почки лепестков

Вздохнули вдруг,

И миллионами цветов

Покрылся луг

6. Насекомые:

С.Д. Дрожжин

«Весеннее царство»

Из норки черный жук ползет,

И сеть прозрачную плетет

Себе паук.

Летит пчела и издает

Протяжный звук.

На распустившийся цветок

Садится пестрый мотылек,

Качаясь в нем,

Пока не тронет ветерок

Его крылом.

7. Настроение:

А.К. Толстой

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья, небо полно красоты.

В.Я. Брюсов

Мы весной живем, как дети,

Словно бредем вслух;

В свежих красках, в ясном свете

Оживает дух!

А.Плещеев

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи. Русский язык 3 класс. обучающее изложение.

Использование презентации на уроке развития речи - идеально для учителя и ученика. Нет надобности написания текста на доске, плана работы... Удобно использовать слайды в работе в парах, в группах. Не ...

Урок развития устной речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Овощи: помидор"

Урок проводится по теме " Овощи: помидор" в 1 классе коррекционной школы VIII вида. Содержит разнообразные дидактические игры, коррекционные упражнения....

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны".

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны"....

Урок развития речи. Весенняя поэзия природы. 2 кл.

Цели: - развивать диалогическую, монологическую речь; чистоту фонематического слуха  и произношения; выразительность речи;- обобщать на примерах поэтических отрывков знания детей о признаках...

Конспект урока "Наши проекты. Праздник поэзии" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по изученным темам; создание условий для привития интереса к литературному чтению и создания проекта по выбранной теме; расширение кругозора уче...

Технологическая карта урока литературного чтения «Праздник поэзии», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Праздник поэзии» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для систематизации з...