Конспект урока по развитию речи "Весенние картинки"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мальцева Ирина Николаевна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

                           

Разработка урока по русскому языку (развитие речи)

 во 2 классе:

«Весенние картинки»

                                                                             

                                                                              Выполнила: учитель начальных                                                                                                                            

                                                          классов, высшей квалификационной

                                                                    категории Мальцева И.Н.

Для усвоения учащимися материала в связи с поставленными целями я использовала следующие методы обучения:

  1. Методы организации и самоорганизации образовательного процесса:

- аспект передачи и восприятия учебного материала. Итак, учебный процесс мне помогло осуществлять слово, т.е. словесные методы (объяснительный, работа с книгой, со стихотворением, рассказ, беседа)  

Поддерживать интерес ребёнка к учёбе помогли наглядные пособия, то есть присутствовал наглядный метод обучения. Так же использовала на уроке знания из жизненного опыта учащихся (при описании растений и животных), предлагались проблемные и творческие задания.

- аспект логический, дедуктивный (от общего к частному)

- аспект управления (методы коллективной работы с учителем, методы самостоятельной работы)

- аспект познавательной деятельности (проблемные методы – «почему (почему подснежник улыбнулся, обрадовался, куда заглянул?)

      2.   Методы стимулирования и мотивации образовательного процесса (создание

            ситуации успеха на уроке)

3.   Методы контроля и самоконтроля (устного контроля, фронтального контроля –

групповой и индивидуальный), использовала пооперационный контроль.

   Таким образом, все эти методы, на мой взгляд, способствовали и воспитанию и развитию личности, а главное они были направлены на формирование орфографического навыка (развитие фонематического слуха, проговаривания, развития орфографической зоркости учащихся) и развитию речи обучающихся (проводилась работа со словом, словосочетанием, предложением)

   На протяжении всего урока  я работала над формированием функциональной связи между слухо-речедвигательной  и рукодвигательными центрами  (речерукодвижением)

   Логика построения урока направлена на развитие познавательной активности учащихся. Всё это обеспечивалось различными методическими приёмами; имело место продуктивная мыслительная деятельность учащихся и активное высказывание детьми самостоятельных суждений и способов их обоснования.

   Методические приёмы:

  1. Включение художественного слова (стихотворения)
  2. Использование картин
  3. Постановка вопросов (это, например, в составлении предложений и словосочетаний, их применение помогает формированию познавательной активности, развитию речи и логического мышления)
  4. Показ (при описании жука, цветов), такой приём обеспечивает в сознании школьников связь между словом и конкретным образом природного объекта)
  5. Создание проблемной ситуации (ставлю конкретные вопросы на логику рассуждения, побуждаю делать сравнения, обобщения, предлагаю придумать свои варианты примеров)

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности познавательной деятельности.

- Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:

- умениеоформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат:

Предметные:

- Знать части речи

- Уметь находить части речи в предложении

- Знать части речи

- Уметь находить орфограммы в словах

- Уметь составлять распространенные предложения

- Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- уметьоформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Ведущий метод: продуктивный

Оборудование:  записи примеров на доске, опорные слова, картинки  с изображением весны, жука, весенних цветов, коллективки, учебник русского языка для 2 класса под редакцией Т.Г.Рамзаевой.

Ход урока:

Организационный момент

(метод формирования интереса к учению)

Посмотрите на доску. (на доске картинки с изображением весны)

Какое настроение у вас вызывают эти картины?

Пусть такое  настроение будет у вас на протяжении  всего урока.

Мобилизующий этап

Цель: настроить учащихся на восприятие материала, повторить правописание парных согласных.

Работа с коллективкой (отпечатанный на бумаге текст) у каждого ученика находится на парте.

Это радостное настроение передаётся и в строчках, которые напечатаны для вас. Прочитайте для себя и приготовьтесь к чтению вслух.

- Кто желает прочитать?

(приём воспроизведения наизусть)

- Кто запомнил и может повторить это стихотворение.

- Найдите 2 слова с парными согласными, которые надо проверять. Отметьте парные согласные .

Объясните, почему их надо проверять и как их можно проверить?

Коллективка:

Дарит песенки весна,

Раздаёт улыбки,

И навстречу ей со дна,

Выплывают рыбки.

Запишем слова – рыбки, улыбки вместе с проверочными словами. Придумайте свои слова с  парными согласными.

Прочитаем орфографически весь текст. (метод самоконтроля)

Проверьте написание слов (взаимопроверка в парах)

Формулирование темы и цели урока

Цель: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Повторение изученного материала

Работа с загадкой (на доске)

У него чудесный, золотистый цвет,

Он большого солнца маленький привет.

Что это?  (одуванчик)

- Это очень любопытный весенний цветок. Пробудившись весною, он внимательно посмотрел на восток и увидел – солнышко. Он так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Он очень хотел походить на солнышко. Солнышко заметило одуванчик, осветило его жёлтым лучиком. Пожелтел одуванчик.

Вот поэтому говорят: маленький портрет солнышка.

Как напишите сочетание – нч –

Проговорим, как будем писать всё слово.

Запишите: одуванчик.  (проведение словарной работы)

Придумайте свои слова на эту орфограмму.

Найдите орфограммы в подчёркнутых словах: чудесный, солнца.

Запишите эти слова.

Придумайте свои слова на эту орфограмму.

Физминутка  (зарядка для глаз)

Письмо по слуху. (применение мыслительных операций: анализа, синтеза)

Пробуждаются не только цветы, но и насекомые.

Посмотрите, какой замечательный жук.

Запишем  про жука предложение. Я вам его прочитаю, а вы постарайтесь его запомнить с первого раза.

Под листочком жук проснулся, потянулся и встряхнулся.

- Кто запомнил?

- Кто хочет повторить?

Зашифруем это предложение

Учитель записывает под орфоэпическое произношение предложение начальными буквами на доске:

П.    л.   ж.   п.,  п.   и   в. .

Назовите, какие орфограммы мы встретили в этом предложении?

Как проверить безударную гласную в словах:

Листочком?

Потянулся?

Встряхнулся?

(приём проговаривания)

Кто желает проговорить предложение орфографически, как надо писать его.

Взаимопроверка тетрадей. (самоконтроль) работа в парах

Один ученик записывает это предложение у доски.

Найдите грамматическую основу предложения.

Физминутка

Творческая работа. (использование вопросов, требующих мыслительной деятельности)

Весной все рады первым цветам.

За долгую зиму стосковались глаза по яркому и цветному.

- А как называются первые весенние цветы?

Посмотрите, какие они бывают разные.  (На доске картинки с изображением цветов)

Подснежник – первая песня весны. Едва осядут снега и появятся проталины, как он выставляет любопытный венчик и, раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам.

Постараемся запомнить,  как пишется слово  ПОДСНЕЖНИК

Проговорим орфоэпически, а сейчас орфографически, как будем писать.

Записывают, проговаривая вслух.

Работа с учебником.  (метод письменного контроля)

Выполнение упражнения 373

Какой частью речи является слово подснежник?

Творческая работа (сочетание словесных и наглядных методов)

Подберём к нему прилагательные, которые указывают на его признак

Учитель читает стихотворение, дети находят прилагательные

Как цыплёнок

Жёлтый, нежный и немножко озорной.

Первым встретит нас подснежник

На полянке под сосной.

Голубенький, чистый подснежник цветок!

Подле сквозистый, последний снежок.

Запишем прилагательные: жёлтый, нежный, озорной, голубенький, чистый.

Подберём глаголы к слову подснежник.    Дети называют глаголы.

Учитель вывешивает на доску свои глаголы:

Улыбнулся, потянулся, обрадовался, загрустил, вышел, прибежал, заглянул, раскачивается, подпевает, сияет, загорелся, спешит, стелется.

Проводится разбор глаголов:

- Чему улыбнулся подснежник? (солнышку, ручейку, облаку)

- Почему он обрадовался? (весна наступила, тепло стало)

- Куда заглянул подснежник? (в ручеек, в снежинку)

-Чему подпевает? (ветру, лучам солнышка)

Творческое задание  (приведение собственных примеров)

А сейчас, закройте глаза и представьте себе этот наш подснежник. Составьте  про этот цветочек предложение, используя  прилагательные и глаголы, которые мы называли.

Примеры:

На солнечной полянке сияет хрустальный одуванчик.  Около ручейка проснулся маленький одуванчик. На опушке проснулся жёлтый одуванчик и улыбнулся солнышку.

Запишем предложение, которое вам больше понравилось.

На доске появляется запись:

(предложение записано только начальными буквами), дети находят орфограммы, разбирают их и пишут, проговаривая себе.)

Прибежал подснежник

В мартовский лесок.

Заглянул подснежник

В чистый ручеёк.

И себя, увидев, крикнул: вот те на,

Я и не заметил,

Что пришла весна.

  1. Итог урока

А вы дети, заметили приход весны?

По каким признакам?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

  1. Домашнее задание. (по выбору)

Составить и записать предложения о весне. (для слабых учащихся)

Написать мини-сочинение о весне  (для средних и сильных учащихся)

Сочинить стихотворение о весне. (для желающих)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию творческих способностей. 2 класс

Конспект урока по развитию творческих способностей. 2 класс...

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Конспект урока по Окружающему Миру "Карта" учимся читать карту

Конспект урока по ОМ. с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная Начальная Школа" 3 класс....

Конспект урока по развитию речи в 3 классе, для детей с нарушением слуха, имеющих умственную отсталость. Тема: Составление предложений по сюжетным картинкам по теме «Инструменты».

Цель: учить составлять предложения по сюжетной картинке с опорой на схему  Кто? что делает?  Задачи: •         Учить обучающихся соотносить дейст...

Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)

Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).Класс: 4...