"Главные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Рожкова Ирина Владимировна

Конспект урока построен по учебнику Нечаевой для 2 класса, содержит  региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_chleny_predlozheniya.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  «Прогимназия №1» г.п. Залукокоаже

Урок - путешествие

по русскому языку во 2 классе

по теме

 «Главные члены предложения».

Разработала: Рожкова И.В.,

учитель нач. классов.

                                                                         2011 г.

Цели и задачи урока:

Обучающие: учить находить в предложении грамматическую основу – подлежащее и сказуемое.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Оборудование:

- Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

- Учебник «Русский язык» для 2 класса – автор Нечаева Н. В.;

- М/м проектор, презентация по теме.

Ход:

  1. Организационный момент.  Постановка целей и задач урока.

- Сегодня на уроке  мы откроем ещё один секрет предложения. А для этого отправимся в путешествие, а вот куда узнаете позднее.

Слайд 3.

Цель поездки: Познакомиться с главными членами предложения, научиться находить их в предложении.

Задачи:

Какие члены предложения называются главными и почему?

Сколько их? Как найти?

Чем отличается один главный член предложения от другого?

Слайд 4, 5

Но прежде чем отправиться в дорогу давайте повторим правила путешественника (психологический настрой):

        Внимательно слушай –

        И всё услышишь!

        Внимательно смотри –

        И всё увидишь!

        Думай –

        И всё обязательно поймёшь!

  1. Минутка чистописания.

- Все путешественники ведут дневники наблюдений, чтобы ничего не забыть. Сегодня тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте  тетради, давайте повторим  «Правила посадки и работы в тетради»:

Слайд 6.

Я тетрадочку открою, уголочком разверну.

         Я друзья от вас не скрою -  ручку я вот так держу.

        Сяду прямо не согнусь, за работу я  возьмусь.

Откройте тетрадь и запишите число, классная работа.

Слайд 7.

- На эту букву посмотри:

  Она совсем как цифра три.  

С. Маршак.

- На какую букву похожа эта цифра? (буква «Зэ»).

- Что вы знаете о ней как о звуке? (согласный, звонкий, парный з/с, может быть мягким и твёрдым).

Слайд 8.

- Посмотрите на схему написания буквы З. Пропишите её в воздухе, а затем в тетради аккуратно и правильно до конца строки.

Зз  Зз  Зз

- Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

  1. Словарная работа.

Слайд 9.

Залукокоаже, Золка.

- Что обозначают эти слова? (Название посёлка и реки, где мы живём).

- Где находятся эти географические объекты? (В КБР, в Зольском районе).

Слайд 10,11,12.

- Покажите их на карте Кабардино-Балкарии.

-Запомните и запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, разделите на слоги.

Залукокоаже [залукакажэ] – 6 слогов, 11 букв, 10 звуков.

Золка [золка] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

- С какой буквы записаны эти слова? Почему? (Имена собственные пишутся с большой буквы).

  1. Работа над темой.
  1. Актуализация знаний.

- Ребята, на территории Кабардино-Балкарии находится одно из чудес России. Кто знает что это? (Гора Эльбрус). Слайд 13,14.

Гора Эльбрус – самая высокая гора Кавказа и России. Она имеет две вершины: западную и восточную. Большое количество туристов съезжаются посмотреть на жемчужину Кавказа. Первым ступил на одну из вершин Эльбруса кабардинец Киллар Хаширов. Балкарец Ахия Соттаев первым покорил обе вершины. Красавец Эльбрус всегда привлекал к себе внимание. Об Эльбрусе сложено немало легенд и сказаний.

- Вот и нам сегодня предстоит покорить  гору Знаний в стране Предложение.

- Что такое предложение? (Предложение – это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Предложение начинается с большой буквы, в конце стоит точка).

Слайд 15

- Составьте предложения. Запишите в тетрадь. Докажите.

Легко, съехала, с, горы, на, лыжах.

Мальчики, снежки, в.

Кошка, нос, моет, снегом.

Слайд 16.

 Кошка снегом моет нос.

- Почему записали только одно предложение? (Потому что в нём выражена законченная мысль.

В первой группе слов непонятно о ком говорится, значит, мысль незакончена.

Во второй группе слов непонятно, что делали мальчики, значит, мысль незакончена).

Учитель: (Проблемный вопрос):

- Можно ли добавить в эти группы слова, чтобы получились предложения? Какими словами дополним?

Слайд 17.

Девочка  легко  съехала с горы на   лыжах.

Мальчики  играют в снежки.

- Сколько членов предложения, сосчитайте? Докажите.

(В 1 предложении - 5 членов предложения, во втором – 3, т.к. членами предложения могут быть только самостоятельные части речи.)

Слайд 18.

- Вернёмся к первому предложению.

 Девочка  легко  съехала с горы на   лыжах.

Попробуйте убрать первый член предложения. Мысль остаётся? (Нет.) Подчеркнём его одной чертой.  На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является? Второй член предложения?  (Да.) Третий? (Нет.) Подчеркнём его двумя чертами. На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является? Четвёртый? (Да.) Пятый? (Да.)

- Как вы думаете, что вы сейчас подчеркнули?

-  Итак, мы нашли главные члены предложения. У каждого слова есть основа, опора. Основа есть и у предложения.

Слайд 19,20

Проблемный вопрос: Сколько их? Чем они отличаются?

(Их два: одно - обозначает предмет речи, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, другое – что говорится о предмете речи, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? И т.д.)

Слайд 21

- А почему  без вставленных слов не получались предложения?

Слайд 22

Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения.

Слайд 23

2. Чтение правила на странице 92.

Слайд 24

3. Гимнастика для глаз.

        Прежде чем приступим к  преодолению следующего препятствия, давайте проведём гимнастику для глаз. Посмотрим, какие вы внимательные. Следите глазками за шариком, не поворачивая головы.

4. Упражнение в определении главных членов предложения.

Слайд 25.

- - Найдите главные члены предложения в записанном в тетради предложении. Кошка снегом моет нос. Как будем находить? Для этого задаём сразу два вопроса: кто? что? – что делает?

- А почему одной чертой  подчеркнули слово кошка, а не нос? Оно ведь отвечает на  вопрос кто? что? Разве оно не подлежащее? Как быть, если два слова отвечают на вопрос кто? что? (Кошка – это то, о ком говорится в предложении, а нос – это то, что она моет).

- Правильно!

- Вот мы и преодолели половину горы Знаний и находимся на её склоне, но чтобы двигаться дальше,  нам надо отдохнуть.

Слайд 26

  1. Физкультминутка.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

  1. Закрепление.

Слайд 27.

1. Работа по учебнику. 

Страница 95 упражнение №209.

Прочитай. Кто же гулял во дворе? Перепиши. Подчеркни основу предложения. Какими частями речи выражены главные члены предложения?

Сущ.         Гл.

Коля гулял во дворе с собакой.

                               Гл.           Сущ.

Во дворе с Колей гуляла собака.

Мест.    Гл.

Они гуляли во дворе.

2.Творческая работа.

Работа в парах.

- А сейчас мы проверим, как вы усвоили тему.

Слайд  28.

- У вас на столах лежат карточки с заданиями, посовещайтесь и выберите для своей пары задание.

1 уровень.

Спишите предложения, подчеркните подлежащее и сказуемое.

Ребята живут в красивом городе Нальчике.

Гости столицы наслаждаются горным воздухом.

2 уровень.

Допиши подлежащее в каждое предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Весело плещется горная …. (река)

Кавказские …  гнездятся под Эльбрусом. (снегири, орлы)

Слайд 29.

Самопроверка по эталону (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на слайде открываются предложения, ученики проверяют.

  1. Итог.

- Ура! Мы открыли секрет предложения и добрались до вершины горы Знаний!

- Возвращаемся домой.

  1. Рефлексия.

Слайд 30.

- Ребята, что каждый из вас добавил в свой сундучок знаний?

- Чем вы хотели бы поделиться со своими друзьями?

Слайд 31

  1. Домашнее задание.

- Напишите мини-сочинение на тему «Моё село», «Моя республика». Подчеркните главные члены предложения. Выучить правило на странице 92.

Литература.

  1. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя /Сост. В.Волина. – Москва: Просвещение. 1991. - 368 с.
  2. Край - мой родной / Серия упражнений и заданий по русскому и кабардинскому языкам: Пособие для учителя/ Кулимова Р.Х., Керженцева А.В., Каскулова И.Х. – Нальчик: «Полиграфия».2006. –122 с.
  3. Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 2 класса. – 4-е изд. – Самара: Изд «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 160 с.
  4. http://metodisty.ru.
  5. http://school-collection.edu.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения

Урок закрепления пройденного материала по теме "Предложение. Главные члены предложения"...

Предложение: "Главные члены предложения", 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация выполнена к теме "Главные члны предложения" в 3 классе, УМК "Гармония"....

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн...

Предложение. Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Урок русского языка во 2 классе с использованием дистанционных образовательных технологий. УМК «Школа России»...