Урок русского языка в 4 классе с использованием ИКТ по теме "Синтаксический разбор предложения".
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Шмакова Татьяна Викторовна

Урок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rus_yaz.zip109.31 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   Гимназия  г.Навашино

Урок русского языка в 4 классе

с использованием ИКТ  в образовательном процессе

(программа «Начальная школа 21 века»)

Тема: «Синтаксический разбор предложения»

                                                                                 

                                                                               разработала и провела

                                                                                       учитель начальных классов

                                                               Шмакова Т.В.

                                                             2012 год

 Конспект  урока по русскому языку по теме:

«Синтаксический разбор  предложения»

4 класс

Цель урока: активизировать имеющие знания учащихся о видах предложений (на основе умения определять грамматическую основу предложения и разбирать его по членам), формировать умение синтаксического анализа предложения.

Задачи:

  • развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся, привлекая для этого отрывки их художественных произведений
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, повысить экологическое образование детей.

Ход   урока:

  1. Эмоциональный настрой

На доске

Листопад

Иван Бунин



Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!

МУЗЫКА

  • Какое чувство вызывают у вас падающие листья?( радости, восторга, удивления, печали)
  • Хочется ли вам кружиться вместе с листвой?

Звучит музыка

  • Закройте глаза  и представьте шум листопада. Расскажите о своих ощущениях( листочки разного цвета падают, маленькие листочки летят медленно, кружась в воздухе, а листочки побольше опускаются на землю более увереннее, чем маленькие)
  • Минутка чистописания:
  • Л л Л л
  • Листопад –лист - листопады

2. Словарная работа

         Продолжаем тему осени          

         И я вам предлагаю словарь осени. Ваша задача: вставить пропущенные орфограммы и записать  их в тетрадь.

            З_л_тая,  вет_р, моро_ит (дождь), шел_ст, _седлые (птицы), к_рмушки, ул_тают

            Проверим работу: (учащиеся произносят  слова, проговаривая орфограммы – слова появляются поочерёдно на экране)

            Что объединяет эти слова? (эти слова на тему «Осень»)

             Все словарные слова я записала в три группы и добавила в каждую из них еще несколько слов, которые помогут нам составить интересные предложения .

         Золотая                          птицы                       кружатся

         Перелетные                   листья                      падают

         Разноцветный                ветер                        улетают

         Шаловливый                  ковёр                        покрывает

          Тёплые                           листопад                  наступила

        К какой части речи относятся слова 1 группы? ( 2 и 3 группы?)(прилагательные, существительные и глагол)

А какие еще части речи вы знаете? (наречие , местоимение)

        Эти части речи помогут нам в дальнейшей работе.

        И тема нашего урока: «Синтаксический анализ предложения»

Правила

Предложение

Виды предложений по цели высказывания

(Повествовательные, вопросительные, побудительные)

По интонации - восклицательные

Девочка читает книгу…

Который час…

Не шумите, пожалуйста…

3. Развитие  речи

( Слайд – осенний лес)

         Ребята посмотрите на картину неизвестного художника и составьте нераспространенное предложение. Кому сложно можно использовать слова – помощники. (учащиеся составляют – Наступила  осень.) Дайте синтаксическую характеристику предложения.   А  сейчас нужно это предложение сделать распространенным, т.е. добавить второстепенные члены. ( Прочитайте варианты предложений). Какое  самое  интересное  предложение?  Какими членами предложения вы распространили предложение? Какие это части  речи? Давайте  запишем это предложение. В городе наступила золотая  осень. (Пропуская строку для заголовка. Ребята записывают предложение себе в тетрадь.)

        Работа  по вариантам:

         А сейчас я предлагаю работу по вариантам. 1 вариант составляет  распространенное предложение со словом листья, 2 вариант – со словом ветер.

          Давайте проверим работу у доски. ( 2 ученика – зачитывают свои предложения и записывают их на доске)          

         Листья кружатся и пестрым  ковром украшают  землю.(Повест., невосклиц.,распрост., двусост., простое, с однородн. членами)

        Шаловливый ветер поднимает их с земли. (Повест., невосклиц.,распрост., двусост., простое)

         Давайте усложним работу: соедините два предложения в одно. Какое предложение  получилось? Докажите.

         Записываем это предложение себе в тетрадь. ( устно дайте синтаксический анализ предложения - Повест., невосклиц.,распрост., двусост., сложное).

           Назовите мне все словосочетания их этого предложения ( 1 вариант  произносит из 1 части сложного предложения, а 2 вариант – из второй части)

4. Физкультминутка

                       Физкультминутка:

            Отдых на полянке

            Работа  в группах:

           Шалунишка не только помог нам отдохнуть , но решил и запутать слова в предложении. Ваша задача: распутать этот хоровод и поставить их в нужный порядок

          ( Каждой  паре выдаются 2 осенних листика, на каждом из которых написаны  слова. Задача каждой пары составить из слов  предложения . А затем под диктовку одного ученика  записать в тетрадь )

  • Улетают,   в, стаи, собираются ,и, перелётные,  края, в, тёплые, птицы

 (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края) – учащиеся устно составляют синтаксическую характеристику предложения.

5. Проверка  домашнего  задания

Домашнее  задание:

         Я дала домашнее задание – составить интересные предложения   о птицах, которые остаются в городе и о своем отношении к этому времени года. Давайте сейчас послушаем ребят и оценим их работу.

       1-й ученик:(зачитывает предложения, которые мы составили в классе)

       В городе наступила  золотая  осень. Листья кружатся и пёстрым ковром украшают  землю,  а шаловливый ветер поднимает их с земли. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

        2-й ученик: ( зачитывает предложения о птицах, которые не улетают в теплые края)

          А с наступлением холодов оседлым птицам питаться нечем. Мы готовим кормушки и подкармливаем птиц.  Наблюдать за птицами очень интересно .

          3-й ученик: Осень – это прекрасное время года. Вместе с листьями хочется кружиться и танцевать, радоваться красоте осенней природы. 

           Что объединяет все эти  предложения? (общая тема)

            Можем ли мы  сказать, что мы составили с вами текст.

6. Подведение  итогов  урока

Если вспоминать типы текста, то какой текст у нас с вами получился ( учащиеся отвечают: повествование с элементами описания)

7. Домашнее задание

            Озаглавите текст  и запишите в тетради заголовок текста. И нарисуйте мне вихрь листопада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Главные и второстепенные члены предложения"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание.

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....