Урок русского языка 2 кл "Составление текста по опорным словам"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Семенова Людмила Васильевна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе Начальная школа 21 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_2_kl_sostavlenie_teksta.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе по теме:

"Составление текста по опорным словам"

Цели урока:

Образовательные:

научить составлять текст, используя опорные слова по теме;

используя различные разделы русского языка, познакомить со словарным словом "лебедь"; использовать межпредметные связи.

Развивающие:

развивать креативное мышление, память, речь, внимание, эмоции, чувство вкуса.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, сострадание;

уважение к товарищам, ответственность;

прививать любовь к классической музыке, живописи.

ХОД УРОКА

1. Постановка целей к уроку.

- На занятии вам помогут знания, приобретенные на уроках чтения, окружающего мира, русского языка. Сегодня вы попытаетесь самостоятельно составить текст, это творческое задание. Будьте внимательны на уроке, постарайтесь работать не только голой, но и подключите свои чувства.

2. Психологический настрой на предстоящую работу.

- Вспомните, какие органы чувств помогают нам воспринимать окружающую действительность?

- Когда вы услышите прекрасную музыку, подключите к работе все органы чувств и постарайтесь представить какую-нибудь картину.

Звучит Сен-Санс "Лебедь".

- Закройте глаза. Представьте летнее утро. Перед вами небольшое озеро, дует легкий ветерок, почувствуйте, как он ласкает ваше тело, пахнет водорослями, на небе – редкие облака, лучи солнца переливаются на воде, вы один, вам спокойно и легко. Вы уже хотите уходить, но вдруг замечаете как из зарослей камыша, вопросительно и гордо изогнув шеи, выплывают...

– Кто выплывает, кого вы представили?

Вероятно, дети дадут разные ответы. Необходимо остановиться на варианте: лебеди.

- Объясните, почему вам представились лебеди?

3. Закрепление знаний. Подготовительная работа.

а) Лексика. Фразеология.

- Возле старого пруда

 Много зрителей всегда.

 Здесь, в тени густых ветвей,

 Кормят дети лебедей.

 Кормят белых птиц и черных,

 Как из мрамора точеных.

- Постарайтесь определить лексическое значение слова "лебедь".

-  Лебеди – это птицы. Лебеди – водоплавающие, перелетные птицы.

-  Что вы знаете о лебедях?

-Занесены в Красную книгу, очень красивые, грациозные, чаще белые, реже – черные;

дикие животные, любят свободу, встречаются в зоопарках, в паре лебеди верны друг другу.

- Когда люди верны и преданны друг другу, про их отношения говорят...  Лебединая верность.

– Лебединая верность – это фразеологизм или устойчивое словосочетание.

– Какие еще фразеологизмы вы знаете?

- Образ лебедя в своих произведениях воплощали поэты, писатели, композиторы, художники. Приведите примеры.

("Лебединое озеро" П.И.Чайковский, "Лебедь" Сен-Санс, "Царевна-Лебедь" М.Врубель, "Дикие лебеди" Г.Х.Андерсен, "Гуси-лебеди", "Сказка о царе Салтане, сыне его славном Гвидоне, прекрасной Царевне-Лебеди" А.С.Пушкин.)

б) Фонетика.

- Как вы думаете, всегда ли написание слова соответствует его произношению?

-Давайте проверим на слове "лебедь".

- Кто хочет сделать транскрипцию слова "лебедь"?

4– 5 человек выходят к доске, транскрипируют слово на заранее приготовленных листах бумаги. Остальные учащиеся пытаются самостоятельно выполнить это задание в тетрадях. Далее учитель предлагает классу проверить варианты транскрипции слова "лебедь". Дети выбирают правильный вариант, исправляют ошибки, выделяют сомнительные буквы в слове.

Лебедь – [ л`э б`и т` ]

в) Орфография.

- Мы выяснили, как произносится слово "лебедь", теперь узнаем, как оно грамотно записывается. Откройте учебники на странице "Словарь", найдите слово "лебедь".

– Что вы заметили?

- Запомните правописание слова. Запишите в тетрадях. Один ученик записывает слово на доске, ставит ударение, подчеркивает безударную гласную.

– Какая еще орфограмма встретилась в этом слове?

– Как проверить написание слова?

- Запишите проверочное слово. Один ученик записывает на доске.

Словарь: лебедь – лебеди.

г) Морфология.

На доске записаны слова: осень, улетели, дожди, наступила, лебеди, льют.

- Разделите слова на группы, объясните признак деления.

- Составьте предложения, используя существительные и глаголы.

- Можно ли назвать получившиеся предложения текстом? Почему?

- Как называются такие предложения? (Распространенные или нераспространенные?)

- Распространите предложения.

- Наступила поздняя осень. Льют частые дожди. Улетели дикие лебеди.

- Какая часть речи помогла нам сделать предложения более интересными?

- Запишите получившиеся предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

4. Составление текста по опорным словам.

- На доске записаны слова: рыбалка, дед Иван, карась, щука, камыши, лебеди, лебедята, сеть, крик, лапа, лодка, спасение, жизнь.

– По какому признаку можно объединить все слова?

- Как вы думаете, можно ли составить текст, используя предложенные слова, о чем или о ком он может быть?

-Используя предложенные слова, устно составьте рассказ. Окончания у слов можно менять.

Устно дети составляют текст, учитель и ребята корректируют, предложенные варианты, обращая внимание на речевые ошибки.

Когда дети придут к единому варианту, можно предложить придумать заголовок. Все варианты заголовков учитель выписывает на доске.

За 10–15 минут до конца урока ученики записывают текст.

Приблизительный вариант рассказа:

Случай на рыбалке.

Ранним утром дед Иван отправился на рыбалку. Хорошо ловились караси и щуки. Вдруг в камышах дед заметил двух лебедей. Один лебедь сильно кричал. Его лапа попала в сети. Дед Иван подплыл к лебедю на лодке и спас его.

5. Проверка работы. Подведение итогов.

6. Домашнее задание. Составить тест «Скворцы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема «Слово. Предложение. Текст». УМК «Школа России» авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий

Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема «Слово. Предложение. Текст».УМК «Школа России»авторы: В.П.Канакина  В.Г.ГорецкийЦель:  Повторение и актуализация знаний ...