Урок русского языка в 3 классе ОС "Школа 2100" по теме "Однородные подлежащие и сказуемые"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Злобина Наталия Александровна

Урок «открытия» нового знания.

На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода

Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.

Цели обучения:

–  Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и сказуемые.

– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе перечислительной интонации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

УМК «Школа 2100» учитель начальных классов

Злобина Наталия Александровна

Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»

Место урока в разделе: § 32. «Предложения с однородными членами». Урок № 1.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода

Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.

Цели обучения:

–  Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и сказуемые.

– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе перечислительной интонации.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные 

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Предметные:

  • познакомиться с понятием «однородные подлежащие и сказуемые»;
  • называть признаки однородных членов предложения;
  • распознавать в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
  • конструировать предложения с однородными членами;

Основные понятия: однородные подлежащие и однородные сказуемые;

Оборудование: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык. 3 класс» презентация; доска SMART Board 480.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Постановка проблемы

Практическое задание на новый материал

Проверка задания

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

Проблемный вопрос – на доску

Мы начнем урок с улыбок.

Выполним все без ошибок.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

- Что написано на доске?

Наступила д...лгожданная в…сна.

Пр…буждается радуется солнышку каждый кустик дер..во тр…винка.

- Какие задания можем выполнить?

Последнее задание – характеристика предложения.

- Как доказать, что предложение распространённое?

- Проверим, как выполнили задание.

(Первое предложение затруднения не вызывает)

- Мы работали над одним предложением?

- А как выполнили задание?

- Почему получились разные варианты?

 

- На какой проблемный вопрос мы должны ответить?

- Предложения, так как выражают законченную мысль, слова связаны по смыслу.

-  Списать, вставить пропущенные буквы.

-  Дать  характеристику предложению.

-  Найти грамматическую основу.

   Выполняют задания.

- Найти грамматическую основу (Выполняют задание).

Называют грамматическую основу:

- 1) Наступила весна.

- 2) Радуется кустик.      

       Пробуждается, радуется кустик, дерево, травинка.  т. п.

 (У кого-то вызывает возмущение)

- Так не бывает, подлежащее и сказуемое может быть только одно.

- Да, над одним.

- По-разному (осознание противоречия)

- Не хватает каких-то знаний.

- Может ли в предложении быть несколько подлежащих и сказуемых? (формулирование проблемы)

Актуализация

- Какие знания понадобятся? Что надо вспомнить?

- Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? Какую роль играют в предложении?

(Отвечают на поставленные вопросы)

Поиск решения

«Новый» материал для гипотез

Побуждение к гипотезе

Подсказка к решающей гипотезе, побуждение к практической проверке

Вывод

«Новый» материал для гипотез

Побуждение к гипотезе

Подсказка к решающей гипотезе, побуждение к практической проверке

Вывод

Проверка по учебнику

Формулирование темы и цели

Для «открытия» новых знаний вам необходимо выполнить несколько заданий. 

1. Прочитайте предложение. Что с ним надо сделать?
Весной к нам прилетают … .

- Как бы вы дополнили предложение?

- А если мы захотим рассказать обо всех птицах, которые весной к нам прилетают, как поступить? Записывать много предложений?

- Вы согласны с таким вариантом?

- Запишите это предложение.

- Подчеркните грамматическую основу.

- Сколько подлежащих? Почему?

- А сказуемых?

- Какой можно сделать вывод?

2. – Что делают птицы, когда возвращаются к нам? Ответьте на вопрос, дополняя предложение.

Птицы ________, ________ гнёзда.

- Какое предложение у вас получилось?

- Подчеркните грамматическую основу.

- Сколько подлежащих? А сказуемых? Почему вы так решили?

- Сделайте вывод.

- Как теперь ответим на проблемный вопрос?

- Как проверим сделанный нами вывод?

Откройте с. 159, прочитайте правило.

- Что нового узнали из правила учебника?

- Какова тема?

Сформулируйте цель нашего урока.

- Попытайтесь объяснить значение слова «однородные». В этом вам поможет иллюстрация на с.158.

- Кого держит Афанасий?

- Какие все эти щенки?

- Теперь можете объяснить значение слова «однородные»?

- Откройте толковый словарик на с.193 и  уточним значение слова «однородный».

- Как вы думаете, почему эти члены предложения так называются?

- Обратите внимание на схему: как обозначаются и разделяются однородные члены предложения?

ФИЗМИНУТКА

-Можем ли мы теперь выполнить  задание, с которым не смогли справиться?

- Какая же будет грамматическая основа в предложении?

- Чего не хватает в предложении?

- Расставьте запятые.

- Покажите однородные подлежащие и однородные сказуемые.

- Дополнить подлежащим.

Предлагают свои варианты.

- Весной к нам прилетают журавли

- Весной к нам прилетают скворцы.

- Весной к нам прилетают грачи.  И т. п.

- Я думаю, можно перечислить их  в одном предложении.

Весной к нам прилетают грачи, журавли, скворцы.

- Да, так звучит лучше.

Записывают новый вариант предложения.

Подчёркивают грамматическую основу.

- Подлежащих 3, потому что обо всех этих птицах говорится, что они прилетают (решающая гипотеза)

А сказуемое одно.

- В предложении при  одном сказуемом может быть несколько подлежащих (открытие нового знания)

Выполняют задание.

Птицы кричат, вьют гнезда.

(подчёркивают грамматическую основу)

- Подлежащее одно, а сказуемых два.

 Потому что о птицах говорится, что они кричат и вьют. (решающая гипотеза)

- При одном подлежащем может быть несколько сказуемых (открытие нового знания)

- В предложении может быть несколько подлежащих и несколько сказуемых (открытие нового знания)

- По учебнику.

Проверяют правильность вывода по учебнику.

- Такие члены предложения называются однородными. 

(формулируют тему и цель  урока)

Тема:  Однородные члены предложения.

Цель: Формирование понятия однородные члены предложения, учиться находить однородные подлежащие и сказуемые.

 –  Овладение умением устной и письменной речи. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, получать информацию из разных источников.  

- Щенков

- Одинаковые, похожи друг на друга, одной породы.

- Похожие, одинаковые.

- Они относятся к одному подлежащему или к одному сказуемому.

- Обозначаются кружками, разделяются запятыми.

- Да можем.

(Выполняют задание: находят грамматическую основу во втором предложении).

- Пробуждается, радуется кустик, дерево, травинка.

- Знаков препинания – запятых. Выполняют задание с комментированием

Первичное применение знаний

Прогнозирование результата

Самостоятельная работа в парах

Предъявление результата работы

Самопроверка

Формулирование вывода

Развитие умений.

Самостоятельная работа по учебнику.

Формирование алгоритма самооценки.

- Как вы думаете, для чего нужны однородные члены предложения?

Попробуем ответить на этот вопрос после того, как вы поработаете в парах.

- Прочитайте задание на карточке.   Определите план действий.

 - Как вы поняли задание?

  1. Прочитайте предложения.
  2. Найдите повторяющиеся, лишние слова.
  3. Вычеркните их.
  4. Из оставшихся слов составьте одно предложение.
  5. Запишите полученное предложение.
  6. Обозначьте грамматическую основу.
  7. Обозначьте однородные члены предложения.
  8. Верно поставьте знаки препинания.
  9. Проверьте.

-Что у вас должно получиться в результате?

1. Пчёлы кружились над душистыми цветами.

Шмели кружились над душистыми цветами.

Стрекозы кружились над душистыми цветами.

2. Бабочки кружились над душистыми цветами.

    Бабочки порхали над душистыми цветами.

    Бабочки вились над душистыми цветами.

- Какие предложения у вас получились?

Проверьте, как расставили знаки препинания.

- Что разделяют запятые в первом предложении?

 Во втором?

- Как вы теперь ответите  на поставленный вопрос: для чего нужны однородные члены предложения?

Упр. 427 с.161 – по вариантам.

1 вариант – 2 предложение.

2 вариант – 3 предложение.

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) продолжим учиться оценивать свою работу.

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

- Какую отметку ты бы себе поставил за выполнение этого задания?

Высказывают своё мнение

- Чтобы не писать много предложений.

- Чтобы предложения были более красивыми и т.п.

Читают задание.

Из группы предложений составить одно.

Работают в парах по карточкам. 

- Предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.

Пчёлы, шмели, стрекозы кружились над душистыми цветами. Бабочки кружились, порхали, вились над душистыми цветами.

- Запятая разделяет однородные подлежащие. Однородные сказуемые.

- Они нужны для того, чтобы наша речь была более красивой, без повторяющихся слов.

Работают самостоятельно по образцу. Взаимопроверка.

Рефлексия

- Какие знания мы с вами сегодня открыли?

- Почему нам понадобились эти знания?

- Как нам удалось сделать это открытие?

- Мы узнали, что в предложении могут быть однородные подлежащие и сказуемые.

- Мы работали над предложением и столкнулись с проблемой: может ли быть несколько подлежащих и сказуемых?

- Мы составляли и дополняли предложения и увидели, что подлежащих и сказуемых может быть несколько.

Самооценка  

Оценивание.

Итог. 

- Пользуясь карточкой, оцените себя.

  1. Я понимаю, какие члены предложения называются однородными.
  2. Я умею выделять из ряда предложений предложение с однородными членами.
  3. Я умею находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые.
  4. Я умею обозначать графически однородные подлежащие и сказуемые
  5. Я умею расставлять знаки препинания в предложении с однородными членами.
  6. Я умею составлять предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
  7. Какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?

- Кто готов озвучить результаты своей работы?

- Я согласна с отметками, которые себе поставили за работу на уроке следующие ученики … .

- Если вы в чём-то ещё не уверены, не огорчайтесь. Это тема не одного урока. У вас будет возможность хорошо во всём разобраться и проявить себя.

Пользуясь цветными карандашами, оценивают себя.

Карточка «Самооценка»

Зелёный – уверен, отлично

Жёлтый – хорошо

Красный – не уверен, нужна помощь

Желающие озвучивают свои достижения.

Домашнее задание:

- Дома вы продолжите работу по развитию умения находить предложения с однородными подлежащими. Выпишите из книги для чтения «В одном счастливом детстве» два предложения с однородными подлежащими. Подчеркнете грамматическую основу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс "Подлежащее и сказуемое"

Урок разработан по программе "Школа 21 века" с учётом особенностей преподавания в системе развивающего обучения....

Урок русского языка УМК "Гармония" на тему: Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

Урок составлен в соответствии с ФГОС для 3 класса по программе "Гармония"...

Урок русского языка. 2 класс. "Подлежащее и сказуемое"

Бочкарева Зоя Викторовна, учитель начальных классовМБОУ « Средняя общеобразовательная школа №18» г. Новокузнецк. Тема: «Предложение. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».Цель: Науч...

урок русского языка по теме "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое"

На уроке используются проблемные ситуации, групповая работа, работа в группах, ИКТ.  Урок разработан и проведен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...