урок русского языка в 4 классе по теме: Словосочетание прилагательное + существительное. Главное и зависимое слово.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Коломыткина Елена Евгеньевна

Интегрированный урок русского языка и технологии. С применением различных форм организации учебной деятельности. Сопровождается презентацией.

Цели урока:  изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения; формирование определения понятия словосочетание, сущ.+ прил.,о главном и зависимом слове в словосочетание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-slovosochetanie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил.  Главное и зависимое слово в словосочетании».

Цели урока:  изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения; формирование определения понятия словосочетание, сущ.+ прил.,

о главном и зависимом слове в словосочетание.

Оборудование:  учебник по русскому языку для 4-го класса (авт. Е.В. Бунеева, Р.Н.                                            Бунеев, О.В. Пронина), «Дидактический материал по русскому

                             языку» (авт. Л.Комиссарова), таблички для составления алгоритмов о

                             слове, словосочетании, предложении.  

(1 слайд)

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

(2 слайд)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки,  думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.
- Сегодня мы продолжим работать над прилагательными. И совершим путешествие в зимний сказочный лес.    
(3 слайд)
Отправимся мы туда по следам. Следы необычные - из букв.

(За каждый правильный ответ вы получаете след-букву).

Как только мы  откроем это слово мы узнаем тему нашего урока.

(С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е)-следы

- Ребята, легко ли вам будет идти по зимнему лесу?  Почему? …… (нет)

- Дорога дальняя зимняя, возможно немного сложная, но вместе мы можем её   преодолеть.

 

 2.Актуализация опорных знаний. ПЕРВОЕ  ИСПЫТАНИЕ

      Орфографическая минутка 

  - Запишите число, классная работа.

- Перед вами два предложения. Какое из двух предложений вам больше нравится? Почему?  

   Снежинки кружились в воздухе.                  ИЛИ

   Колючие снежинки кружились в морозном воздухе. 

(Более яркое, красочное, богатое.)

  – Какое задание вы бы могли предложить одноклассникам?

(Запишите предложение.. Вставьте орфограммы. Выделите грамматическую основу.)

- Чем отличаются эти два предложения? (Во втором предлож Прилагательные.)

- Зачем в речи используются прилагательные? (Яркое, эмоциональное)

 Испытание пройдено,  идем дальше. 

ВТОРОЕ  ИСПЫТАНИЕ :

  Работа в группах с переменным составом  (на парте в конверте лежат детали.)

Правила работы в паре

- Из деталей собрать образ Прилагательного (дети работают, звучит музыка.)

По окончанию работы сравнение с эталоном на доске.

(4 слайд)

       Давно живу я в мире этом,я        

       Даю я признаки предметам.    Дают имя.   (ПРИЛАГАШКА)

      открывается  буква

2.Подготовка уч-ся к усвоению знаний.

- Что мы знаем о прилагательном?            (самостоятельная часть речи)

- На какие вопросы отвечает?                    (отвечает на вопросы  КАКОЙ? …….)

- Что обозначает имя прилагательное?    (обозначает  признак  предмета)

- Какими членами предложения являются  чаще всего?  (второстепенными)

Вывод: Прилагательные нашу речь делают более яркой,  выразительной, красочной.

 - Ребята, может кто-то из вас  уже может назвать слово? (Открывается слово)

С  Л  О  В  О  С  О  Ч  Е  Т  А  Н  И  Е        

3. Формулирование темы и цели урока:

Итак, мы открыли все буквы. Какова тема нашего урока? СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

- Как вы  его понимаете? (………….).

 - Какие цели перед собой мы поставим?

Вывод: Тема урока - Словосочетание. Сегодня мы узнаем, что такое словосочетание.

Работа с учебником. Правило стр. 38 (чтение вслух)

- Определите опорные слова в правиле.

вопрос                  главное слово                  зависимое слово   (5 слайд)  

Ф И З М И Н У Т КА  (6 слайд)

 4. Изучение нового материала   ТРЕТИЕ ИСПЫТАНИЕ: (7 слайд)

- Перед вами словосочетания слов, которые записал Прилагашка. Вот они:

                        СНЕЖИНКИ КОЛЮЧИЕ

                         ЗАКРУЖИЛИСЬ В МОРОЗНОМ

                         В МОРОЗНОМ ВОЗДУХЕ

                         ЗАКРУЖИЛИСЬ СНЕЖИНКИ

                         ЗАКРУЖИЛИСЬ  В ВОЗДУХЕ

- Правильно ли он выполнил. Докажите. Что нужно определить?

 (Определите род, число, падеж) 

ВЫВОД: Имена прилагательные согласуются с именами сущ-ми в роде, числе и падеже.

Идем дальше.

5.  Первичное закрепление материала.

    ЧЕТВЕРТОЕ ИСПЫТАНИЕ

     - ЦОРЫ (2 предложения) в тетрадь запись

 6. Контроль знаний.  

- Давайте  с вами  организуем проверку. Это испытание для тех, кто самый внимательный. Пройдя тест мы  сможем сделать вывод легко ли нам было во время путешествия. 

Работа с тестом

1. Из данных определений выберите верное. Словосочетание – это
А) два слова

Б) два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически
В) слова, связанные по смыслу
Г) два слова с предлогом

2. Словосочетание состоит из…? 
А)  двух слов
Б ) двух слов с предлогом
В) главного и зависимого слова 
Г)  равноправных слов

3. Выберите, что из перечисленного не является словосочетанием? 
А) подлежащее и сказуемое 
Б) прилагательное + существительное
В) существительное + существительное
Г) глагол + глагол

4. Определите словосочетание. 
А) прозвенел звонок
Б)  начался урок
В)  вошел в класс
Г)  листья падают.

Вывод: Всё ли у нас получилось…. Значит…..

7. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.
- Что же нового вы узнали на уроке? Чему учились? Что было самым интересным?

  • Если вы не справились с заданиями или некоторые из них вызвали у вас затруднения, то свою снежинку расположите в нижней части картины.
  • Если вы справились практически со всеми заданиями, но иногда сомневались, то свою снежинку расположите в средней части картины.
  • Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями, то свою снежинку расположите в верхней части картины.

   (Снежинки приклеить на картину).    (Слайд 8)

- Все вы сегодня старались, были внимательны, наблюдательны, путешествуя по зимнему лесу.

 Выйдя из леса составьте словосочетания по картине, в то же время свои мироощущения…

Я:   Зимний лес   ………………..

- Очень много использовали в своей речи – имен прилагательных.
Оценки за урок.
8. Домашнее задание.  Составить текст-описание «Зимний лес» (предложений 8-10 )
Спасибо всем!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"

Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...

Презентация к уроку русского языка 6 класс по теме "Имя прилагательное"

Данная презентация поможет учителю при проведении обобщающего урока по теме "Имя прилагательное"...

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Урок русского языка 3 класс по теме:"Изменение прилагательных по числам"

Ззнакомство с изменением прилагательных по числам....

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....

презентация к уроку русского языкав 4 классе по теме: "Склонение прилагательных женского рода"

Данная презентация позволяет открыть тему: "Склонение прилагательных женского рода" в 4 классе по развивающей системе Л.В.Занкова...

Урок русского языка 4 класс по теме "Словосочетание"

Урок русского языка 4 класс по теме "Словосочетание". Программа "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой...