Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Жилина Инесса Александровна

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России» . Тема урока: «Прилагательные. Синонимы, антонимы».

Цель: Развитие умения распознавать и правильно употреблять имена прилагательные, ознакомление со словами, близкими и далёкими по значению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прилагательные, близкие и далёкие по значению . Автор: Жилина Инесса Александровна МБОУ «СОШ № 18», учитель начальных классов.

Слайд 2

Человеческая доброта удивительна , А улыбка от души восхитительна! Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь.

Слайд 3

Дружба - великая сила!

Слайд 4

Вежливым людям открываются все двери.

Слайд 5

существительное прилагательные

Слайд 6

Опознавательные признаки безударная гласная 1.Отсутствие ударения. 2. Гласные а,о,и,е . 3.Место в слове-корень. жи -ши, ча -ща 1.Шипящая согласная.

Слайд 7

1.Родственные слова. 2.Слова близкие по смыслу . 3.Слова, которые могут заменять друг друга . Синонимы

Слайд 8

Пожарный, спасатель.

Слайд 9

Антонимы Слова спорщики. Слова , противоположные по смыслу.

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

по программе «Школа России»

Автор: Жилина Инесса Александровна

МБОУ «СОШ № 18», учитель начальных классов.

Тема урока: «Прилагательные, близкие и далёкие по значению».

Цель: Развитие умения распознавать и правильно употреблять имена прилагательные, ознакомление со словами, близкими и далёкими по значению.

Задачи:

  1. Продолжать формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;
  2. Научить устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными;
  1. Познакомить с прилагательными близкими и далёкими по значению;
  2. Учить подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по значению;
  3. Закрепить умение находить родственные слова и правильно их писать;
  4. Развивать монологическую речь учащихся, мышление, память, внимание,
  5.  Учить работать в паре; выражать своё мнение; писать алгоритм;  работать самостоятельно;
  6. Воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: проектор, ноутбук, толковые словари.

Дидактические материалы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык» 2 класс, М.:Просвещение, 2010г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I.Организация класса на работу (2 мин).

Традиционно мы начинаем урок с небольших стихотворений: (Слайд 1)

       -  Человеческая доброта удивительна,

          А улыбка от души восхитительна!

         Вы друг другу улыбнитесь

         И тихонечко садитесь.

( Учащиеся читают стихотворение). (Слайд 2)

- Ребята, работа на  уроке  нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на  урок. За каждое правильно выполненное задание вы получите звёздочку. Если вы соберёте пять «звёздочек», то за работу на уроке получите оценку пять, четыре «звёздочки» – оценку четыре.

II. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний (8 мин).

- Откройте тетрадь, правильно положите её. Запишите число, классная работа.

( Оформление тетради.)

 Минутка чистописания. Словарная работа.

На доске слова: р_бята,  х_р_ший, уч_ник, в_сёлые, кла__, дружный.

- Распределите слова в два столбика. Какие слова окажутся в первом столбике, во втором? По каким признакам вы их распределили?

- Что мы знаем об имени существительном?

- Что известно о прилагательном?

- К каждому существительному подберите одно из предложенных прилагательных, подходящих по смыслу. Составьте словосочетания,  запишите.

- Что у вас получилось, прочитайте.

- Какого ученика вы бы назвали хорошим?

- А дружный класс, это какой?

Подчеркните орфограммы в словарных словах.

 - Вспомните пословицы о дружбе и вежливости.

 - Запишите пословицы: Дружба - великая сила! Вежливым людям открываются все двери.

- Пишите красиво, постарайтесь, подарите эти пословицы своему другу.

( Записывают пословицы по образцу.)

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- В  пословицах  найдите существительные, и прилагательные, подпишите их.

-Посмотрите на рисунок (прилагательное протягивает руки к существительному), как вы его объясните?

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильно ли определены части речи. (Слайд)

 (Взаимопроверка (за правильное выполнение задания выдаётся «звёздочка»)

- Как вы думаете, какое другое прилагательное можно записать в первой пословице? Какая ещё бывает дружба, если она настоящая? А если дружба не настоящая, какая она?

Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, над чем сегодня на уроке мы будем работать? ( Ответы учащихся: сегодня мы будем работать с именами прилагательными).

- Ребята, а тему вы мне скажите в конце нашего урока.

III. Усвоение новых знаний (10 мин).

Орфографическая работа.

    Запись текста с окошечками.

- Запишите текст под диктовку, если будете сомневаться, то на этом месте оставьте пустое окошко. Затем мы все вместе проверим текст и в окошко впишем правильную букву.

Миша и Ваня живут весело. Они  верные друзья. Миша часто помогает и выручает друга. Он надёжный приятель и вернейший попутчик.

- Назовите слова, в которых есть орфограммы. Подчеркните их. (Комментирование орфограмм)

-Какие орфограммы нам встретились? (безударная гласная, жи-ши, ча-ща).

-Выделим опознавательные признаки данных орфограмм (дети выделяют):

   безударная гласная                               жи-ши, ча-ща

1.Отсутствие ударения.                         1.Шипящая согласная.

2. Гласные а,о,и,е,я.                              

3.Место в слове-корень.

Как правильно написать эти орфограммы?

Ответы детей: безударная гласная: подобрать проверочное  родственное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

Ответы детей:

Шипящая согласная: правило выучить.

1.Наблюдение над языковым материалом с целью выявления существенных признаков.( работа в паре)

-Найдите в тексте близкие по смыслу слова и объясните, почему вы так решили (Ответы учащихся: верный, надёжный, вернейший)

-В каких из этих слов есть общая часть? Назовите её.

-Слова, в которых есть общая часть, т. е. родственные слова, или слова близкие по смыслу называются синонимами.

На доске – карточка: синонимы.

2.Объединение признаков, введение термина.

- Откройте учебник на стр. 51, прочитайте правило. Какую новую информацию вы узнали?

- Задайте вопрос по правилу своему соседу.

Физ.минутка (2мин).

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

- Создадим на основе правила инструкцию. Какие признаки мы выделим?

(Работа в паре. Дети создают свою инструкцию, выходят и записывает инструкцию на доске. Выбирается самая точная (коллективная оценка)).

1.Родственные слова.

2.Слова близкие по смыслу.

3.Слова, которые могут заменять друг друга. (Слайд )

Закрепление новых знаний.

Приём: «Развитие речи» (языковой материал: с.50,упр.79).

Прочитайте строки из стихотворения В. Маяковского.

Скажите, на какой вопрос отвечает выделенное слово.

Этот, хоть и сам с вершок,

Спорит с грозной птицей.

Храбрый мальчик, хорошо,

В жизни пригодится.

- Можно ли заменить прилагательное храбрый другими прилагательными? Изменится ли при этом смысл предложения?

-Как вы думаете, люди какой профессии должны быть храбрыми, смелыми , отважными? (Пожарный, спасатель)

-Чем они занимаются?

- Профессия пожарного или спасателя одна из самых важных в нашей жизни. Оказывается, что во всём мире профессия пожарного входит в число самых рискованных и опасных. У людей этой профессии есть свои  правила чести, которые обязывают их рисковать своей собственной жизнью во имя спасения других людей. Да, не каждый из нас готов рисковать своей жизнью ежечасно. Поэтому, пожарный - это человек с отзывчивой душой, которая никогда не черствеет, и он всегда готов к подвигу.

1.Наблюдение над языковым материалом с целью выявления существенных признаков.

-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли мальчики, давайте послушаем, что они говорят. (Дети разыгрывают сценку)

- Я был прав!

-Нет, ты врешь!

-На улице холодно!

-Да ты что? Жарко!

-Лежит белый снег…

-И совсем не белый, а чёрный!

-Хватит кричать!

-А что молчать?

-Ребята, перестаньте спорить, пожалуйста.

-Послушайте, а ведь очень интересные пары слов получились! Прямо слова-спорщики.

-Какие это слова?(холодно-жарко, белый-чёрный, кричать-молчать)

 Слова, противоположные по смыслу называются антонимами.

( Вывешивается карточка, раскрашенная в противоположные цвета: чёрный и белый: антонимы).

2.Объединение признаков, введение термина.

- В учебнике на стр. 52, прочитайте правило. Какую новую информацию вы узнали?

- Создадим на основе правила инструкцию. Какие признаки мы выделим?

(Работа в паре. Дети создают свою инструкцию, выходят и записывает инструкцию на доске. Выбирается самая точная (коллективная оценка)).

1. Слова спорщики.

2. Слова, противоположные по смыслу.

(Слайд )

Физ.минутка (2 мин).

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

-Так какая тема сегодняшнего урока?

Закрепление новых знаний.

Приём: «Развитие речи» (языковой материал: с.50,упр.78).

Прочитайте предложения.

Канат толстый, а бечёвка тонкая. Зимой день короткий, а летом длинный. Уголь чёрный, а мел белый. Дорога широкая, а тропинка узкая.

Выпишите из каждого предложения парами прилагательные, которые называют противоположные признаки предметов. (Работа у доски.)

- Помогли ли нам инструкции в выполнении упражнений?

- Какие слова называются синонимами?

- Какие слова называются антонимами?

   Подведение итогов (2мин).

- Что самое главное вы узнали сегодня на уроке?

- Было ли вам трудно?

- Ребята, сосчитайте свои «звёздочки».! У кого пять «звёздочек», поднимите руку. У кого четыре? Вы сегодня хорошо поработали на уроке. А у кого  три и две «звездочки», вам необходимо  быть внимательными и стараться работать на уроке. (Выставление оценок.) (Слайд )

Домашнее задание (3мин).

Домашнее задание предлагается выполнить одно на выбор.

1) С.52, упр.80 (записать предложения, используя подходящие по смыслу прилагательные в скобках);

2) С.53, упр.81(к выделенным существительным подберите прилагательные, которые называют противоположные признаки, записать парами )

3) Составить и записать рассказ  про самого дорогого человека – маму. В рассказе обязательно должны быть прилагательные. (3-4 предложения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Синонимы"

Презентация может быть использована на уроке русского языка в 3 классе по теме "Синонимы" (программа "Перспектива")...

Конспект урока русского языка "Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы"

Урок русского языка по теме : Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы. Урок разработан по ФГОС с элементами Сингапурской системы....

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...

Презентация к уроку русского языка. 1 класс (8 вид). Тема: "Антонимы"

Презентация познакомит учащихся с понятием слова "Антонимы"; она является дополнением к уроку и наглядным пособием для активизации словаря по теме урока; расширению словарного запаса и знани...