Открытые уроки
план-конспект урока по русскому языку по теме

Коваленко Елена Владимировна

Как провести открытый урок? Этот вопрос волнует многих, и молодых неопытных учителей, и педагогов со стажем. В помощь -  несколько открытых уроков. Может какой-либо материал вас заинтересует и вы воспользуетесь им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                          Повторенье – мать ученья. ( Русская пословица )

Тема урока: Чему мы научились за год.( Урок-путешествие) .

Цели урока: Повторение и обобщение  пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в ходе обучения грамоте, письма..

Задачи урока:

  • 1.Закреплять умения  правильно писать:
  • большую букву в именах и фамилиях;
  • слова с безударными гласными в корне;
  • слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова);

  • 2.Отрабатывать умения:
  • писать под диктовку  ;
  • комментировать письмо
  • выполнять звукобуквенный анализ слова.

  • 3.Закреплять навык письма в одну линейку, совершенствовать навык написания букв и соединений.

  • 4.Развивать у детей
  • любовь и интерес к русскому языку;
  • творческое воображение.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, паровоз, вагончики с названиями «Речь», «Предложение», «Слово», «Звуки, буквы» , карточки с буквами.

                                                                        Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас

Мы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво ( с гостями)

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда

Мы начнем урок, друзья!

  1. Объявление темы урока

Сегодня наш урок будет необычным. Мы с вами отправимся в путешествие.

- Поднимите руки, кто любит путешествовать?

Конечно все, ведь это очень интересно.

- На чем мы отправимся в путь, отгадайте.

Это слово сложное, состоит из двух простых: пар и возить.

-Образуйте новое слово. ( паровоз) ( за правильный ответ дети получают подарок – буковку)

Вот он уже готов отправиться с нами в путь.( На доске паровоз)

- Куда же мы поедем?

Это необычная страна.

- Узнайте, как она называется?

- Собери слоги и узнаешь. ( Слайд 1)

Итак, в путь, в страну «Повторение»(Слайд 2)

  1. Работа по теме урока

Чтобы передвигаться  по стране, надо выбрать маршрут.

- Что такое маршрут?

-Давайте обратимся к словарю.

- Как в словаре найти нужное слово? ( по алфавиту, на букву   «м» )

 (Маршрут -  заранее намеченный путь следования с указанием основных пунктов) ( толковый словарь Ожегова) (Слайд 3)

Основные пункты указаны у нас на вагончиках. (появляются вагончики)

1 пункт «РЕЧЬ»                   Р  Е   Ч   Ь

- Какая бывает речь? ( устная и письменная)

- Объясните значение этих  слов . ( говорю , пишу)

Перед вами листочки.

- Прочитайте, что в них? (текст)

- Из чего состоит текст? ( предложений)

- Как в письменной речи одно предложение отделяется от другого?(знаки препинания)

- Как в устной речи одно предложение отделить от другого? (пауза)

- Прочитайте с паузами  и с  правильной интонацией)

            НАСТУПИЛА  ВЕСНА.  С ЮГА  ПРИЛЕТЕЛИ  СКВОРЦЫ . ДЕТИ  СДЕЛАЛИ ДЛЯ  НИХ  СКВОРЕЧНИКИ.  РЕБЯТА,  А  КАК  ВЫ  ПОМОГАЕТЕ  ПТИЦАМ ?  ОХРАНЯЙТЕ  ПТИЦ ! (Слайд 4)

                                                                предложение

2 пункт « ПРЕДЛОЖЕНИЕ»    

- Сколько предложений в тексте? (5)

- О чем первое предложение? ( о том, что наступила весна)

- Что содержит в себе 1 предложение? ( сообщение)

- Какое это предложение по цели высказывания? ( повеств. невоскл.)

- Какие еще предложения по цели высказывания вы знаете? (воскл. вопросит.)

- Прочитайте вопросительное предложение.

- Что содержит в себе вопросительное предложение? (вопрос)

- Прочитайте восклицательное предложение.

- Что содержит в себе восклицательное предложение? ( призыв  к действ, просьба)

- Из скольких слов  оно состоит? (2)

- Составьте схему предложения.

                                                                                             .

                

- Произнесите первое слово хором  по слогам.

- Сколько слогов?(4)  Докажите.(4 гласных)

- Какой слог ударный?(3)

- Безударный? ( 1,2,4)

- Как называется гласная в безударном слоге?( безудар)

- Что вы о них знаете? ( опасн.)

      О   а            е

- Сколько слогов во втором слове? (1)

___________  !

- Запишем под диктовку это предложение.

- слушаем

 - повторяем                  Вспомним алгоритм записи под диктовку (Слайд 5)

- пишем  

- проверяем

-  Разделите слова на слоги, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

- Комментирует … ( по цепочке)

4 физ-мин.

 Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят ( повороты головы)

Погулять они хотят ( встали)

И тихонько все летят ( машут руками)

Пальчики – головки (большие пальцы вместе – головки)

Крылышки – ладошки ( Получается летящая птичка)

                                                             

3 пункт «СЛОВО»                              слово               

5 Словарная работа

- Назовите птиц, которых вы знаете.

_ Какие из слов являются словарными? (ворона  воробей  сорока)(Слайд 6-8)

- Что общего в их написании?

- Узнайте по картинке птичку и запишите ее  на следующей строчке в тетради.

- У доски пишет и комментирует …

- Разделите на слоги, поставьте ударение, подчеркните безударную..

- Образуйте от слов- названия птиц - фамилии людей. ( Воробьев, Сорокин,Воронин)

- Как пишутся фамилии? ( с заглавной буквы)

 - Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

- Послушайте предложение.

Саша  Сорокин  увидел  сороку.

- Встаньте, если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы.

Диктую еще раз.

Послушайте  еще одно предложение внимательно! Не ошибитесь!

Ворона Каркуша живет у Воронина Ильи.

                                                             

  1. Звуки. Буквы.                                     Звуки  буквы                                       

6.Беседа по теме

 Вот мы и добрались до последней станции.

- Чем отличаются звуки и буквы? ( слышим произносим, видим пишем)

- Сколько букв в русском языке? (33)

- Как называется расположение их в определенном порядке? ( алфавит)

- Чего больше звуков или букв? ( звуков)

- На какие группы делятся все звуки? ( гласные и согласные)

- Чем отличаются? ( поются, встречаем преграду)

- Сколько гласных звуков в русском языке?( 6 )

- Выходите буквы, обозначающие гласные звуки! ( выходят дети с карточками)

- Сколько букв гласных? (10)

- Каких букв не хватает? ( йотированных)

- Почему они так называются?( обозначают 2 звука , первый  й )

- Что образуют гласные звуки? ( слоги)

- Какое правило знаем? (Сколько в слове гласных…

- Продолжите. Гласные могут быть ударными и ….( безударными)

- На какие группы делятся согласные?(звонкие – глухие, твердые – мягкие)

- Что образуют звонкие и глухие согласные?.( пары)

- Образуйте пары по гл. и зв.( Дети с буквами образуют пары)

- Всегда твердые согласные? Покажитесь! ( выходят дети с буквами ж ш ц)

- А теперь всегда мягкие! ( ч щ й )

- От чего зависит мягкость согласного? ( ь, гласные второго ряда)

Игра « Узнай слово»

- Что это, знаете? ( звуки, транскрипция слова)

- Угадай 2 слово. ( картинка петуха) (Слайд 9)

             ,       ,     ,                                     ,                                               ,         ,                    ,

      П  Э  Р  Й  А                   П  И  Т  У  Х                      К   Л   У   Й                  Й  А    

       ,          ,        

 Р К  И  Й  

- Запиши слово звуками и буквами.

- Кто отгадал другие слова?

-Сколько букв? Сколько звуков?

- Назовите слова – предметы, действия предметов,  слова-признаки

-

7. Итог

Наше путешествие подошло к концу.

- Кому понравилось?

- Что понравилось?

8. Оценка

Оцените плюсом или минусом каждый свою работу на уроке.

И наших гостей мы попросим оценить работу детей .

Приложение

            НАСТУПИЛА  ВЕСНА.  С ЮГА  ПРИЛЕТЕЛИ  СКВОРЦЫ . ДЕТИ  СДЕЛАЛИ ДЛЯ  НИХ  СКВОРЕЧНИКИ.  РЕБЯТА,  А  КАК  ВЫ  ПОМОГАЕТЕ  ПТИЦАМ ?  ОХРАНЯЙТЕ  ПТИЦ !

            НАСТУПИЛА  ВЕСНА.  С ЮГА  ПРИЛЕТЕЛИ  СКВОРЦЫ . ДЕТИ  СДЕЛАЛИ ДЛЯ  НИХ  СКВОРЕЧНИКИ.  РЕБЯТА,  А  КАК  ВЫ  ПОМОГАЕТЕ  ПТИЦАМ ?  ОХРАНЯЙТЕ  ПТИЦ !

            НАСТУПИЛА  ВЕСНА.  С ЮГА  ПРИЛЕТЕЛИ  СКВОРЦЫ . ДЕТИ  СДЕЛАЛИ ДЛЯ  НИХ  СКВОРЕЧНИКИ.  РЕБЯТА,  А  КАК  ВЫ  ПОМОГАЕТЕ  ПТИЦАМ ?  ОХРАНЯЙТЕ  ПТИЦ !

            НАСТУПИЛА  ВЕСНА.  С ЮГА  ПРИЛЕТЕЛИ  СКВОРЦЫ . ДЕТИ  СДЕЛАЛИ ДЛЯ  НИХ  СКВОРЕЧНИКИ.  РЕБЯТА,  А  КАК  ВЫ  ПОМОГАЕТЕ  ПТИЦАМ ?  ОХРАНЯЙТЕ  ПТИЦ !

            НАСТУПИЛА  ВЕСНА.  С ЮГА  ПРИЛЕТЕЛИ  СКВОРЦЫ . ДЕТИ  СДЕЛАЛИ ДЛЯ  НИХ  СКВОРЕЧНИКИ.  РЕБЯТА,  А  КАК  ВЫ  ПОМОГАЕТЕ  ПТИЦАМ ?  ОХРАНЯЙТЕ  ПТИЦ !

            НАСТУПИЛА  ВЕСНА.  С ЮГА  ПРИЛЕТЕЛИ  СКВОРЦЫ . ДЕТИ  СДЕЛАЛИ ДЛЯ  НИХ  СКВОРЕЧНИКИ.  РЕБЯТА,  А  КАК  ВЫ  ПОМОГАЕТЕ  ПТИЦАМ ?  ОХРАНЯЙТЕ  ПТИЦ !



Предварительный просмотр:

Предмет:  Русский язык.

Тема:  «Имя прилагательное. Обобщающий урок».

Класс:  4

Учитель: Коваленко Елена Владимировна

Дата проведения: 25 .12. 12

                                  Имя прилагательное

Тема. "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".

Цели: 1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;

            2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, закрепление навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных, безударных падежных окончаний имен прилагательных, развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на грамматическую тему;

            3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, магнитофон,  тесты, листы с заданиями для групповой работы, разноцветные снежинки и снеговики для рефлексии.

ХОД УРОКА

 I.Организационный момент.

-  Ребята,  сегодня у нас на уроке присутствуют гости.  Повернитесь к ним и

поздоровайтесь.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно,

Спинки выпрямили

Урок русского языка мы сегодня начнем необычно.

II. Поэтическая пятиминутка

 Видео. Стихотворение Ф.Тютчева о зиме.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

 -  Какое время года описывает автор в своем стихотворении?

 -  Докажите это словами из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой")

 -  С помощью каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая…)

 -  Какие это части речи? (Это имена прилагательные.)

III. Постановка темы и целей урока

(слайд 1  «Имя прилагательное»)

 -  Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное».Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.

(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)

(слайд 2 ) «Цели урока»

Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

IV. Чистописание (дата  записана заранее)

-  Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов.

(Слайд 3 ) « Узоры на стекле»

Если вы согласны с моим утверждением – пишите петельку вверх, не согласны- петельку  вниз.

  1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.( да)
  2. В предложении имя прилагательное является определением.(да)
  3. Имя прилагательное изменяется по числам,  падежам, родам ( в ед. ч) (да)
  4. Определить род прилагательного во множественном числе можно.(нет)
  5. Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от существительного задать вопрос.(да)
  6. Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да)
  7. Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное.(нет)
  8. Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного.(да)

-  Какой узор у вас получился?

( 3 петельки вверх1 вниз 2 ввех 1 вниз 1 вверх)

-  Повторите узор до конца строки.

V. Словарная работа (Слайд 4 )  «Словарь»

1. -  Д..кабрь, м…роз, пр..красно, кал…ндарь, ле...ко ,…нварь.

-Прочитайте слова.

-Есть ли среди них прилагательные?

- А какие это части речи? (существительные, наречия)

- Образуйте имена прилагательные ( 1 ученик работает у доски)

- запишите  прилагательные в форме:

1. в начальной форме (декабрьский)

2.в форме ед. ч , ж.р., И.п.( морозная)

3.в форме ед.ч, ср.р, И.п(прекрасное)

4.образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого? Календарного) –

- Определите падеж, род, число.

- Какая часть речи поможет это сделать? (сущ)

5.в форме .мн,ч И.п (легкие) Почему не назвала род? (не определяем во мн. ч.)

Последнее прилагательное запишите в любой форме.

- В какой форме записали?

Дополнительный вопрос

- К каким прилагательным  можно подобрать синоним, антоним? (легкий-простой-трудный, прекрасный – очаровательный  - безобразный)

ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ

2. Запишите предложение: (1 ученик работает у доски)

(Слайд 5)  «Снежинки»

Легкие снежинки закружились в морозном воздухе.

-Выделите  орфограммы (парный  согласный, безударный  гласный в корне, проверяемый  ударением, сочетание жи, предлог, безударный  гласный  в окончании  прилагательного , существительного.)

- Выполните синтаксический разбор предложения

ОЦЕНИ свой ответ.

-Самостоятельно по вариантам выполните  морфологический разбор 1в – в воздухе, 2в – в морозном

Взаимопроверка в парах. Оцените соседа + или -  (Слайд 6)

      1.В воздухе-сущ. (в чем?)    1.  В морозном – прил. (в каком?)

2.Нач.ф.- воздух .                   2. Нач.ф – морозный.

       3.М.р., 2 скл,                           3. В  м., р., в П.п, в ед.ч.

4.В П.п, ед.ч                            4. Определение

5.Дополнение

-Какие морфологические признаки совпадают? (род, число, падеж)

- Какими признаками различаются? (вопросы, скл, член предложения)

 VII. Физкультминутка ( музыкальная)

-  А теперь отправимся в зимний лес.

-Вы можете закрыть  глаза, слушаем музыку  и представляем , что мы в лесу. А что вы там увидите и услышите нам потом расскажите.

Звучит музыка , дети закрыв глаза слушают и представляют ….

( Слайд 7) «Картинка зимнего леса »

- Что представили? ( высказывания детей)

VIII. Работа по редактированию текста (групповая работа)

Наша прогулка по зимнему лесу продолжается.

На доске – картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом. (Приложение),

                                              ______________________

   _____________ сне… укрыл землю___________ од….ялом. Д…..ревья  

надели ________ша….ки. В воздух…. кружатся _____________сн…жинки. Мы любуемся _____________________________лес..м.

– Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Что не хватает?  Какой это текст: описание или повествование?

  -  Давайте отредактируем текст.

Работа по группам.

Выслушиваются тексты, составленные детьми.

– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес)

-  Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания 2 уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.

На обратной стороне листа с текстом:

1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

Дети выполняют задание.

IХ. Обобщение знаний об имени прилагательном

 - А сейчас я хочу предложить вам стать на время учителями.

 Представьте, что у вас сегодня обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Какие вопросы вы зададите классу, чтоб понять, как ученики усвоили  новую тему?

Примерные вопросы: - Что обозначают имена прилагательные?          

    -  Какими членами предложения являются имена прилагательные?        

    - Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?            

-  Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?             -  Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?

Х. Итог урока ( тесты) (Приложение)

У. Вы правильно отвечали на  вопросы, а теперь я проверю ваши практические умения.

Учитель раздает тесты

Дети выполняют работу и сдают тесты  и рабочие тетради .

XI.Рефлексия: «Выбери снежинку по настроению» ( разноцветные снежинки на стенах класса)

Слайд 8,  желтую- радость, белую- грусть, красную – восхищение, синяя-безразличие.

Выберите и подойдите к тому   снеговику(Приложение), который соответствует оценки вашей работы.(на обр.  стороне доски)

            - я доволен своей работой

- не совсем доволен

                                                                                       - не доволен, потому что                                                  

 

Комментарии  детей.

Спасибо за урок! Гостям за внимание.

                               САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Класс : 4

Учитель: Коваленко Е.В

Дата проведения: 25 декабря

Урок : Русский язык.

Тема : «Обобщение знаний об имени прилагательном, как части речи.»

Цели урока : 1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;

2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, закрепление навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных, безударных падежных окончаний имен прилагательных, ,развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на грамматическую тему;

3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитание интереса к русскому языку.

   Урок занимает одно из главных мест в разделе «Части речи» в теме «Имя прилагательное»; тесно связан с предыдущими уроками, т.к на уроке применялись З.У.Н, полученные на предыдущих занятиях.

    Тип урока :Закрепление и обобщение знаний

     Структура урока соответствует его типу.

   1 этап : ОРГ. МОМЕНТ.

Направлен на подготовку учащихся к работе.

 

   2 этап: ПОЭТИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА.

Нацелена на подведение к теме и целям урока. Через восприятие  стихотворения подвести ребят к значимости имени прилагательного в речи.

Использовались информационно –коммуникативные технологии (видеоролик) Развитие эстетических чувств.

   3 этап: ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Учащимся предстояло самим определить цели урока.

 

  4 этап : ЧИСТОПИСАНИЕ.

 Цель: Выработка каллиграфически правильного подчерка.

В интересной, занимательной форме прописали элементы букв и повторили об имени прилагательном . Помогали Зиме нарисовать  узоры на стеклах окон.

   5 этап: СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

     Повторяли непроверяемые безударные гласные, образовывали прилагательные от существительных и наречий,  систематизировали знания о родовых окончаниях имен прилагательных. Повторили «Синонимы», «Антонимы», «Части речи».

  6 этап :РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, синтаксический разбор, морфологический разбор существительного и прилагательного, сравнили морфологические признаки двух частей речи. Общее, различное. Взаимопроверка. Самооценка.

7 этап: ФИЗ-МИН. Отдых под расслабляющую музыку, воображение, представление, переход к следующему этапу работы.

   

  8 этап : РАБОТА ПО РЕДАКТИРОВАНИЮ ТЕКСТА.

А.)Групповая работа : в данный текст вставить прилагательные, придумать название. Развитие речи уч-ся. Технология сотрудничества.

Б.)Самостоятельная работа: дифференцированное задание 3 уровней. Учащиеся определяли уровень сложности самостоятельно. Развивающее обучение.

9 этап: Обобщение знаний. Тестирование. Итог. Рефлексия. (занимательная форма подведения итога, самооценки)

     В целом я считаю, что  поставленные цели и задачи на уроке были выполнены.  На уроке использованы различные методы и приемы, основанные на принципах

- доступности и посильности

- систематичности и последовательности,

- сознательности и активности учащихся.

      На разных этапах урока использовались различные методы :стимулирования (метод формирования интереса, метод поощрения.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрация, объяснение, практическая тренировка…).

     Методы работы и контроля тоже были различны :фронтальная, самостоятельная работа, групповая, индивидуальная; проверка – самопроверка, взаимопроверка, фронтальная проверка.

     На уроке ребята работали хорошо. Темп урока высокий , соответствовал психологическому и физическому состоянию класса. Атмосфера на уроке – рабочая, доброжелательная, наблюдалась взаимозаинтересованность всех участников учебного процесса.

    Все этапы были последовательны и направлены на достижение хорошего результата.

   

http://cs11468.vkontakte.ru/u72926101/149797970/x_e903f104.jpg

Я  доволен

своей  работой!

http://cs11468.vkontakte.ru/u72926101/149797970/x_e903f104.jpg

Я  не   доволен

своей  работой, потому что…

http://cs11468.vkontakte.ru/u72926101/149797970/x_e903f104.jpg

Я  не совсем доволен

своей  работой.

                              ______________________

_____________ сне… укрыл землю___________ од….ялом.

Д…..ревья  надели ______________________ша….ки. В воздух….

кружатся _____________ сн…жинки. Мы любуемся_____________

_______________лес..м.

                              ______________________

_____________ сне… укрыл землю___________ од….ялом.

Д…..ревья  надели ______________________ша….ки. В воздух….

кружатся _____________ сн…жинки. Мы любуемся_____________

_______________лес..м.

                              ______________________

_____________ сне… укрыл землю___________ од….ялом.

Д…..ревья  надели ______________________ша….ки. В воздух….

кружатся _____________ сн…жинки. Мы любуемся_____________

_______________лес..м.

1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

Тест

  1. Выберите верное утверждение:

а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

2. 

а) Имя прилагательное во множественном числе по родам изменяется

б) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется

3.

а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством

б) В предложении  имя прилагательное чаще всего бывает определением

 4.

а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным

б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом

5.Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:

а)  син… карандаш

б) у син… реки

6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:

а) зимн… сон

б) зимн… погодой



Предварительный просмотр:

 «Открытый урок по русскому языку по теме «Имя существительное»

ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний.

На уроке будут применены следующие формы работы: фронтальная, групповая, парная,  индивидуальная,  взаимо- и самопроверка.

Будут использованы и методы: практический, словесный, наглядный , работа с раздаточным материалом, где даются  разноуровневые задания. Все методы обучения обеспечивают мотивацию деятельности учащихся по достижению цели урока.

ЦЕЛИ:- закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи;

           - совершенствовать умение различать собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род и число, изменять по падежам;

           - повторить разбор предложения по членам, разбор слов по составу, фонетический и морфологический разбор;

          - развивать орфографическую зоркость, память, мышление;

          - обогащать словарный запас учащихся, расширять их кругозор;

          - формировать навыки связной речи;

- воспитывать любовь к родной природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением овощей и фруктов «Собираем урожай», кленовые листья с названиями падежей, надпись  «Унылая пора! Очей очарованье…», карточки для индивидуальной работы учащихся, листы с заданиями для групповой работы, фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь».

                                                                 ХОД УРОКА:

1.ОРГМОМЕНТ.

- Ребята, сегодня  я хочу начать урок со стихотворения, а вы будете хором мне помогать.

Ветки голые стучат,

Галки чёрные кричат,

В тучах редких просинь,

Наступила…( осень).   (Слайд 1)

Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила …(осень).

Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит,

Наступила … (осень).

- Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с утренним прохладным ветерком она попала к нам в класс на урок.

2.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

-Прочитайте слова на доске: «Унылая пора! Очей очарованье…»

-Кто автор этих слов? ( А.С.Пушкин)   (Слайд 2 )

-О каком времени года идёт речь? ( об осени)

-Что значит «унылая» пора? Подберите синоним. (унылая-грустная, печальная)

Что называется синонимами? (Слова, близкие по смыслу)

-Подберите синоним к слову «очей» (глаза)

-Какие орфограммы вы увидели в этих словах? (Загл. буква в начале предложения, безударн. гласн., проверяемая, безуд. оконч. прилаг., ча пиши с а, разделительный ь.

-Найдите имена существительные. (пора, очи, очарованье)

-Что называется именем существительным? ( часть речи, которая отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? и обозначает предмет, действие или явление природы.)

- Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим всё, что знаем об имени существительном.

3.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- В народе говорят «Осенние месяцы холодны, да сыты».(Слайд 3)

- Как вы думаете, почему?(ответы уч-ся)

-Верно, с наступление осенней поры мы собираем урожай. И сейчас мы с вами тоже соберём урожай. Только 2 человека  сделают это самостоятельно, работая по карточкам. А  остальные ребята приготовятся записывать словарные слова по теме «Урожай» (дети по очереди читают подготовленные дома загадки и объясняют правописание слов)

1.Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.(м…рковь- безударная гласная ….)

2.Сто  одёжек –

И все без застёжек. (к…пуста- безударная гласная ….)

3.И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко

Под кустом… (к…ртошка) Записываем: к…ртофель- безударная …

4.В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (п…м…дор – безударные ….)

5.На грядке привалился на бочок

Солидный крутолобый …( к…б…чок – безударные …., после Ч пишем ….)

6.На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный. (….гурец – непроверяемая  ….)

7.Круглое румяное, я расту на ветке,

   Любят меня взрослые и маленькие детки.(ябл….ко)

-Молодцы! А как вы думаете, какое из записанных слов можно назвать лишним и почему? (яблоко,т.к. это фрукт)

-А теперь найдите слова, в которых все согласные звуки твёрдые. (капуста )

- В каком слове букв больше, чем звуков? (морковь, яблоко)

- Назовите слова, в котором ударным является 3 слог (кабачок, огурец, помидор)

- Назовите слово среднего рода. (яблоко)

-Хорошо, а теперь сдайте карточки те, кто работал индивидуально.  

Ответьте на вопрос: какой частью речи являются все записанные в словаре слова?(имена сущ)(Слайд 4)   имя  сущ .    (появляется на доске )              

4.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

-Докажите, что это существительные. (они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет)          кто? Что?

Вспомните, как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)(Слайд 5)    единств. Множ.            склоняются

- Сколько падежей в русском языке? Назовём их с вопросами.(хором)                  

                И,Р,..

Название русских падежей(кроме творительного и предложного) происходят от дословного перевода латинских падежей. Расскажите нам о них.

Именительный падеж –«имя» предмета_начальная форма наименования предмета. Это падеж главного члена предложения.

Родительный-означает «полученный с рождения».При имени существительном часто стоит лицо,которое является родителем,создателем,владельцем (сын Ивана,дом отца, платье сестры)

Дательный –от слова «дать»,назвать того,кому что-то дают.

Винительный - назван так потому,что объект действия,обозначенный существительным,является причиной,вызывающей само действие (читать книгу,шить платье, делать зарядку).   Падежу дано название по слову вина.

Творительный -связан с глаголом «творить»,обозначает орудие действия (резать ножом,рисовать карандашом, есть ложкой)

Предложный падеж назван так великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым, так как без предлога не употребляется.

- Как называется изменение существительных по падежам? (склонением)

- Отлично, сейчас 1 ученик пойдёт к доске, чтобы просклонять слово «осень», (обратная сторона доски), а мы с вами вспомним, что ещё нам известно об имени существительном?

 (собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, существительные не изменяются по родам, а относятся к одному из родов: мужскому, женскому или среднему)

ИГРА «Определи род»  (учитель называет слова. Если м .р. , встаёт 1 ряд, если ж.р.- второй ряд, если с.р. – третий ряд) (Слайд 6)

Слова: окно, ветер, трава, листопад, осень, солнце, туча, туман, иней, дождь,пальто, листья.

Почему никто не встал, когда я произнесла последнее слово? (во мн. числе род определить нельзя)

- А теперь оцените работу  у доски.

- Теперь запишем под диктовку предложение и разберём его по членам.(1 ученик к доске)

Холодный  осенний ветер  обрывал сухие листья.

- Пока мы разберём предложение, один ученик выполнит разбор по составу слов «холодный и осенний», а другой сделает звуко-буквенный анализ слова «листья» (на обратной стороне доски).

Работа с предложением: - дать характеристику предложения (простое,повествовательное,невоскл , распр.)

                                          -объяснить орфограммы;

                                          - разобрать по членам;

                                          - показать связь слов в предложении.

-Поверьте и оцените разборы.

- Теперь выполним морфологический разбор слова «ветер»

                      1.Ветер (что?) – имя существительное;

                     2.Н.ф.- ветер; нар., неод., м. р.; в ед. числе, Им. падеже.

                     3. (Что?) ветер.

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.  ( Закройте глаза, послушайте и представьте картину осени)

Звучит стихотворение на фоне  спокойной , плавной музыки.

6.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

•        Работа в группах.

Отдохнули немного, мысленно нарисовали картину осени.

 - А теперь, продолжая наш осенний марафон, разделимся на 2 группы. Каждая группа получает лист с заданиями теста. Ваша задача вместе, как можно быстрее и тише, выполнить эти задания.

Тест

1.Просклонять имя существительное-это значит:

А) Изменить слово по падежам.

Б)Изменить слово по числам.

В)Выделить корень.

2.Сколько основных падежей в русском языке?

А.)-пять.

Б.)-три

В.)-шесть.

3. У имен существительных какого рода окончание –о (е)

А) мужского

Б) женского

В) среднего

4. Выбери правильное утверждение: имя существительное обозначает:

а)  действие; б)  предмет; в)  признак.

5.В каком падеже имена существительные всегда с предлогом?

________________________________________

6.Определи падежи имен существительных в предложении:

Солнце закрыло облако.

ТЕСТ.

1.Какой падеж не имеет предлогов?

__________________________________

2. Подчеркни одной чертой постоянные признаки, а двумя непостоянные:

падеж    род    число   склонение

3.Склонение связано.

А.)окончанием

Б.)приставкой

В.)корнем

4.Отметь падежные вопросы.

А.)откуда?

Б.)Кому?

В.)Где?

5.Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных показывает, что

А) Это мягкий согласный;

Б) Это имя существительное женского рода;

В) Это имя существительное мужского рода

6.Определи падежи имен существительных в предложении.

Автомобиль остановил шофер.

•        Проверка.

•        Графический диктант. А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Приготовьте осенние листья, которые лежат у вас на партах. Работать будем на обратной стороне листочков. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите   -.

        

1.Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает действие предмета.(-)

2.Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.(+)

3.Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы.(+)

4.Имена существительные изменяются по родам.(-)

5. Имена существительные изменяются по числам и падежам.(+)

6.Изменение имён существительных по падежам называется склонением.(+)

7.В русском языке основных  шесть падежей.(+)

8. В  предложении  «Люблю березу русскую» имя существительное является подлежащим.(-)

9.При склонении имён существительных изменяется только окончание.(+)

-  +  + - + + +  - +

•        Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаши и сверьте работу своего соседа по парте с правильными ответами на доске. Если нет ни одной ошибки, поставьте карандашом отметку пять. Если же есть ошибки, значит, вашему товарищу ещё нужно поработать по данной теме.

        Встаньте, пожалуйста, те ученики, которые получили отметки, пять за графический диктант. Молодцы! Я рада, что вы хорошо поработали по теме «Имя существительное».

7.ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.

- Откройте дневники, запишем домашнее задание. Составить и записать в рабочую тетрадь небольшой рассказ по теме «Осень». Ваш текст должен состоять из 5-7 предложений.

8.ИТОГ УРОКА. ( звучит музыка)

Вот и подошёл к концу наш урок. А за окном -  листопад… Неслучайно в старину октябрь называли листопадом. А ещё его называли грязником и свадебником, так как в эту пору было принято на Руси играть свадьбы. С падением листвы связана такая примета: начисто опал лист – к холодной зиме, лёг гладкой стороной – к неурожаю, шершавой – озимые не помёрзнут.

А вам я желаю, чтобы какой  стороной не легли бы листья, ваше настроение оставалось хорошим, а успехи в школе радовали вас и ваших родителей

Карточка 1

Вставь пропущенные буквы. В последнем предложении над словами надпиши части речи.

Ябл…ко от ябл…ньки нед…л…ко падает.

Ябл…ньку за ябл…чки любят, пчелку – за ме…(д,т).

Слово пом….дор происходит от итальянского помидоро, что означает «з…л…тое ябл…ко»

Со…нце  ябл…ки румянит в темной зел…ни с…дов.

Карточка 2

Вставь пропущенные буквы. В третьем предложении  подчеркни грамматическую основу предложения и покажи связь слов в предложении.

            Дни ст…ят ненас…ные.  Ночи стали х…лодные.  По утрам

 бывают ле…кие м…ро…цы.  Ов…щи могут замерзнуть.  Спелые

ов…щи люди нач…ли снимать с п…лей и  …г…родов.  Убрали

…гурцы. Выд…рнули м…рковку, ре…ьку. Ост…ется на п…лях только

к…пуста.

Загадки

1.Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.(м…рковь- безударная гласная ….)

2.Сто  одёжек –

И все без застёжек. (к…пуста- безударная гласная ….)

3.И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко

Под кустом… (к…ртошка) Записываем: к…ртофель- безударная …

4.В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (п…м…дор – безударные ….)

5.На грядке привалился на бочок

Солидный крутолобый …( к…б…чок – безударные …., после Ч пишем ….)

6.На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный. (….гурец – непроверяемая  ….)

7.Круглое румяное, я расту на ветке,

   Любят меня взрослые и маленькие детки.(ябл….ко)

Именительный падеж –«имя» предмета_начальная форма наименования предмета. Это падеж главного члена предложения.

Родительный-означает «полученный с рождения».При имени существительном часто стоит лицо,которое является родителем,создателем,владельцем (сын Ивана,дом отца, платье сестры)

Дательный –от слова «дать»,назвать того,кому что-то дают.

Винительный - назван так потому,что объект действия,обозначенный существительным,является причиной,вызывающей само действие (читать книгу,шить платье, делать зарядку).   Падежу дано название по слову вина.

Творительный -связан с глаголом «творить»,обозначает орудие действия (резать ножом,рисовать карандашом, есть ложкой)

Предложный падеж назван так великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым, так как без предлога не употребляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...