Урок по русскому языку на тему "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему

Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Разделительный мягкий знак" с использованием инструментов ОТСМ ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razdelitelnyy_.docx20.35 КБ
Файл urok_moy_prezentatsiya.pptx246.85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь.

Цели:

          1. Дать представления  о разделительном мягком знаке.

          2. Формировать умение разграничивать ь- показатель мягкости и разделительный ь.

1. ИГРА "Мои друзья"

У детей на партах слова: 6 групп по 3 слова в каждой группе:

крот, сосна, ёлка, Оля, Москва, лето, яблоко, росток, абрикос, слон, дом, кошка, Юлия, зайка, Уссурийск, зима, дерево, игрушка

-Мои друзья: слова, начинающиеся на глухой согласный

крот, сосна, слон кошка,

- на звонкий согласный

ёлка, Москва, лето, яблоко, росток, дом, Юлия, зайка, зима, дерево

- двусложные

сосна, ёлка, Оля, Москва, лето, росток, кошка, зайка, зима,

- имена собственные

Оля, Москва,  Юлия, Уссурийск

-отвечающие на вопрос кто?

крот, Оля, слон, кошка, Юлия, зайка,

- в которых звуков больше, чем букв

ёлка, Юлия, яблоко

- второй слог ударный

сосна, Москва росток, зима, игрушка

- первый звук твёрдый

крот, сосна, Москва, росток, слон, дом, кошка, зайка,

- первый звук мягкий

ёлка, лето, яблоко, Юлия, зима, дерево,

-слово, начинается на гласный звук

 Оля, абрикос, Уссурийск, игрушка

-слова, в которых есть гласный, обозначающий мягкость согласного

Оля, лето, абрикос, Юлия, Уссурийск, зима, дерево

2. Видите, сколько признаков различных мы вспомнили. А теперь я предлагаю вам поработать в группе. У вас на партах лежат слова, их необходимо разбить на 2 группы по какому-либо признаку. Важно: не повторять те признаки, которые мы только что вспомнили.

В группах слова: соловьи, Дарья, вьюга, бельё, веселье, колокольчики, огоньки, пеньки

Должно получиться:

  • колокольчики, огоньки, пеньки
  • соловьи, Дарья, вьюга, бельё, веселье

- По какому признаку разбили в группы слова? (по местоположению мягкого знака)

- В какой группе написание Ь вам знакомо? Что он обозначает? (мягкость согласного)

- Посмотрите на слова второй группы. Можем ли мы сказать, что Ь знак здесь тоже обозначает мягкость согласного? Как вы думаете, зачем здесь Ь, если после мягкого согласного и так есть гласный, который обозначает мягкость этого согласного.

- Посмотрите на слова:  Коля- колья,

У. Вот мальчик Коля. Он несёт заострённые палочки – колья.

На доске написаны слова: Коля колья

У. Прочитайте пару слов. Чем похожи слова?

Д. В словах одинаковые согласные и гласные буквы.

У. Чем отличаются эти слова?

Д. В одном слове есть мягкий знак, а в другом нет.

У. В слове колья произнесите второй слог. Слитно или раздельно он произносится с предыдущим слогом?

Д. Он произносится раздельно.

У. Так на что показывает мягкий знак в этом слове?

Д. Мягкий знак показывает на раздельное произношение звуков.

У. Скажите, сколько букв и звуков в слове Коля?

Д. В этом слове 4 буквы и 4 звука.

У. А в слове колья сколько букв и звуков ?

Д. В слове 5 букв и 5 звуков?

У. Почему в этом слове поровну звуков и букв, ведь мягкий знак звука не обозначает?

Д. Да, мягкий знак звука не обозначает, но он разделяет два согласных звука – [ й ] и предыдущий мягкий согласный звук.

У. Итак, какова тема нашего урока?

ИГРА "БЫЛО-СТАЛО"

- КТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ, КАК МОЖНО НАЗВАТЬ ТАКОЙ МЯГКИЙ ЗНАК? (РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ)

Составление схемы написания мягкого знака (в группах)

                     е

        Ь       ё

        ю

                              я

                               и

- Чему мы должны научиться сегодня и следующих уроках? (писать разделительный мягкий знак)

Впишите в кроссворд слова с разделительным мягким знаком:

http://festival.1september.ru/articles/511831/image3.gif

  1. Снежная буря.
  2. Домики для пчёл.
  3. Мать, отец, дети.
  4. Животное.
  5. Ягоды, сваренные в сахаре.

( Ответы: вьюга, улья, семья, обезьяна, варенье )

VІІ. Итог урока.

У. Какую тему мы сегодня изучали?

Какую работу может выполнить буква ь?

Что показывает разделительный мягкий знак?

Что было трудно, что интересно?

РЕФЛЕКСИЯ.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОИ ДРУЗЬЯ

Слайд 2

Имена собственные Звуки > буквы ?

Слайд 3

колокольчики огоньки пеньки соловьи Дарья вьюга бельё веселье

Слайд 4

Коля колья

Слайд 5

БЫЛО СТАЛО ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ перо Пьеро солю Ь полью Ь

Слайд 7

КРОССВОРД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...

Открытый урок по русскому языку Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2 – го лица. Система Л.В.Занкова.

Урок изучения нового материала. На уроке проверяются знания учащихся о глаголе с помощью теста....

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...