Рабочая программа.Пояснительная записка .
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

                  Пояснительная записка по русскому языку 4 класс "Начальная школа 21 века ".Содержит следующие разделы:учебно-тематический план, содержание курса, требования к уровню подготовленности учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, средства и формы контроля, список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

 Преподавание курса «Русский язык» в 4 классе осуществляется в соответствии с:

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
  • Программой начального общего образования по русскому языку.
  • Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

 Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С.В.Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф 2004г.).

        Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

        Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.

Программа направлена на достижение следующих целей:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке: формирование у них научного представления о системе и структуре родного языка,  представление родного (русского) языка как часть окружающего мира;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

.  Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ и  диктантов  в конце логически законченных блоков учебного материала.

II. Учебно – тематический план

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

 Развитие речи

16

2.

Фонетика и словообразование.

1

3.

 Правописание

55

7

Морфология

40

24.

Синтаксис

24

Итого

136

III.Содержание курса.

«Как устроен наш язык»

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

Состав слова. Повторение изученного  на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.

    Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам  в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.

   Наречие как часть речи.

   Имя числительное: общее значение.

Синтаксис.

Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание.

Сложное предложение.

«Правописание»

    Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.

    Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

    Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

«Развитие речи»

Совершенствование речевых умений.

 Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами  сочинения;   сочинения - повествования,  сочинения – рассуждения, сочинения – описания.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Блок «Как устроен наш язык»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

изученные части речи;

значимые части слова;

различать, сравнивать:

буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и  безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

предлог и приставку;

корень, приставку, суффикс, окончание;

главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);

пользоваться словарями;

использовать алфавит при работе со словарём.

Блок «Правописание»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

        -писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-звонкие и глухие согласные  в корнях;

-непроизносимые согласные;

-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;

-удвоенные согласные;

- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные   гласные, не проверяемые ударением;

- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

- не с глаголами;

-безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- словарные слова, определенные программой;

- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Общеучебные умения и навыки:

Организационные умения:

самостоятельно формулировать  цели урока после предварительного обсуждения;

учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Интеллектуальные умения:

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,

отбирать необходимые для  учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

систематизировать учебный материал,

сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний,

представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Владеть навыками рефлексивного анализа,

Уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались,

Уметь переводить устную речь в письменную.

Коммуникативные умения:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,

слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать  вслух и про себя тексты учебников, при этом:

- отделять новое от известного;

- выделять главное;

- составлять план.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться,

Темп письма 70-80 знаков в минуту.

Информационные:

Отбирать необходимые знания из большого объёма информации,

Пользоваться энциклопедическим справочным материалом,

Самостоятельно работать с учебником,

Целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях,

Систематизировать и классифицировать информацию,

Использовать различные виды моделирования.

Блок «Развитие речи»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

отвечать на вопросы к тексту;

делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность научиться:

различать, сравнивать:

    Блок «Как устроен наш язык»

слово и предложение;

многозначные слова, синонимы, антонимы;

наречие, имя числительное;

простое и сложное предложения;

Блок «Развитие речи»

текст и не текст;

решать практические и учебные задачи:

  Блок «Как устроен наш язык»

проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

находить лексическое значение слова в толковом словаре;

характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);

разбирать простое предложение  по членам;

Блок «Правописание»

суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);

наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;

запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);

Блок «Развитие речи»

выделять основную мысль текста;

подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам  содержание текста;

исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);

составлять план текста (при помощи учителя);

находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;

писать изложения различных видов (обучающего характера).

V.Перечень учебно-методического обеспечения.

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

магнитная доска;

интерактивная доска;

персональный компьютер;

мультимедийный проектор;

Русский язык»: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях.

Рабочие тетради:Пишем грамотно», №1,2«Учусь писать без ошибок».«Русский язык. Поурочные планы».

VI.Средства и формы контроля, планируемые проекты

Контрольные работы разделены на две группы:

текущие – проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы с целью проверки орфографических навыков и знаний по теории языка;

итоговые – целью является проверка выполнения требований школьной программы за истекший период работы

За выполнение контрольной работы ставятся следующие отметки:

«5» за безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если ученик выполнил правильно не менее ¾ всех заданий;

«3» - если ученик выполнил правильно не менее ½ заданий;

«2» - если ученик не справился с большинством заданий.

Тесты представлены в двух вариантах, одинаковых по сложности.

Отметки за выполнение теста:

«5» - если ученик набрал 13-14 баллов;

«4» - если ученик набрал 10-12 баллов;

«3» - если ученик набрал 7-9 баллов;

«2» -  если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Тексты предлагаемых диктантов - средней сложности и рассчитаны на выполнение всеми учащимися.

За диктант выставляется одна отметка:

«5» - если в диктанте нет ошибок;

«4» - если допущено не более двух ошибок;

«3» - если допущено не более четырёх ошибок;

«2» - если допущено пять и более ошибок.

Учитывая допущенные в диктанте ошибки, учитель должен иметь в виду:

  1. повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку;
  2. ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.

Ошибкой считается:

  1. нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
  2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой (словарные слова);
  3. отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Орфографическое задание оценивается следующим образом:

«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;

«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;

«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;

«2» - за невыполненное задание.

 За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы.

Списывание служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости. Списывание представлено в двух вариантах, которые соответствуют двум уровням сложности.

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

«4» - за работу, в которой одно – два исправления или одна ошибка;

«3» - за работу, в которой две – три ошибки;

«2» - за работу, в которой четыре ошибки и более.

Словарные диктанты представлены в учебнике.

Оценивание словарного диктанта:

«5» - за работу без ошибок;

«4» - за работу, в которой одна ошибка;

«3» - за работу, в которой две ошибки;

«2» - за работу, в которой три – пять ошибок.

Изложение имеет целью проверить, как идёт формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи. Изложение оценивается одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается.

В изложении оцениваются:

  1. полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
  2. построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
  3. построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).

Изложение оценивается по пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если:

правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;

нет фактических ошибок;

правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности)

Отметка «4» ставится, если:

содержание передано правильно и достаточно точно;

в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;

имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

имеются отдельные фактические и речевые недочёты (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).

Отметка «3» ставится, если:

допущено существенное отклонение от авторского текста;

допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;

есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).

Отметка «2» ставится, если:

допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть);

много фактических неточностей;

нарушена последовательность изложения мыслей;

имеет место употребление слов в несвойственном им значении;

№ п/п

Название раздела

Словарный диктант

диктант

тест

изложение

списывание

1.

 Развитие речи.

4

2.

Фонетика и словообразование.

3.

 Правописание.

7

7

2

2

4

Морфология.

4

5.

Синтаксис.

2

2

VII.Список литературы

Иванов С. В.,  Кузнецова М. И. Русский язык. 4 класс.- Комментарии к урокам.- М, : Вентана- Граф, 2010.- 464с.

Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В.Иванова.- М.:Вентана – Граф, 2007.- 2-е изд., исправл.- (Оценка знаний)

Контрольно – измерительные материалы /авт. – сост. В.В. Бровкина. – М.: ВАКО,2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...

Рабочая программа с пояснительной запиской по курсу "Окружающий мир" для 2 класса А. А. Плешаков

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»...

Пояснительная записка к рабочей программе учебной дисциплины "Конструирование"

Коротко о том, что могут уметь дети к концу учебного года по дисциплине конструирование....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...