Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Довданова Гренада Александровна

Урок закрепления изученного о правописании безударных гласных во 2 классе. На уроке использован региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._bezudarnye_glasnye.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2 класс.

Тема: Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне.

Цель: обобщение знаний о способах проверки слов с безударными гласными в корне; развитие орфографической зоркости;

Ход урока.

I.Оргмомент.

Звучит «Мелодия степи».

На интерактивной  доске картина « Степь весной»

Учитель читает стихи:

 С небом сравнима родная степь.

Необозрима ровная степь.

Захлестнет горло песней живой.

Широко-просторно над головой…

                                    Сян-Белгин.

II. Упражнения в чистописании.

Уч-ль: Под эту мелодию напишите буквы Уу и Чч целую строчку.

Уч-к: Они напоминают караван в степи.

Уч-ль: Почему мы их пишем вместе?

Уч-к: Эти буквы имеют одинаковые элементы.

Уч-ль: Запишите вторую строчку. Что это за выражение? Как вы понимаете смысл       «Учеба- родник знаний».

Уч-к: Это пословица. Как река начинается с родника, так и знания пополняются лишь тогда, когда человек учится.

Уч-ль: Переведите пословицу на калмыцкий язык.

Уч-к: Сурһуль - ухани булг.

Уч-ль:  На третьей строчке запишите гласные буквы, которые надо проверять в корне.

Запись в тетради.

Уу Чч

Учеба- родник знаний.

а о я и е

III. Словарная работа.

Уч-ль:     На доске зашифрованы словарные слова. Расшифруйте их, запишите в тетради, поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.

СЕВО, АЦИНЕШП, КОСЕП, ХУТЕП, АКАБОС, АВОРОК, ДЮЛБРЕВ.

Овес, пшеница, песок, петух, собака, корова, верблюд.

Уч-ль: Как называется безударная гласная в словарных словах?

Уч-к:  Непроверяемая. Ее надо запомнить.

Уч-ль: В каких словах встречаются другие орфограммы?

Уч-к: В словах овес и верблюд надо проверять парную согласную в корне слова. Овес - овса, верблюд- верблюды.

IV. Работа по картине. (Верблюд). Работа с новыми словарными словами.

Уч-ль: На земле существует 15 млн. верблюдов. И все они – крепкие и выносливые животные.

Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка. Оба пальца на каждой ноге соединены мозолистой подушкой, и верблюд не проваливается в песок. Нечувствительный к шипам рот способен разжевать любую колючку. Шерсть у верблюда служит теплоизолятором. Он может очень долго не есть и не пить.

Что еще вы можете рассказать об этом животном?

(ответы учащихся)

Придумайте предложение со словом верблюд. Запишите под диктовку предложение.

Люди называют верблюда кораблем пустыни.

Выполните грамматический разбор.

Уч-к: В предложении говорится о людях. Кто?- люди. Это подлежащее.Люди что делают? – называют-это сказуемое. Называют кого? – верблюда – это второстепенный член предложения. Называют кем? – кораблем – это второстепенный член предложения. Кораблем чего? – пустыни -это второстепенный член предложения. Предложение повествовательное, распространенное.

  1. Звуко - буквенный анализ.

Уч-ль: Какие еще животные живут и питаются в степи? Каких разводит человек?

(ответы учащихся)

Отгадайте,кто это:

      Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу?

Уч-к: Овца.

Уч-ль: Выполните звуко-буквенный анализ этого слова.

Уч-к: Овца – 2 сл. 4 б.,4 зв.

          О-[ а] – гл., безуд.

          В-[ ф] – согл, парн., глух, тв

          Ц -[ ц] – согл., непарн., глух., тв.

          А -[ а] – гл., ударн.

Уч-ль: Как называют детеныша овцы?

Уч-к: Ягненок

Уч-ль: Выполните краткий звуко – буквенный анализ.

Уч-к:  Ягненок – 3сл, 7б, 8зв.

           Буква я в начале слова обозначает два звука.

  1. Правописание безударных гласных в однокоренных словах.

Уч-ль: «Все лето – в жару и холодный туман-

              Кочует с отарой отважный чабан.

              И всюду, куда б ни дошел он пешком,

              Находит, как это ни странно,

              Свой дом!»

                                      В.Шуграева.

- О каком доме говорится?

Уч-к: Дом – это вся наша родина. Место, где мы родились и выросли.

Уч-ль: Назовите свою родину, где находится ваш дом?

Уч-к: Аршан. Элиста.

Уч-ль: Образуйте от слова Элиста новые однокоренные слова. Разберите их по составу.

Уч-ки: Элиста – элистинец, элистинка, элистинский.

    Вывод: В однокоренных словах корень пишется одинаково.

Уч-ль: А как проверить безударную гласную в корне?

Уч-к:  Безударные гласные а, о, е, и, я  в корне надо проверять. Для проверки следует изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением: земляʹ – зеʹмли, прямоʹй - пряʹмо и т.д.

  1. Игра «Сильное звено»

/По очереди  мальчикам и девочкам называю слова с безударной гласной, дети должны назвать проверочное слово/

        Девочки                                        Мальчики  

  Дождевик – дождь                        полевой – поле

       

Зверинец – зверь                           кормушка – корм

Деловой – дело                             часовой - час

Кормить – корм                            угостить - гость

Боковой – бок                               запах - пахнет

Вареный – варит                          цветник - цвет

Далекий – даль                             прямой - прямо

Сосновый – сосны                       степной - степь

Крикун – крик                             домовой - дом

Звонок – звон                               синева – синь

  1. Физминутка.
  2. Закрепление пройденного /работа по учебнику/

Самостоятельная работа.

Уч-ль: Выполните упр.№251 на с.89.

Задание выполнить по рядам.

1ряд выписывает слова с безуд. глас. –и-

2ряд – с –я-

Рядом написать проверочные слова.

1ряд - письмо, пищат, сидит, число, линейка.

2ряд – тянул, пятерка, плясал, прямая, пятно.

/обязательно проверить выполнение задания/

  Х.  Восстановление деформированного текста.

 Уч-ль: Кому доводилось когда – нибудь быть в степи в холодный день?

/ответы уч-ся/

  1. Злые, в, ветры, степи, свирепствуют.
  2. Людям, трудно, ли, степным, зимой.
  3. Морозы, степнякам, нипочем.

 

В степи свирепствуют злые ветры.

Уч-ль: Какое получилось предложение по интонации?

Уч-к: Повествовательное.

Трудно ли степным людям зимой?  

                                                 

Уч-ль: Какое получилось предложение по интонации?

Уч-к: Вопросительное.

Нипочем степнякам морозы!

Уч-ль: Какое получилось предложение по интонации?

Уч-к: Восклицательное.

Уч-ль: Во всех предложениях есть слова с одним корнем. Найдите их и разберите по составу.

Уч-к: степи, степным, степнякам.

ХI. Итог урока.

 Уч-ль: Мы повторили правила проверки безударных гласных. Назовите их.

Уч-к:

 1.Подбираем однокоренное слово с ударением на проверяемую гласную.

 2. Изменяем слово так, чтобы ударение падало на проверяемую гласную

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка "Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением"

План- конспект урока русского языка "Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением"...

Урок русского языка во 2 классе/. Тема: "Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне..Поговорим о великой Победе «Никто не забыт, ничто не забыто»

Тема: упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. «никто не забыт, ничто не забыто»Цели: закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых у...

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. (презентация)

Презентация на тему: "Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне"( 2 класс)...

Презентация "Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне слова"

Презентация к уроку" Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне слова " во 2 классе...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением"

Задачи урокаОбразовательные:совершенствовать умения находить проверочное слово путем изменения формы слова;учить распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;расширить знания у...

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением

Уметь подбирать однокоренные слова; выделять корень; находить проверочные и проверяемые слова с ударными и безударными гласными в корне; писать слова с парными согласными; применять правила работ...