Урок русского языка "Закрепление знаний об алфавите". 1 класс "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ивашкеева Светлана Николаевна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_znaniy_ob_alfavite.rar2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Закрепление знаний об алфавите.

Цель урока:  

Закрепить знания учащихся о русском алфавите (азбуке).

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщение и углубление знаний о русском алфавите, истории его создания;
  • формирование навыка каллиграфически правильного письма;
  • познакомить учащихся с понятием «алфавитный порядок»;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей;
  • осознание практической необходимости знания алфавита.

Развивающие:

  • развивать устную речь учащихся и фонематический слух;
  • совершенствовать культуру речи детей, развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор младших школьников;
  • развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать мышление, память, способность к самоконтролю.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
  • формировать интерес к изучению родного языка;
  • воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
  • воспитывать любовь к окружающему миру, животным..

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

знание букв русского алфавита; умение  использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту.        

Регулятивные УУД:

удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности, развитие интереса к предмету.

Познавательные УУД:  

рефлексия способов и условий действий, умение  пользоваться алфавитом.

Коммуникативные УУД:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока:  Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).

Базовый учебник: УМК «Перспективная начальная школа». Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Используемое оборудование:   компьютер, проектор, интерактивная доска, плакат «Алфавит», карточки для самостоятельной работы, выставка книг по теме урока.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Приме-

 чание

1.Организационный этап

- Ребята, какой у нас сейчас урок?

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

- А ваши руки готовы писать?

Давайте проверим. Пусть они поприветствуют друг друга.

- Какое из этих приветствий мы выберем для гостей?

-Урок русского языка.

-Мы учимся писать.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

-Здравствуйте!

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд №1

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Урок русского языка у нас появился совсем недавно, но я знаю, что многие ребята считают его очень интересным и даже любимым. Почему?

-. Да, русский язык открывает нам дверь в мир знаний, а

в этом мире так много интересного…

- А тема нашего урока…

- Ой, опять постаралась Анишит и разбросала буквы слова. Давайте поставим их скорее на место. Вы уже догадались, какое слово тут было?

Ответы детей.

…Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Ставят буквы на соответствующие места. 

Познавательные

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция

Слайд №2

3. Актуализация знаний

- Что такое алфавит?

Выберите правильный ответ.

- Почему важно знать порядок расположения букв?

- Чему будет учить нас сегодня алфавит?

- Как по-другому называют алфавит?

- Как образованы эти слова?

- Сейчас мы используем русский алфавит.

- Вспомните, как называют буквы в песне «Алфавит»? Почему?

- Вот такие писаные красавицы у вас и должны быть в тетради.

Чистописание.

- Что общего у первых двух  букв русского алфавита?

- Чем отличаются?

Подготовка к письму.

- У кого получились «писаные красавицы»? Подчеркните самую красивую букву.

- Какую работу выполняла…?

- Правильно ли поставила ударение? Докажи.

- Правильно ли выделила слоги? Докажи.

- Задайте вопрос по алфавиту…

- Как справилась с заданием …?

Похлопаем ей.

Алфавит – это буквы.

Алфавит – это все буквы.

Алфавит – это все буквы, расположенные по порядку.

- Чтобы быстро находить нужную информацию.

- Записывать слова в алфавитном порядке.

- Азбука.

- Алфавит – от первых двух букв греческого алфавита (альфа и вита).

Азбука – от первых двух букв славянского алфавита (аз и буки).

-33 родных сестрицы, писаных красавицы.

- Одинаковые элементы – овалы и второй элемент пишется с закруглением вправо.

- Второй элемент у буквы а – ведём вниз, а у буквы б – вверх.

Буква а обозначает гласный звук, а буква б – согласный.

Пишут одну строчку букв а, б, на второй строке – слово азбука.

Один ученик выполняет задание к слову азбука.

Самооценивание.

- Поставила ударение, выделила слоги.

- Чтобы найти ударение в слове, надо «позвать его», тот звук, который тянется дольше и звучит сильнее – ударный.

- В каждом слоге должна быть гласная буква.

Физкультминутка.

Аплодисменты.

Предметные:

- правильно называть буквы русского алфавита;

- составлять слова из букв.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

4. Первичное закрепление новых знаний

Типовые    (в знакомой ситуации)

Работа с учебником.

- А вот я знаю, что существует ещё одна азбука, очень необычная. Послушайте, какое стихотворение сочинил про неё Б. Заходер.

Чтение стих. «Мохнатая азбука»

- Я предлагаю вам отправиться вместе с нашими друзьями Машей и Мишей в  Большой Музейный Зал.

- Откройте учебник на с. 12.

Миша и Маша решили помочь им, но одни они не справятся. Вы согласны им помочь?

 -Какие знания вам понадобятся для этого.

- Но мы же до конца урока не успеем написать всех животных, ведь их так много. Что делать?

- Договоритесь с соседом, кто будет писать названия животных первой половины алфавита, а кто – второй.

Проверка.

- Ребята, оказывается, вы тоже волшебники, только добрые. Слова, которые были написаны вами красиво и правильно, ожили. Давайте посмотрим, кому посчастливилось.

- Почему нам удалось оживить зверей?

- Ребята, а вас Анишит не заколдовала? Ну-ка, встаньте, подвигайте руками, ногами, покрутите головой. Всё в порядке? Мы не поддадимся волшебнице. Покой – не для нас!

Рассматривают иллюстрации.

Чтение текста на с. 11.

- Знание алфавита.

- Часть животных написать одним, часть – другим.

Работа в паре.

Смотрят видеофрагменты о животных.

- Мы хорошо знаем алфавит.

Физкультминутка.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

Слайд №7

ЦОР

«Мир»

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Работа в группах.

- В нашей библиотеке я взяла очень интересные книги о животных. Но их всего 4. Кто хочет почитать книгу дома?

- Как же мы решим эту проблему? Я предлагаю разделиться вам на группы, в каждую группу я даю по одной книге. Попробуйте договориться, в какой очерёдности вы будете её брать.

Проверка.

- Какое решение проблемы вы нашли?

- Легко было договориться или трудно? Почему?

Работают в группах. Выбирают ведущего, который наклеивает карточки с фамилиями детей в том порядке, в котором договорились.

Ведущие представляют результаты работы своей группы.

Оценка. Самооценка. Рефлексия.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-  работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- Мы убедились, что знание алфавита может пригодиться в любой ситуации.

Игра «Буква потерялась»

Тест «Вставь пропущенную букву»

- Сегодня вы настоящие волшебники: животным помогаете, друг с другом договариваетесь. Я тоже хочу попросить вас о помощи. На некоторых листочках с алфавитом стёрлись буквы. Надо восстановить их. Поможете?

- Обменяйтесь с соседом листочками, посмотрите, не заблудилась ли у кого буква.

Работа с интерактивной доской

Вставляют пропущенные буквы.

Взаимопроверка

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд №8

6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

- С помощью этого алфавита дома выполните задание 1 на с.5 в тетради для самостоятельной работы.

Отмечают задание.

7. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

- Я вижу, Анишит не удалось сегодня нас успокоить. Почему?

- А что было трудным?

- Кто поможет на следующем уроке…

- Как хорошо, что у нас есть друзья и в классе, и в русском языке – это…33 буквы.

- Мне было интересно…

- Я учился…

Исполняют песню «33 родных сестрицы»

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века

Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....

Урок русского языка. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект урока русского языка.  1 класс.  УМК «Перспективная начальная школа»  Тема урока: Дети осваивают алфавит.(Урок проводится в читальном зале детской районной библиотеки)Цел...

Урок русского языка во 2 классе.УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока. Многозначные слова.

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование) Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения...

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....