Урок русского языка по теме: "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
На уроке наблюдали за ролью наречий в словосочетаниях и предложениях.Выявляли граммаческие и синтаксические признаки наречия, наблюдали за способами связи наречий в составе словосочетания. Повторяли способы словообразования. Отрабатывали написание словарных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.05 КБ |
![]() | 714.3 КБ |
Предварительный просмотр:
25 февраля 2014года.
Тема урока: «Наречие».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.
2. Метапредметные:
Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;
содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;
формировать умения структурировать информацию.
Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.
Личностные: способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я – мы - дело», помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат: овладение способомопределения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.
Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, учебник, раздаточный материал, презентация к уроку, детская презентация- проект
Ход урока:
1. Эмоциональный настрой 1слайд (урок русского языка)
- Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков. Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!
Учите русский годы кряду
С душой, с терпением, с умом.
Вас ждет великая награда.
И та награда в нем самом!
- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.
- Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».
(Бенедикт Спиноза) слайд № 2
- Запишем число, классная работа. (под музыку).
звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года.
2.Сообщение темы.
А теперь слушайте небольшое стихотворение, скажите о какой части речи пойдёт разговор?
Что это за части речи?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!
Есть у меня семёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.
-О какой части речи идёт речь?
(Правильно. Это наречие.) слайд № 3
Какие цели мы поставим? (Сегодня мы должны обобщить наши знания о новой для нас части речи.)
Чем мы сегодня будем заниматься?( думаем, что будем упражняться в написании слов этой части речи).
Да , ребята, вы правы.
3 Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)
-Учитель: Составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи.
1. Часть речи …….
2. Отвечает на ? ……
3. Обозначает…..(глагол обозначает действие предмета, а наречие обозначает признак действия)
4. Изменяемая или неизменяемая часть речи …
5. В предложении является …………..
6.Роль …( точность и выразительность).……. Слайд № 4
- План – конспект у каждого из вас, который мы будем заполнять по ходу наших открытий. (желтый цвет)
Для открытия знаний выполним задание на карточках. (зелёный цвет)
Задание: Прочитайте предложения.. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (самостоятельная работа)
1вариант:
Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.( (Где?) впереди, (когда?) вечером)
2 вариант.
С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки.
Завтра состоится соревнование по хоккею.
(Как? Изредка, Когда? Завтра).
3 вариант.
Сегодня наша команда участвует в соревновании. Издалека доносился тихий скрип вековых сосен (Когда? Сегодня, Откуда? Издалека).
4 вариант.
Повернитесь вправо, влево,
Приседайте: вниз и вверх.
(Куда? Вправо, влево, вверх, вниз).
5вариант. Почему?(спросонок, поневоле).
Зачем? (нарочно, специально).
-Какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)- запись в таблицу(план-конспект).
- Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да) 1пункт плана.
--Что такое наречие, на какие же ещё вопросы может отвечать наречие.(правило.)
3 пункт плана.
- С какими частями речи связано наречие?
Рассмотрим примеры Слайд № 5
(наречие может быть связано с глаголом, прилагательным, наречием, существительным).
- Что обозначает наречие?
(Как часть речи наречие обозначает признак действия (разговаривали как? долго),
Признак другого признака (интересный в какой степени? Очень, )
Признак предмета (яйцо (какое?)всмятку).
- (Устно выполнить задание слайд 5.)
- Индивидуальное выполнение задания (у доски).стр. 60 упр.19 определи какой частью речи является главное слово, что обозначает наречие?).
Всем остальным: стр.61 упр 2(1ряд-сущ, 2 ряд-прилагательные, 3 ряд-глаголы).
Рассказ о наречии.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ»
-А почему? Вы догадались?
(Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)
4)Учитель: рассмотрим 4 пункт плана.(изменяемая и неизменяемая часть речи).
Работа в парах.
Чтобы справиться со следующим заданием, понадобится дружба и согласие. Поработаем в парах. На партах у вас лежат карточки. Прочитайте задание и выполните его.
Работа в парах. Понаблюдайте! Карточка№1 |
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?
ед. ч. мн. ч.
Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;
Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .
Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.
Сделайте вывод!
Наречия по числам ________________________________________
Работа в парах. Понаблюдайте! Карточка№2
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
м.р.
Образец: пришёл (когда?) рано;
Пришла (___________?) ___________________;
Пришло (___________?) __________________ .
Сделайте вывод!
Наречия по родам ________________________________________
Работа в парах. Понаблюдайте! Карточка№3
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?
пр. в.
Образец: появились (когда?) рано;
Разольются (______________?) _________________;
Цветут (____________?) _________________ .
Сделайте вывод!
Наречия по временам ________________________________________
Работа в парах. Понаблюдайте! Карточка№4
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?
Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;
2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;
3л. : он встаёт (____________?) _____________ .
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ________________________________________
Работа в парах. Понаблюдайте! Карточка№5
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?
Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;
2л. : вы встаёте (_______?) ______________;
3л. : они встают ( ____________?) _______________ .
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ________________________________________
Работа в парах. Понаблюдайте! Карточка№6
Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? ____________________________________________
Чего? ___________________________________________
Чему? ___________________________________________
Чем? ____________________________________________
О чём? ___________________________________________
Сделайте вывод!
Наречия по падежам ________________________________________
-В предложении является каким членом ?(обстоятельством)
Грамматическая сказка «Кто важнее?»
Ведущий:В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям. Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.
1Наречие: Я,(говорит одно наречие), могу прыгать по-заячьи.
2Наречие:А стоит представить меня, - (хвастается другое), - так сразу всё исполнится. А вот ты когда собираешься помогать людям?-обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.
3Наречие: Как-нибудь, (лениво отвечает то).
3Наречие:А я люблю вредить всем, растягивая слова , вставляет наречие Еле-еле.- Стоит меня поставить, так всё делается медленно.
4 Наречие: И я тоже! крикнуло наречие Кое-как. Стоит мне встать рядом с глаголом, так всё дело портится.
Ведущий: И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:
1Наречие: Где же наречие ярко?
2 наречие: Почему оно нам не поможет? Подхватили другие.
Наречие (Ярко):А зачем я вам?(спросило наречие?)Ярко. Ведь вы всё-всё можете. Вы же важнее всех.
Ведущий: Наречия покраснели. Стыдно им стало за своё хвастовство.
А наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и всё стало по прежнему. Только никто уже больше не хвастался.
Физминутка.
5. Вспомним изученные правила:1.Правописание гласных на конце наречий.(В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется суффикс –о, в наречиях из-(ис-), до-, с-на конце пишется суффикс –а).
Игра. ( работа с карточками)
Слева, вправо, справа, изредка, направо, засветло, дочиста, досыта.
2.Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
(после шипящих на конце наречий пишется мягкий знак.
Исключения: уж, замуж, невтерпёж).
Р.Т.стр.15 упр.1.(работа по группам) ?
6.Отвечаем на следующий пункт плана:
Какую роль выполняют наречия в нашей речи?
- Обратимся к тексту (голубой цвет).
Задание:1.Прочитайте. 2.Найдите наречия.
- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)
Карточка.
Лес шумел однотонно, голо и неуютно. Снега было всего чуть-чуть. Давно уже пора бы ему, а запоздал надолго. Может быть, поэтому и шум леса стал ворчливо - нудным, сонливым, казалось, настолько безнадёжным, что вроде бы и зимы не будет, и весны не будет.
- Разбор 1 предложения.(устно).
- Морфологический разбор наречий(однотонно, голо, неуютно). (наречия, в предложении является обстоятельством).
Итог урока. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». Бенедикт Спиноза.
Тема урока: «Наречие»
План. 1. Часть речи … 2. Отвечает на ? … 3. Обозначает… 4. Изменяемая или неизменяемая часть речи … 5. В предложении является … 6.Роль …
Наречие обозначает: 1.Разговаривали долго признак действия. 2.Интересный очень признак другого признака. 3.Яйцо всмятку признак предмета. Как? В какой степени? Какое?
Работа в парах.
Завтра мы пойдём в музей. Друг приехал издалека. Я выучил правило назубок. . - . - . - . - . - . - . . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - .
Физминутка .
Вывод: Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и в предложении является обстоятельством.
Итог урока. Самооценка Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий цвет. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/17/picture-24986.jpg)
Урок русского языка по теме "Наречие.Общее понятие"
К уроку подобраны слова, сочетания слов , которые помогают усвоению материала...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-36854-1417355031.jpg)
Серия уроков русского языка по теме !Наречие" 4 класс
Серия уроков русского языка по теме "Наречие". Данные уроки были разработаны у с пользой апробированы в рамказ учебника Поляковой "Русский язык 4 класс". В уроках подобрана система заданий напра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-540616-1418403767.jpg)
Урок русского языка по теме Наречие по ФГОС
Я предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе по программе Гармония в соответствии ФГОС. Это первый урок по теме "Наречие" - ознакомительный.Технологическая карта урока составлена с УУД, кото...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-540616-1418403767.jpg)
Урок русского языка по теме Наречие по ФГОС
Я предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе по программе Гармония в соответствии ФГОС. Это первый урок по теме "Наречие" - ознакомительный.Технологическая карта урока составлена с УУД, кото...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-615224-1428864691.jpg)
урок русского языка по теме "Наречие"
конспект урока по рускому языку по теме "Наречие" содержит интересные задания и разные формы работы на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-735-1421170381.jpg)
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...