Рабочая программа по русскому языку, 3 класс.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа и тематическое планирование (ФГОС).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

                     УТВЕРЖДАЮ

             Директор МОУ «СОШ №9

_______________ / Гафурова Л.Н./

«______» ______________ 2014 г.

                     

Рабочая программа

учебного предмета  «Русский язык»

(базовый уровень)

для 3 класса

Составитель

Фёдорова Е.В., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2014 год

РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы  Канакина В. П., Горецкий В. Г., М.В. Бойкина Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы  М.: «Просвещение», 2011г.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

 В 3 классе — 175 ч (5 ч в неделю, 35 учебных недель).

Основное содержание программы.

Язык и речь. (2ч.)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Текст. Предложение. Словосочетание. (14ч.)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинаний в конце предложений. Предложения с обращением (общее представление). Обучение написанию сочинения. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Состав предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Систематизация изученных знаний. Контрольный диктант №1 по теме «Предложение».

Слово в языке и в речи. (19ч.)

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы. Омонимы. Использование омонимов в речи. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Контрольное списывание №1 по теме «Словосочетание». Анализ ошибок, допущенных в тексте контрольного списывания. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи и их признаках. Обобщение и углубление представлений об имени существительном. Обобщение и углубление представлений об имени прилагательном. Обобщение и углубление представлений о глаголе и местоимении. Имя числительное. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий разделительный знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком. Обучение написанию изложения. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Подготовка к выполнению проекта « Рассказ о слове». Систематизация изученных знаний. Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи».

Состав слова. (16ч.)

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Формы слова. Окончание. Значение этих значимых частей в слове. Формы слова. Окончание. Значение этих значимых частей в слове. Формы слова. Приставка. Значение этих значимых частей в слове. Формы слова. Приставка. Значение этих значимых частей в слове. Формы слова. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Формы слова. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Обучение написанию сочинения. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе». Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Основа слова. Разбор слова по составу.  Обобщение знаний о составе слова. Систематизация изученных знаний. Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова».

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Обучение написанию изложения. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Подготовка к выполнению проекта «Семья слов».

Правописание частей слова. (29ч.)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с безударными гласными в корне.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Обучение написанию изложения. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание слов с удвоенными согласными. Систематизация изученных знаний. Контрольный диктант №4 по теме «Правописание корней слов». Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Правописание суффиксов и приставок. Обучение написанию сочинения. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов и приставок. Правописание  приставок и предлогов. Правописание  приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Обучение написанию изложения. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Подготовка к выполнению проекта «Составляем орфографический словарь». Систематизация изученных знаний. Контрольный диктант №5 по теме «Правописание частей слова».

Части речи. (76 ч.)

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Части речи (повторение и углубление представлений). Имя существительное. Повторение и углубление представлений. Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Обучение написанию изложения. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Собственные и нарицательные имена существительные. Подготовка к выполнению проекта «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа. Имена существительные общего рода. Имена существительные общего рода.

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. Систематизация изученных знаний. Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное». Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. Обучение написанию изложения. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Обучение написанию сочинения. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка». Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж.

Творительный падеж. Предложный падеж. Обучение написанию изложения. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). Систематизация изученных знаний. Контрольный диктант №7 по теме «Правописание окончаний имён существительных». Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Обучение написанию сочинения. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Подготовка к выполнению проекта « «Зимняя» страничка». Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте – описании. Обучение написанию сочинения. Составление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна – Лебедь». Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам. Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Обобщение знаний об имени прилагательном. Обобщение знаний об имени прилагательном. Обучение написанию сочинения. Составление сочинения – отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками». Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Обобщение знаний об имени прилагательном. Систематизация изученных знаний. Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное». Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Подготовка к выполнению проекта «Имена прилагательные в загадках». Личные местоимения 1-го, 2 -го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Глагол. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Глагол. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по временам. Контрольное списывание №2 по теме «Времена глагола».  Анализ ошибок, допущенных в тексте контрольного списывания. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Правописание частицы НЕ с глаголами. Правописание частицы НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Обобщение знаний о глаголе. Систематизация изученных знаний. Контрольный диктант №9 по теме «Глагол».

Повторение. (19ч.)

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Слово. Предложение». Повторение по теме «Правописание окончаний имён прилагательных». Повторение по теме «Правописание приставок и предлогов». Повторение по теме «Правописание безударных гласных». Повторение по теме «Правописание значимых частей слов». Систематизация изученных знаний. Итоговый контрольный диктант №10.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Повторение по теме «Однокоренные слова». Повторение по теме «Текст». КВН «Знатоки русского языка». Резерв.

Результаты изучения курса:

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:

  • Тематическое планирование по русскому языку к учебникам:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч.1.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч.2.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

 -предложение как единицу речи;

-типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

-оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания);

-признаки текста и типы текстов  (повествование и описание);

-термины, лексическое значение и основные грамматические признаки изученных частей речи.

-термины и понятия «корень слова, «однокоренные слова» «разные формы слова»;

-различение слабой и сильной позиции гласных и согласных в корне слова;

-назначение букв, обозначающих  два звука;

-алфавит, название букв русского алфавита.

 

Обучающиеся должны уметь:

 

-анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

-анализировать и кратко характеризовать части  речи, предложения;

-различать произношение и написание слов;

-находить способ проверки написания слова;

-без ошибок списывать несложный текст объёмом 40-45 слов;

-писать под диктовку текст (45-50слов) с изученными орфограммами;

-создавать несложные тексты на доступные детям темы в форме описания и повествования;

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

 

Использовать приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:

 

-для адекватного восприятия звучащей речи;

-работы со словарём;

-соблюдения орфоэпических норм;

-создания в устной и письменной форме несложных текстов;

-овладения нормами русского  речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Требования к оценке знаний учащихся:

         Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами.
        Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся.
       Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
       Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.
       Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
       Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
       Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
       Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
       Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
       Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

       Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. 
       Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
        За одну ошибку в диктанте считаются:
а) два исправления;
б) две пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,
г) две негрубые ошибки.
        Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово.
       Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
      За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
     Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
      Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
      В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок при которых выставляются оценки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

"5"

-

-

-

1 исправление

"4"

1-2 ошибки и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

"3"

3 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

"2"

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.
Объем словарных диктантов:
2 класс 8 - 10 слов,
3 класс 10 - 12слов,
4 класс 12 -15 слов.
Оценивание словарных диктантов:
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;
Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.
     
Оценка тестов.
      Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
      Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
      Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень               0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

                                менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

                                           "2"

"3"

"4"

"5"

 

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

1. Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

2. Учебники:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч.1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

           2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч.2. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

           3. Рабочие тетради (Русский язык):

- Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс: В 2 ч.: Ч.1.  Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

- Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс: В 2 ч.: Ч.2.  Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

           6. Методические пособия:

- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. Издательство «ВАКО», Москва, 2014 г.

- Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 3 класс. Издательство «ВАКО», Москва, 2014 г.

Перечень материально-технического обеспечения:

I. Книгопечатная продукция:

1. Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

2. Учебники:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч.1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

           2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч.2. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

           3. Рабочие тетради (Русский язык):

- Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс: В 2 ч.: Ч.1.  Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

- Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс: В 2 ч.: Ч.2.  Издательство «Просвещение», Москва, 2014 г.

           6. Методические пособия:

- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. Издательство «ВАКО», Москва, 2014 г.

- Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 3 класс. Издательство «ВАКО», Москва, 2014 г.

            II.Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Телевизор.

4. DVDплеер.

5. Аудиоцентр.

6. Мультимедийный проектор.

7. Экспозиционный экран.

8. Компьютер.

III. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. 

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 _______________ /Андреева М.М./

«______» ______________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Щербакова С.А./

подпись             расшифровка подписи


Календарно - тематический план

по русскому языку

(наименование учебного предмета)

на 2014 – 2015 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Основные виды деятельности обучающихся

Язык и речь. (2ч.)

1.

1

Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека.

01.09.14г.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

2.

2

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

02.09.

Текст. Предложение. Словосочетание. (14ч.)

3.

1

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

03.09.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Выделять в письменном тексте диалог.

Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое ударение  и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения. Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

4.

2

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

04.09.

5.

3

Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).

05.09.

6.

4

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

08.09.

7.

5

Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинаний в конце предложений.

09.09.

8.

6

Предложения с обращением (общее представление).

10.09.

9.

7

Обучение написанию сочинения. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

11.09.

10.

8

Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

12.09.

11.

9

Состав предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по членам.

15.09.

12.

10

Простое и сложное предложения.

16.09.

13.

11

Запятая внутри сложного предложения.

17.09.

14.

12

Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

18.09.

15.

13

Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Систематизация изученных знаний.

19.09.

16.

14

Контрольный диктант №1 по теме «Предложение».

22.09.

Слово в языке и в речи. (19ч.)

17.

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

23.09.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

 Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Работать со словарём омонимов; находить в нём необходимую информацию о слове. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.

Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно  (компьютер). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

18.

2

Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы.

24.09.

19.

3

Омонимы. Использование омонимов в речи.

25.09.

20.

4

Слово и словосочетание.

26.09.

21.

5

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.

29.09.

22.

6

Контрольное списывание №1 по теме «Словосочетание».

30.09.

23.

7

Анализ ошибок, допущенных в тексте контрольного списывания. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи и их признаках.

01.10.14г.

24.

8

Обобщение и углубление представлений об имени существительном.

02.10.

25.

9

Обобщение и углубление представлений об имени прилагательном.

03.10.

26.

10

Обобщение и углубление представлений о глаголе и местоимении.

06.10.

27.

11

Имя числительное.

07.10.

28.

12

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

08.10.

29.

13

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

09.10.

30.

14

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

10.10.

31.

15

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий разделительный знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком.

13.10.

32.

16

Обучение написанию изложения. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

14.10.

33.

17

Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

15.10.

34.

18

Подготовка к выполнению проекта « Рассказ о слове». Систематизация изученных знаний.

16.10.

35.

19

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи».

17.10.

Состав слова. (16ч.)

36.

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Корень слова. Однокоренные слова.

20.10.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег —бережок).

Находить чередующиеся звуки в корне слова.

Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.

Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре.

Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

37.

2

Чередование согласных в корне.

21.10.

38.

3

Сложные слова.

22.10

39.

4

Формы слова. Окончание. Значение этих значимых частей в слове.

23.10.

40.

5

Формы слова. Окончание. Значение этих значимых частей в слове.

24.10.

41.

6

Формы слова. Приставка. Значение этих значимых частей в слове.

27.10.

42.

7

Формы слова. Приставка. Значение этих значимых частей в слове.

28.10.

43.

8

Формы слова. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.

29.10.

44.

9

Формы слова. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.

30.10.

45.

10

Обучение написанию сочинения. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

31.10.

46.

11

Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Основа слова. Разбор слова по составу.

10.11.14г.

47.

12

Обобщение знаний о составе слова. Систематизация изученных знаний.

11.11.

48.

13

Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова».

12.11.

49.

14

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

13.11.

50.

15

Обучение написанию изложения. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

14.11.

51.

16

Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Подготовка к выполнению проекта «Семья слов».

17.11.

Правописание частей слова. (29ч.)

52.

1

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

18.11.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач \ использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление.

53.

2

Правописание слов с безударными гласными в корне.

19.11.

54.

3

Правописание слов с безударными гласными в корне.

20.11.

55.

4

Правописание слов с безударными гласными в корне.

21.11.

56.

5

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

24.11.

57.

6

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

25.11.

58.

7

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

26.11.

59.

8

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

27.11.

60.

9

Обучение написанию изложения. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

28.11.

61.

10

Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

01.12.14г.

62.

11

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

02.12.

63.

12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

03.12.

64.

13

Правописание слов с удвоенными согласными.

04.12.

65.

14

Правописание слов с удвоенными согласными. Систематизация изученных знаний.

05.12.

66.

15

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание корней слов».

08.12.

67.

16

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Правописание суффиксов и приставок.

09.12.

68.

17

Обучение написанию сочинения. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

10.12.

69.

18

Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Правописание суффиксов и приставок.

11.12.

70.

19

Правописание суффиксов и приставок.

12.12.

71.

20

Правописание суффиксов и приставок.

15.12.

72.

21

Правописание  приставок и предлогов.

16.12.

73.

22

Правописание  приставок и предлогов.

17.12.

74.

23

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

18.12.

75.

24

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

19.12.

76.

25

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

22.12.

77.

26

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

23.12.

78.

27

Обучение написанию изложения. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

24.12.

79.

28

Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Подготовка к выполнению проекта «Составляем орфографический словарь». Систематизация изученных знаний.

25.12.

80.

29

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание частей слова».

26.12.

Части речи. (76 ч.)

81.

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Части речи (повторение и углубление представлений).

12.01.15г.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.

Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).

Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова записать текст по памяти.

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные.

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»). Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый). Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.

Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи, в русском языке».        

82.

2

Имя существительное. Повторение и углубление представлений.

13.01.

83.

3

Значение и употребление имён существительных в речи.

14.01.

84.

4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

15.01.

85.

5

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

16.01.

86.

6

Обучение написанию изложения. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

19.01.

87.

7

Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Собственные и нарицательные имена существительные.

20.01.

88.

8

Подготовка к выполнению проекта «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени.

21.01.

89.

9

Изменение имён существительных по числам.

22.01.

90.

10

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

23.01.

91.

11

Имена существительные общего рода.

26.01.

92.

12

Имена существительные общего рода.

27.01.

93.

13

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. Систематизация изученных знаний.

28.01.

94.

14

Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное».

29.01.

95.

15

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода.

30.01.

96.

16

Обучение написанию изложения. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин.

02.02.15г.

97.

17

Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Изменение имён существительных по падежам.

03.02.

98.

18

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

04.02.

99.

19

Неизменяемые имена существительные.

05.02.

100.

20

Обучение написанию сочинения. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка».

06.02.

101.

21

Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Именительный падеж.

09.02.

102.

22

Родительный падеж.

10.02.

103.

23

Дательный падеж.

11.02.

104.

24

Винительный падеж.

12.02.

105.

25

Творительный падеж.

13.02.

106.

26

Предложный падеж.

16.02.

107.

27

Обучение написанию изложения. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

17.02.

108.

28

Анализ ошибок, допущенных в тексте изложения. Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). Систематизация изученных знаний.

18.02.

109.

29

Контрольный диктант №7 по теме «Правописание окончаний имён существительных».

19.02.

110.

30

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.

20.02.

111.

31

Обучение написанию сочинения. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

23.02.

112.

32

Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Подготовка к выполнению проекта « «Зимняя» страничка».

24.02.

113.

33

Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

25.02.

114.

34

Связь имени прилагательного с именем существительным.

26.02.

115.

35

Роль имён прилагательных в тексте.

27.02.

116.

36

Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте – описании.

02.03.15г.

117.

37

Обучение написанию сочинения. Составление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна – Лебедь».

03.03.

118.

38

Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Род имён прилагательных.

04.03.

119.

39

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

05.03.

120.

40

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

06.03.

121.

41

Изменение имён прилагательных по числам.

09.03.

122.

42

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

10.03.

123.

43

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам.

11.03.

124.

44

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

12.03.

125.

45

Обобщение знаний об имени прилагательном.

13.03.

126.

46

Обобщение знаний об имени прилагательном.

16.03.

127.

47

Обучение написанию сочинения. Составление сочинения – отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками».

17.03.

128.

48

Анализ ошибок, допущенных в тексте сочинения. Обобщение знаний об имени прилагательном. Систематизация изученных знаний.

18.03.

129.

49

Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное».

19.03.

130.

50

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Подготовка к выполнению проекта «Имена прилагательные в загадках».

20.03.

131.

51

Личные местоимения 1-го, 2 -го, 3-го лица.

30.03.

132.

52

Личные местоимения единственного и множественного числа.

31.03.

133.

53

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

01.04.15г.

134.

54

Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

02.04.

135.

55

Морфологический разбор местоимений.

03.04.

136.

56

Глагол. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.

06.04.

137.

57

Глагол. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.

07.04.

138.

58

Глагол. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.

08.04.

139.

59

Начальная (неопределённая) форма глагола.

09.04.

140.

60

Глагольные вопросы: что делать? и что сделать?

10.04.

141.

61

Изменение глаголов по числам.

13.04.

142.

62

Изменение глаголов по числам.

14.04.

143.

63

Изменение глаголов по временам.

15.04.

144.

64

Изменение глаголов по временам.

16.04.

145.

65

Изменение глаголов по временам.

17.04.

146.

66

Изменение глаголов по временам.

20.04.

147.

67

Контрольное списывание №2 по теме «Времена глагола».

21.04.

148.

68

Анализ ошибок, допущенных в тексте контрольного списывания. Род глаголов в прошедшем времени.

22.04.

149.

69

Родовые окончания глаголов (-а, -о).

23.04.

150.

70

Правописание частицы НЕ с глаголами.

24.04.

151.

71

Правописание частицы НЕ с глаголами.

27.04.

152.

72

Морфологический разбор глагола. Обобщение знаний о глаголе.

28.04.

153.

73

Морфологический разбор глагола. Обобщение знаний о глаголе.

29.04.

154.

74

Морфологический разбор глагола. Обобщение знаний о глаголе.

30.04.

155.

75

Морфологический разбор глагола. Обобщение знаний о глаголе. Систематизация изученных знаний.

01.05.15г.

156.

76

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол».

04.05.

Повторение. (19ч.)

157.

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Повторение по теме «Части речи».

05.05.

158.

2

Повторение по теме «Части речи».

06.05.

159.

3

Повторение по теме «Части речи».

07.05.

160.

4

Повторение по теме «Части речи».

08.05.

161.

5

Повторение по теме «Части речи».

11.05.

162.

6

Повторение по теме «Слово. Предложение».

12.05.

163.

7

Повторение по теме «Правописание окончаний имён прилагательных».

13.05.

164.

8

Повторение по теме «Правописание приставок и предлогов».

14.05.

165.

9

Повторение по теме «Правописание безударных гласных».

15.05.

166.

10

Повторение по теме «Правописание значимых частей слов». Систематизация изученных знаний.

18.05.

167.

11

Итоговый контрольный диктант №10.

19.05.

168.

12

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Повторение по теме «Однокоренные слова».

20.05.

169.

13

Повторение по теме «Текст».

21.05.

170.

14

КВН «Знатоки русского языка».

22.05.

171-175.

15-19

Резерв.

25-29.05.

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

175

19

12

0

0

выполнено

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                                            

 Зам. директора по УВР

 ______________/Андреева М.М./

«______» ______________ 2014 г.                                        

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Щербакова С.А./

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...