Урок по развитию речи "Царский пир"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Ломайчикова Галина Сергеевна

Данный материал можно исполользовать как во время урока, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsarskiy_pir.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ЦАРСКИЙ  ПИР

У.  Определите тему занятия.

Д.  О светло светлая

      И украсно украшена

      Земля Русская!

      И многими красотами

      Удивлена еси!

      И князьями грозными,

      Бояры честными,

      Вельможами многими!

      Всего еси исполнена

      Земля Русская!

Д.  О Древней Руси.

У.  Докажите.

Д.   В тексте присутствуют устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

У.   Представьте, что вы оказались  в Древней Руси. О чём говорят эти люди?

  • Помилуй нас господи! Опять тоской исполнено сердце государево!
  • Ох, опять требует «Хлеб-соль есть». Не будет нам утехи, пока не исполним его указ.
  • Садись, мил человек, «не щадя живота своего», подумаем о хлебе насущном.

Д. Разговор о трапезе.

У.  Мы употребляем слово «трапеза» в современном русском языке?

      Какими словами из современного русского языка можно заменить слово «трапеза»?

У.   Сегодня на занятии мы будем говорить о царской, праздничной трапезе – о царском пире.

Задание № 1: Начнём с того, что составим царский указ – приглашение на пир.

 У.  Начало указа- приглашения  написал А.С. Пушкин:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром…  

  • Всем во палаты прибыть.

  • Хлебу – соли быть!

  • Отложить все дела на потом.

  • Мёд, пиво пить!

     -   По душам говорить!

  • На пиру на честном быть.

     -   На пиру государевом быть.

     -   Закон местничества отменить!

     -    Пир честной закатить на весь мир!

  • Судьбу страны вершить!

  •  Все дела свои отложить.

 

     -    Собирать хлеб – соль на стол,

  • Не забыть мне поклониться.

  •  Всем на пир честной явиться.

У. Приглашение составили. Давайте вспомним, что мы знаем о царском пире.

Задание № 2

На Руси пиры устраивались в больших светлых помещениях – трапезных

 

В Кремле самой большой и нарядной была царская палата – Грановитая.

(просмотр видеофрагмента)                                            

 Потолок Грановитой палаты  опирался на высокий столп и стены с нарядными

окнами. Особым украшением палаты был дубовый стол с полками –

о

весь заставленный драгоценной посудой. Вдоль стен стояли длинные столы  для

В красном углу – отдельный небольшой стол для

Все столы были покрыты узорчатыми скатертями.

У.   Какие слова произносили, когда звали к столу?

Д.  На Руси в старину, когда приглашали к столу, говорили: «Милости просим хлеба – соли откушать 

У.  Почему хлеб?

Д.  Испокон веков на Руси хлеб был самым главным продуктом питания. Его называли « Даром Божьим», приносящим человеку счастье, богатство, удачу.

У.  А что вы можете рассказать про соль?

Д. Вторым по значимости продуктом на Руси была соль. В давние времена она ценилась «на вес золота». Люди верили, что соль способна отгонять нечистую силу. Чем ближе было место к солонке, тем оно считалось почётней.

У.  Какие пословицы о хлебе – соли знаете?

Д. Вот и царский пир начинался раздачей царём хлеба. Получить хлеб из рук царя было великой милостью. Но ещё большим почётом было получить от царя соль.

У.  Этот обычай угощать хлебом-солью сохранился и по сей день. «У нас на Руси прежде гостью поднеси»

       

( Дети угощают хлебом гостей.)

Д. Ох, «при пустом желудке в голове туман».

Д.  «Сладкого не ем, жареного не хочу, варёного терпеть не могу».

У. Эта пословица никак не относится к пище, которую подавали на стол во время    

царского пира. Вот как описывает пир А.С. Пушкин.

      Не скоро ели предки наши,

      Не скоро двигались кругом.

      Ковши, серебряные чаши

      С кипящим пивом и вином.

 

Задание № 3

Прочтите:

Пир открылся выносом на золотом блюде любимого царского кушанья –

жареного

   

Потом внесли жареных павлинов, уток, кур с лимонами, рябчиков со сливками,

жареных поросят, блины и разные пироги: расстегаи с мясом, кулебяки с

капустой. Все угощения были порезаны на кусочки, и гости ели их руками.

У. Есть историческое свидетельство, что на одном из обедов у царя было подано 500 блюд, причём ни одного мясного. Чем это можно объяснить?

Д.  Это был постный день. В постный день преобладало рыбное меню. Огромная рыбина, приготовленная целиком, считалась украшением стола. Но самым любимым рыбным блюдом была …(уха)

У. Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент из кинофильма. Догадайтесь, в какой день проходил царский пир?

Д.  В скоромный день, так как на царском столе были и мясные блюда.

У.  В своих рисунках вы попытались изобразить угощения, которые могли быть на царском пире.

У. Что такое «реклама» нам хорошо знакомо. Какое слово, вместо слова «реклама» употребляли раньше.

Д.  Кричалки, заклички.

У.  На прошлом занятии мы сочиняли с вами такие кричалки. Давайте соотнесём их с рисунками.

КРИЧАЛКИ

Пейте квас,

Брожение улучшит ваше настроение.

Мёд вкуснее всех продуктов,

Он заменит десять фруктов.

Ешьте кулебяку с капустой-

Сытно и вкусно.

Лосось наш лучше всех!

Кто попробует, всё съест!

Уточка – красавица!

Всем в округе нравится.

Съешь румяный, круглый блин!

Будет в талии аршин.

Подходи, не скупись

Скушай блин и улыбнись.

Вот поросёнок – сочный, вкусный.

Приготовил его повар искусный.

Украшеньем царского стола

Осетринка признана была.

Лебедь жареный, румяный,

Приготовленный на славу!

Ох, блины как хороши!

С пылу – жару, от души!

Кушайте курицу,

Чтобы никогда не хмуриться.

Самый лучший, вкусный квас,

Вы найдёте лишь у нас.

Хоть пройдёт сто лет и зим,

Русский квас не заменим.

И румяны и пышны,

Хороши и горячи,

Кулебяки из печи –

С мясом и капустой,

Будет очень вкусно.

Хочешь сладкой жизни?

Ешь побольше мёд:

И не потолстеешь,

И тоска пройдёт.

Хлеб ржаной, батоны, булки!

Не добудешь на прогулке!

Лебедь жаренный,

Подрумяненный.

Подрумяненный

И пропаренный.

У.  Такие аппетитные получились кричалки, что хочется поскорее отведать царские угощения. Только вот из чего есть будем?

Д. (в костюмах)

 « Без обеда не красна беседа»

(Одновременно они ставят на стол подсвечники,  зажигают свечи и начинают сервировать стол : ложки.)

-«Был бы обед, а ложка сыщется».

-«Ешь, не бойся; ложка не оцарапает рот».

( Дети продолжают сервировку стола- вилки, ножи.)

У.  Какую ошибку допустили дети?

У. Вилку и нож подавали только царю.

Задание № 4

Рассмотри рисунки. Обозначь нужными цифрами:

блюдо (1)

братину (2)

 вилку, нож, ложку (3)

 ковш (4)

 рукомой с лоханью (5)

 сковороду (7)

 уксусницу (8)

 чашку и чайник (9).

Художник никогда не был на царском пиру и изобразил не только старинную, но и современную посуду.

Укажите названия предметов, которых в старину не было (из тех, что изображены на рисунке).

БЛЮДО. Большая тарелка, использовалась для выноса кушаний.

Прекрасное золотое блюдо царицы. Мастер сделал блюдо сравнительно

небольшим. Этот узор состоит из тонкой сетки и красиво изогнутых

стеблей цветов.

БРАТИНА.  Круглый сосуд для пива, использовалась как заздравная чаша.

Истинно русская форма посуды, берёт своё начало от простой народной

деревянной и глиняной утвари. Мастер создал изделие праздничным, весёлым.

КУБОК,  Сосуд на ножке, использовался для вина.

ПОТИР.  Это высокий сосуд, напоминающий кубок. Один из самых древних

экспонатов 12 века. Изготовил его русский мастер по заказу князя Юрия

Долгорукова. Такие сосуды и сейчас используются во время религиозных обрядов.

ЧАША.  Эта чаша напоминает большой и пышный цветок. Она подарена

патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу

РУКОМОЙ. Он имеет красивую овальную форму. Высокое узкое горло с

отогнутым сливом и литые изогнутые ручки.

КОВШ.  Сосуд для мёда или кваса. На рукояти – накладные литые травы и изображение борьбы зверя с крылатым змеем. Долгое время ковш был одной из самых почётных наград в Русском государстве.  

У.  Царская посуда хранится в Оружейной палате на территории Кремля. Богатства, хранящиеся в сокровищнице столь же трудно себе представить себе, как и описать.

У.  История не сохранила имён многих мастеров, создавших эти творения. Одно можно сказать с уверенностью: это люди умелые, опытные,  талантливые. Интересно, как они работали?  В Кремле с давних пор  рядом с дворцовыми покоями в каменных помещениях - палатах находились разные мастерские. Давайте побываем в одной из них.

     

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

     О светло светлая

      И украсно украшена

      Земля Русская!

      И многими красотами

      Удивлена еси!

      И князьями грозными,

      Бояры честными,

      Вельможами многими!

      Всего еси исполнена

      Земля Русская!

  В тексте присутствуют устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

Представьте, что вы оказались  в Древней Руси. О чём говорят эти люди?

  • Помилуй нас господи! Опять тоской исполнено сердце государево!
  • Ох, опять требует «Хлеб-соль есть». Не будет нам утехи, пока не исполним его указ.
  • Садись, мил человек, «не щадя живота своего», подумаем о хлебе насущном.

Какими словами из современного русского языка можно заменить слово «трапеза»?

 На Руси в старину, когда приглашали к столу, говорили: «Милости просим       хлеба – соли откушать 

Испокон веков на Руси хлеб был самым главным продуктом питания. Его называли « Даром Божьим», приносящим человеку счастье, богатство, удачу.

Вторым по значимости продуктом на Руси была соль. В давние времена она ценилась «на вес золота». Люди верили, что соль способна отгонять нечистую силу. Чем ближе было место к солонке, тем оно считалось почётней.

Вот и царский пир начинался раздачей царём хлеба. Получить хлеб из рук царя было великой милостью. Но ещё большим почётом было получить от царя соль.

Этот обычай угощать хлебом-солью сохранился и по сей день. «У нас на Руси прежде гостью поднеси»

     . Есть историческое свидетельство, что на одном из обедов у царя было подано 500 блюд, причём ни одного мясного. Чем это можно объяснить?

Это был постный день. В постный день преобладало рыбное меню. Огромная рыбина, приготовленная целиком, считалась украшением стола. Но самым любимым рыбным блюдом была …(уха)

«У нас на Руси прежде гостью поднеси»

 

  «При пустом желудке в голове туман»

 «Сладкого не ем, жареного не хочу, варёного терпеть не могу».

   « Без обеда не красна беседа»  

 «Был бы обед, а ложка сыщется».

 «Ешь, не бойся; ложка не оцарапает рот».

ЗАДАНИЕ№1

Составим царский указ – приглашение на пир.

 Начало указа- приглашения  написал А.С. Пушкин:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром…  

-     Всем во палаты прибыть.

  • Хлебу – соли быть!

  • Отложить все дела на потом.

  • Мёд, пиво пить!

     -   По душам говорить!

  • На пиру на честном быть.

     -   На пиру государевом быть.

     -   Закон местничества отменить!

     -    Пир честной закатить на весь мир!

  • Судьбу страны вершить!

  •  Все дела свои отложить.

 

     -    Собирать хлеб – соль на стол,

  • Не забыть мне поклониться.

  •  Всем на пир честной явиться.

КРИЧАЛКИ

Пейте квас,

Брожение улучшит ваше настроение.

Мёд вкуснее всех продуктов,

Он заменит десять фруктов.

Ешьте кулебяку с капустой-

Сытно и вкусно.

Лосось наш лучше всех!

Кто попробует, всё съест!

Уточка – красавица!

Всем в округе нравится.

Съешь румяный, круглый блин!

Будет в талии аршин.

Подходи, не скупись

Скушай блин и улыбнись.

Вот поросёнок – сочный, вкусный.

Приготовил его повар искусный.

Украшеньем царского стола

Осетринка признана была.

Лебедь жареный, румяный,

Приготовленный на славу!

Ох, блины как хороши!

С пылу – жару, от души!

Кушайте курицу,

Чтобы никогда не хмуриться.

Самый лучший, вкусный квас,

Вы найдёте лишь у нас.

Хоть пройдёт сто лет и зим,

Русский квас не заменим.

И румяны и пышны,

Хороши и горячи,

Кулебяки из печи –

С мясом и капустой,

Будет очень вкусно.

Хочешь сладкой жизни?

Ешь побольше мёд:

И не потолстеешь,

И тоска пройдёт.

Хлеб ржаной, батоны, булки!

Не добудешь на прогулке!

Лебедь жаренный,

Подрумяненный.

Подрумяненный

И пропаренный.

       

ЗАДАНИЕ №2.

На Руси пиры устраивались в больших светлых помещениях – трапезных

 

В Кремле самой большой и нарядной была царская палата – Грановитая.

Потолок Грановитой палаты  опирался на высокий столп и стены с нарядными окнами. Особым украшением палаты был дубовый стол с полками –

о

весь заставленный драгоценной посудой. Вдоль стен стояли длинные столы  для

В красном углу – отдельный небольшой стол для

Все столы были покрыты узорчатыми скатертями.

Пир открылся выносом на золотом блюде любимого царского кушанья –

жареного

Потом внесли жареных павлинов, уток, кур с лимонами, рябчиков со сливками, жареных поросят, блины и разные пироги: расстегаи с мясом, кулебяки с капустой. Все угощения были порезаны на кусочки, и гости ели их руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...