Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема: «Правописание буквосочетаний жи – ши в словах».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мальцева Анжела Николаевна

Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема: «Правописание буквосочетаний жи – ши  в словах». Составлен к учебнику авторами которого являются: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russogo_yazyka_2_kl_zhi-shi.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Составитель:

Мальцева Анжела Николаевна, учитель начальных классов

База: МАОУ СОШ  № 26  с углубленным изучением отдельных предметов

Класс: 2

Авторы учебника: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е.

Тема: «Правописание буквосочетаний жи – ши  в словах».

Цели: формировать навык правописания буквосочетаний жи-ши в словах.

Задачи:

  1. Образовательная: формирование грамматического строя речи, расширение кругозора и обогащение словаря учащихся, создание на уроке ситуации успеха, развитие умений оценивать свою работу.
  2. Воспитательная: воспитание умения слушать и слышать, воспитание аккуратности, прилежности.
  3. Развивающая: развитие орфорграфической зоркости, тренировка слуховой памяти, развитие умений производить звуко-буквенный анализ слов.

Задача: Сопутствующая: развитие орфографических навыков, умений.

Ход урока:

Этапы организации учебной деятельности при изучении орфографического правила.

Содержание работы над орфографическим правилом.

1. Постановка учебной задачи.

А) Организационный момент. 

Б) актуализация знаний

В). Проблемная ситуация:

Вот книжка на столе, а вот тетрадки.

 Не хочется играть сегодня в прятки

 И недосуг дуть на корабль бумажный

 Сегодня в классе у ребят

 Урок уж больно важный.

 И, как обычно, откройте тетради и запишите число и классная работа.

Попробуйте быстро произнести скороговорку:

«Шапкой Миша шишки сшиб»

-какой звук слышится много раз?( Ш)

- Произнесите его и охарактеризуйте. (Согласный, шипящий, глухой, всегда твердый)

А теперь произнесите:

- «В живом уголке жили ежи и ужи»

- Какой звук повторяется? (Ж)

- Произнесите его и охарактеризуйте. (Согласный, шипящий, звонкий, всегда твердый)

- Что общего? Какие это звуки? (Согласные, шипящие, всегда твердые, парные по звонкости-глухости)

- эти звуки спрятались в загадках. Отгадаем их, но для этого нам нужны два помощника.

  • Двое детей вызываются к доске. Учитель читает загадки, дети записывают отгадки.
  • Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев.                   (Жираф)

Как догадались?

  • Кто живёт в морях холодных

 Среди айсбергов огромных?

 У них усы, как ёршики,

 Не боятся стужи ...                   (моржики)

Какие признаки?

Что же это за девицы?

Не швеи, не мастерицы,

Ничего сами не шьют,

А иголочки несут.                      (Ежи)

Найдите слова-подсказки, что это именно ежи.

Это кто там лентой черной

 К ручейку скользит проворно?

 Сквозь кусты пробрался ловко.

 А на маленькой головке

 (Все об этом знать должны)

 Пятна желтые видны.

Уж – если много? – УЖИ

Докажите, что это именно ужи.

  • Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.

(Мыши)

А может это крысы?

  • Они на ласточек похожи,

 А в небе очень даже схожи.

 Я правду говорю, скажи!

 Есть – ласточки, а есть - …

(СТРИЖИ). Почему это стрижи?

  • Ест, висит на тонких ветках,

Часто дети держат в клетках,

Глянь-ка, коли разглядишь:

Изжелта-зеленый …

 (чиж). Обоснуйте.

- Посмотрите на доску. Прочитайте полученные слова.

- Что вас удивило?

- Что показалось интересным? (у одного ребенка написано жи через И, а у другого ЖИ через Ы)

P.S. Если дети написали одинаково через и, то учитель может спросить: почему именно И, я считаю, что Ы. Докажите свою точку зрения.

- Какой возникает вопрос? (как правильно написать слова [ЖЫ] через Ы или И?)

 - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание Ж… – Ш…)

- Чтобы определить цели урока нам помогут слова – помощники: НАУЧИТЬСЯ. (Научиться находить орфограмму, научиться писать орфограмму Жи-Ши по правилу).

  1. Выделение общих признаков и свойств языковых явлений

-как мы можем проверить написание этих слов? (из словаря, может сказать учитель или из учебника)

Дети проверяют и делают вывод, что во всех случаях пишем ЖИ – ШИ через И.

- Почему мы слышим Ы, а не И? (так как Ж и Ш всегда твердые)

  1. Моделирование правила.

- какой вывод можем сделать? (Жи – Ши пишем через И)

- Составим схему:

ЖИ-ШИ

  1. Определение орфографического правила.

- Давайте посмотрим: какое правило нам предлагает учебник с.122. (дети читают)

- Верный ли мы сделали вывод?

- для лучшего запоминания правила выучим рифмовку:

СОЧЕТАНИЯ ЖИ  и ШИ 

ТОЛЬКО С БУКВОЙ И ПИШИ!

  1. Решение грамматико-орфографических задач. 

А)Комментированное письмо по цепочке:

Б) Списывание:

Физминутка:

 У шиповника цветы

 Просто чудо красоты.

 Яркие, пахучие

 Аи, аи, аи! Колючие!

 - Откуда получил свое название шиповник? Что вы знаете об этом кустарнике?

 Плоды шиповника обладают лечебным свойством. В них много  витамин С. Из цветов готовят чай. У этого растения лечебным свойством обладают все части растения- корни, стебли, цветки.

-Установите соответствие между словом и картинкой.

Рыж.ки, ж.молость, ш.повник, ландыш., ш.пит, ж.вот, шалаш., груш. (дети проговаривают по правилу).

- с любым из записанных слов устно составьте предложение.

- Обратимся к учебнику на с. 121 упр. 157.

- Прочитайте и отгадайте загадку.

- Объясните правописание пропущенных букв.

- Спишите эти слова, проговаривая правила про себя.

  1. Действия самоконтроля и самооценки. 

А) Рефлексия:

Б)Домашнее задание:

- перед вами 2 столбика слов. Что необходимо сделать? (вставить пропущенные буквы)

- какое правило нужно вспомнить, чтобы вставить пропущенные буквы? (дети проговаривают рифмовку на изученное правило).

- на какие группы разделены слова (1 – существительные, 2 – прилагательные).

- соедините слова по смыслу и перепишите полученные словосочетания в правильной грамматической форме.

Этажи        пушистый

Животные         жилой

Груши        свежий

- обменяйтесь тетрадками с товарищем по парте и сверьте с образцом на доске.

- Чему научились?

- Какое правило мы сегодня узнали? (хоровое произнесение рифмовки)

- Поднимите руки, кто уже научился писать слова на данное правило.

Упражнение 160 с. 123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Конспект урока Русский язык 2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"

Конспект урока   Русский язык  2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"Тип урока: закрепление с использованием краеведческого материала...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

Урок по русскому языку 4 класс Тема: «Повторение правописания мягкого знака в словах»

Разработка включает в себя урок русского языка для 4 класса, для закрепления правил написания мягкого знака в словах....

Конспект урока.Русский язык. 2 класс. Тема "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"

Урок по закреплению темы "Буквосочетание ЖИ-ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ-ЩУ"  способствует развитию речи, фонематического слуха, памяти, содействует усвоению правила провописания....

Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Буквосочетания" ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"

Урок по закреплению темы "Буквосочетание ЖИ-ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ-ЩУ"  способствует развитию речи, фонематического слуха, памяти, содействует усвоению правила провописания....