Слова с непроизносимыми согласными.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Знакомство с непроизносимыми согласными. Работа в группах, интерактивные задания делают урок интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 классе

Тема: Слова с непроизносимыми согласными.    (1 урок   по  теме)

Цели:

- создать условия для наблюдения над словами с непроизносимыми согласными и для выявления способа проверки этих слов;
- учить видеть данную орфограмму в словах;
- формировать у учащихся учебно-организационные умения: определять цель, планировать, контролировать свою деятельность;
- воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

  1. Орг. момент

Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Правила работы в группе.

Сегодня мы работаем по группам.  Повторим правила работы в группе.

  • Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить  всем сразу;
  • умей слушать других;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

  1. Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

Как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, сегодня мы откроем одну из тайн русского языка?

  1. Предъявление первого факта

На доске слова:

Вестник

Весть

Известие

Известный

Что заметили?     (однокоренные слова)

          Докажите.        (Корень - вест-; во всех словах общий смысл «весть».)  

          Как вы понимаете смысл этих слов? (Весть, известие – сообщение о чём-либо;

           известный – о ком все знают; вестник – тот, кто приносит весть.)

         Прочитайте эти слова орфографически     (т.е. так, как они пишутся)

На доске выходит транскрипция:

            [в' э с' н' и к]

            [в'э с' т']

            [и з в' э с т' и й' э]

            [и з в' э с н ы й']
А теперь прочитайте эти слова орфоэпически     (т.е. как мы произносим)

Что вас удивило? Что вы заметили?

Какой  у вас возникает вопрос?    (Почему  в некоторых словах  звук    [т]  не слышится)

- Как бы вы назвали такие согласные, которые не произносятся?

5. Постановка темы урока.

Какова тема нашего урока?   (Слова с непроизносимыми согласными)

          А если согласный звук не произносится, может его и писать не надо? Почему?

В какой части слова согласный звук не слышится?

Что мы знаем о написании корней?  (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково).

Послушайте отрывок из передачи «Радионяня», что было бы если бы непроизносимый согласный вообще убрали из слова. (2.52)

Давайте понаблюдаем, какие согласные могут не произноситься и в каких сочетаниях.

Интерактивное задание «Кирилл и Мефодий» урок 3, задание 12    (вывесить на доске)

Откройте учебник на стр. 115 и прочитайте правило.

В русском языке есть слова, имеющие сочетания трёх или четырёх согласных, один из которых не произносится. Это, например, сочетания стн, здн, стл, лнц,  вств, нтск, ндск и др. Называются они стечения согласных.

Вернемся к нашим словам:

Вестник

Весть

Известие

Известный

Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? ( Когда в слове   есть сочетание трёх согласных звуков и один из них не произносится.)

            Какое стечение согласных вы заметили?  (стн)

Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

Подумайте, как можно разделить эти слова  на 2 группы  (обсудите в группе свой ответ -  1 мин)

Вестник               Весть

Известный          Известие

Какие слова будут проверочными для остальных? Докажите

           6.  Постановка учебной задачи.

Сегодня мы будем доказывать: писать согласный или не писать?

Мы сможем  вывести алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными?

Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы:

  • после проверяемого согласного стоял  гласный.
  • согласный слышался отчётливо.   (пишу на доске)

Прочитайте правило на стр.116. Соответствует наш способ проверки  с  правилом предложенным автором учебника?

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Проверим, подходит ли этот способ проверки в написании  слов.

Работа в группах (пишут в тетрадях)

Возьмите карточку№1, запишите слова в 2 столбика – слово с непроизносимым согласным и проверочное, объясните свой выбор.

 Солнце, сердце, грусть, счастливый, солнышко, хвастливый, сердечко, грустный, счастье, хвастун

                      Проверка        по документ – камере  с комментированием.

        Способ проверки, который мы вывели, подошел для всех слов?

        Ребята, как вы считаете, мы усвоили это правило, научились его применять?

Тогда я предлагаю вам следующее задание, возьмите карточку №2 и                  запишите правильно слова (на листах А3) раскрывая скобки с транскрипцией

Радо[сн]ый, ме[сн]ость, преле[сн]ый, чуде[сн]ый, че[сн]ый, капу[сн]ый, ле[сн]ица.

Возникли ли у вас вопросы?  Есть слова, которые проверить нельзя. Их написание нужно запомнить или проверить по словарю.

От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в  которых непроизносимых согласных нет, например: вкусный,  опасный,   ужасный и др.

    На слайде вставить пропущенные сочетания согласных

Вку……ый,  яро……ый,  прекра……ый,

преле……ый, чуде……ый, интере……ый,

съе……ой, опа……ый, че……ый,

окре…..ость, уча……ник.

  1. Творческое задание.

Попробуйте придумать сказку с  словами с непроизносимыми согласными на тему: «Почему так грустно жилось букве т в слове радостный?»

(заготовка книжки)

Афиширование результатов.

  1. Итог урока

Над  какой темой работали?

Какую учебную задачу ставили?

Удалось ее решить?

Где нам могут пригодиться полученные знания?

Получилось ли у нас работать в группах?

Почему? Что положительного? Что отрицательного? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Тест по русскому языку на тему:«Правописание слов с непроизносимыми согласными в слове». 3 класс. УМК: «Школа России».

Тест помогает проверить знание правила по теме и его практическое применение....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...