Урок русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гвенетадзе Надежда Егоровна

Подготовительный этап к написанию сочинения по картине .

Тема: Как я провёл лето.

Беседа  по картине А.А. Пластова «Летом»

 

Цель: Познакомить с творчеством русского художника А.А. Пластова.

Приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи.

Развивать связную речь учащихся, учить составлять простейшие описания внешности человека, природы.

Провести подготовительную работу по написанию сочинения по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazykpodg.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как я провёл лето.

Беседа  по картине А.А. Пластова «Летом»

Цель: Познакомить с творчеством русского художника А.А. Пластова.

Приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи.

Развивать связную речь учащихся, учить составлять простейшие описания внешности человека, природы.

Наглядные пособия: репродукции картин А. Пластова «Первый снег», «Полдень», «Сенокос», «Летом».

                                            Ход урока:

I Вступительное слово учителя.

          Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося русского художника А. Пластова. А на следующем уроке по одной его картине напишем сочинение.

          А.А. Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву «быть только живописцем и никем более». Он был влюблен русскую природу, в деревенскую жизнь.

          А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям. Это «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег», «Фашист пролетел».

          В творчестве Пластова нашли отражение и суровые годы Великой Отечественной войны.

 -  На какой из этих картин изображено военное время?

 -  Скажите, что произошло на опушке леса, где колхозный пастушок пас стадо? (Над лесом пролетел фашистский самолет. Пролетая над стадом, летчик прижал самолет близко к земле, автоматной очередью убил несколько коров и мальчика.)

  -  Какие чувства и мысли вызывает у вас картина (жалость к пастушонку, сочувствие к собачке, ненависть к врагу).

          Но не будем больше говорить о грустном и перейдем к рассмотрению картины «Летом», которая была написана на родине художника.

          Лето – это самое веселое, солнечное, жаркое время года. Его любят все. Это прекрасное время воспевают не только художники в своих картинах, но и поэты. Прочитаем стихи о лете русских поэтов.

II Стихи А.А. Фета. Ф. И. Тютчева.

 Как здесь свежо под липою густою –

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал

А там, вдали, сверкает воздух жгучий

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко – слух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющий природы,

Волнистые проходят облака.

        А.А. Фет.        

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоен.

         Ф.И. Тютчев.

        III Работа над картиной «Летом»

- Что изображено на картине? (Летний солнечный день. Лесная полянка. Солнце светит на полянку. От солнца трава желтая.)

- Что растет на поляне? (Растут две березы, луг осыпан цветами, цветут голубенькие колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы)

- Кто пришел на полянку? (Грибники. Они набрали  полную корзину грибов и решили отдохнуть. Они спрятались от солнечных лучей под тенью берез)

- Опишите девочку. Что она делает? Во что одета? (Девочка в белом платочке, в красном платке обирает малину с сорванного кустика)

- Опишите бабушку. (Бабушка в синем платке, в синем платье, в фартуке. Она задремала и положила одну руку под голову, а другой прикрылась от солнца. Руки у нее мозолистые, она много работает)

- Кого мы еще видим на картине? (Собачку. Она лежит рядом с девочкой. У нее густая светло-коричневая шерсть, и ей очень жарко)

- Какие краски использовал в своей картине художник, характерные для лета? (яркие, сочные краски, здесь преобладают зеленый и желтый цвета)

- Картина обладает притягательной силой. Чем она привлекательна? (С помощью красок художник сумел передать в картине разморенных жарой людей, и собаку, знойный полдень. Вся картина как бы наполнена дыханьем летнего дня, запахами трав)

 

        IV Выполнение рисунка на тему « Лето»

2 Словарно-лексическая работа

(На доске запись) Употребить слова и словосочетание в сочинениях.          

      Знойный полдень, усталые грибники, наполнена дыханием летнего дня, запахами трав.

Домашнее задание: подготовиться к написанию сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....