Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Учимся сочинять загадки

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе (УМК"Гармония")

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС УМК ГАРМОНИЯ

    Тема: Учимся сочинять загадки.

    Цели урока:

    Образовательные:

    Познакомить со структурой составления загадок;

    Учить составлять загадки;

    Повторить написание ранее изученных словарных слов.

    Формирование УУД: познавательные логические (классификация), коммуникативные (умение работать в команде: высказывать свою точку зрения; прислушиваться к мнению одноклассников).

    Развивающие:

    - развивать орфографическую зоркость, через запись слов с «окошками»;

    - развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, через работу с загадками;

    - развивать творческое мышление, через составление загадок.

    Воспитательные:

    - воспитывать интерес к изучаемому предмету; доброту.

    Ход урока

    I этап Организационный момент.

    1 Учебное задание.

    УЗ для учителя: создание эмоционального настроя.

    Организация: ученики, проговаривая, выполняют действия.

    Содержание:

    Я тетрадочку открою

    И как надо положу.

    Я от вас не скрою:

    Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я возьмусь.

    2 Учебное задание.

    УЗ для учителя: создание положительной мотивации.

    Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода на дворе? Какое у нее настроение?

    - Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на столе. Красная фишка – настроение отличное, желтая – хорошее, синяя – так себе.

    И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель показывает фишку).

    - Ребята, я вижу не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

    Организация: ученики сидят правильно, в тетрадях записана дата, вид работы (классная работа) и отмечено настроение в виде значка.

    II этап Подготовка к восприятию нового материала.

    1 учебное задание.

    Вид работы: работа над словарными словами.

    Организация: Учитель загадывает загадку. Вызванный ученик выбирает отгадку (словарное слово) из разложенных на столе учителя карточек и прикрепляет на доску. Если картинка выбрана правильно, дети хлопают в ладоши и записывают словарное слово в тетрадь, не правильный выбор класс реагирует молчанием. Затем отгадки произносятся хором.

    Содержание:

    Не похож на человечка,

    Но имеет он сердечко,

    И работе круглый год

    Он сердечко отдает.

    Он и чертит и рисует,

    А сегодня вечерком

    Он раскрасит мне альбом.

    (карандаш)

    На коробку я похож,

    Ручки ты в меня кладешь,

    Школьник, ты меня узнал?

    Ну, конечно, я …

    (пенал)

    Новый дом несу в руке,

    Двери дома на замке,

    А живут в доме том

    Книжки, ручки и альбом.

    (портфель)

    Что копали из земли, жарили, варили,

    Что в золе мы испекли, ели да хвалили.

    (картошка)

    На грядке длинный и зеленый,

    А в кадке желтый и соленый.

    (огурец)

    Растут на грядке:

    Зеленые ветки,

    А на ветках –

    Красные детки.

    (помидор)

    2 Учебное задание.

    Вид работы: классификация слов по группам.

    Учитель: ребята, на какие группы можно распределить эти слова?

    Ученик: в первую группу войдут слова – овощи (картошка, огурец, помидор), во вторую группу – школьные принадлежности (карандаш, портфель, альбом).

    Ученик: Можно разбить слова и по – другому. Первая группа – слова, которые начинаются с согласной буквы (карандаш, портфель, пенал, помидор), вторая группа – слово огурец, начинается с гласной буквы.

    Ученик: по количеству букв в слове;

    Ученик: по количеству слогов в слове.

    Учитель: ребята, какие вы молодцы, запишите любую классификацию в тетрадь.

    К-О компонент: взаимопроверка.

    3 Учебное задание.

    Вид работы: беседа.

    Учитель: Что общего у всех этих слов?

    Ученик: это словарные слова.

    Учитель: Правильно. Значит, написание этих слов мы должны запомнить. Есть еще сходные признаки у всех этих слов?

    Ученик: все эти слова – отгадки, ответы на загадки (можно ученикам предложить загадать загадки, а остальные ребята – отгадывают их).

    Учитель: Может, кто-нибудь назовет тему нашего урока?

    Ученик: Загадки! Мы будем загадывать их друг другу и отгадывать!

    Учитель: Правильно! А еще мы будем сами их придумывать. Итак, тема урока: Учимся сочинять загадки. (запись на доске).

    III. Восприятие нового материала.

    Учитель: Спасибо. Теперь посмотрите, пожалуйста, на доску.

    На доске:

    Сговорились две ноги

    Делать дуги и круги.

    (циркуль)

    Лоскуток на лоскутке –

    Зеленые заплатки,

    Целый день на животе

    Нежится на грядке.

    (капуста)

    Как вы думаете, собака – это друг человека?

    Учитель: Понравились вам ребята загадки?

    Ученик: А разве про собаку это тоже загадка?

    Учитель: А вы как думаете? Какие отличительные особенности есть у загадки?

    Ученик: Так здесь и не нужно находить отгадку. Ведь предмет уже назван – собака. Надо только высказать свое мнение, считаем мы собаку другом или нет. Это просто вопрос.

    Учитель: Ребята, мы согласны с таким мнением? (Дети сигналят согласие).

    Ученик: А еще должна быть рифма.

    Учитель: Какие вы у меня молодцы, не попались в ловушку, а показали свою эрудицию и умения мыслить. Действительно, у загадок есть свои особенности. Давайте наши ответы сравним с правилами составления загадок. А для этого откроем учебник на стр.78.

    - Ребята, давайте ответим на вопросы учебника и сделаем общий вывод.

    Ученик: Называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка?

    Учитель: давайте ответим на этот вопрос.

    Ученик: В загадке не называется предмет, т.к. мы его должны отгадать. Это и будет отгадка.

    Учитель: хорошо, читаем следующий вопрос и отвечаем на него.

    Ученик: Назван ли другой предмет на него похожий.

    Учитель: верно. Следующий вопрос и сразу отвечаем.

    Ученик: Указаны ли в загадке признаки. По которым можно догадаться. О чем идет речь?

    Ученик: я считаю, что в загадке должны быть названы отличительные признаки предмета, по которым мы и сможем догадаться, о каком предмете идет речь?

    Учитель: Умница! И последний вопрос.

    Учитель: Как вы думаете, какой речью мы пользуемся в загадках?

    Ученик: Я думаю, что деловой, так как мы называем новое слово.

    Ученик: Я не соглашусь с этим мнением. Мы пользуемся картинной речью. Так как называем отличительные признаки предмета, который мы загадали.

    Учитель: Просигнальте! Хорошо! Вот так. Ребята, и устроены загадки.

    Физкультминутка.

    Учитель: Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем.

    Предлагаю вам объединиться в группы по 4-5 человек.

    (Ученики делятся на несколько групп по 4-5человек и выбирают себе карточку с заданием. В задании загадка, которую они должны в группе обсудить, выразительно прочитать и представить в действии).

    Содержание:

    Муравей.

    Живет в лесу малыш изящный,

    Пусть ростом мал. Но работящий.

    Весь день без устали снует –

    То прут, то бревнышко несет.

    Паук.

    Из тонких нитей

    Сплел ловушку.

    Сидит и поджидает

    Мушку.

    Ежик.

    Колючий клубочек

    Под елкой лежит.

    Взять пожелаешь –

    Вмиг убежит.

    Кукушка.

    Всего две буквы знает,

    В лесу их повторяет.

    Кошка.

    Острые ушки,

    На лапках подушки,

    Усы – как щетинка

    Дугою спинка.Днем спит, на солнышке лежит.Ночью бродит, на охоту ходит.

    Зайка.

    Друг пушистый умывается,

    Видно в гости собирается,

    Вымыл хвостик, вымыл ухо.

    Вытер сухо.

    IV.Закрепление нового материала.

    Цель: Закрепить умение записывать загадки по правилам.

    1 учебное задание.

    Вид работы: работа в тетради на печатной основе.

    Организация: (дети открывают тетрадь на печатной основе, стр.49).

    Содержание:

    Учитель: ребята, перед нами два текста. Нужно определить являются ли эти тексты загадками.

    У стола четыре ножки,

    По две с каждой стороны,

    Но сапожки и калошки

    Этим ножкам не нужны. (С. Маршак)

    Ученик: это не загадка, а стихотворение, которое написал Самуил Яковлевич Маршак.

    Учитель: Докажи свое мнение.

    Ученик: В этом стихотворении называется предмет, о котором идет речь, а значит не выполнено первое требование составления загадок.

    Учитель: Ребята, вы согласны?

    (Дети сигналят карточками)

    Учитель: Молодцы! Давайте прочитаем второй текст.

    Эти яблочки румяные

    Дружат с зимними полянами

    И поют среди берез,

    Невзирая на мороз. (В. Мусатов)

    Ученик: Снегири! Перед нами загадка. Все требования выполнены.

    Учитель: какие вы молодцы, не попались в «Ловушку». Вам интересна такая работа?

    Дети: Да!

    Учитель: Давайте сами поработаем над составлением загадок.

    2 учебное задание.

    Учитель: а для выполнения следующего задания, предлагаю вам, ребята, объединиться в две группы. Группу нужно найти: каждый выбирает кусочек пазла. Так и собирается группа. В первой группе – картинка лопаты. Во второй – картинка ножниц.

    Задание для первой группы:

    Что это за предмет? Зачем он нужен? Из какого материала сделан? На что похож? Может быть на ладошку? Если тебе понравилось это сравнение назови признаки этой « ладошки», подбери рифму и постарайся сочинить загадку. Запиши ее (по памятке 4, записываем с окошками, чтобы работу не испортить ошибками!).

    Задание для второй группы:

    Об этом предмете ты знаешь загадки, но попробуй придумать свою. Можно сказать, что он из половинок? Если да, то какие они? Что могут делать? Получится загадка – запиши ее (по памятке 4, записываем с окошками, чтобы работу не испортить ошибками!)

    V. Домашняя работа.

    Учитель: Ребята, дома вы можете потренироваться составлять загадки о других предметах. Запишите их (по памятке 4). Захотите – можно красиво оформить на отдельном листе. И на следующем уроке мы создадим свою книжку загадок.

    VI. Подведение итогов урока.

    Учитель:

    - Ну что, ребята, покажем наше настроение снова? Молодцы!

    - Как вы думаете, урок прошел успешно?

    - Что нового узнали?

    - Всем спасибо за работу на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: Сочиним загадку

    Фрагмент занятия кружка «Занимательная грамматика»....

    Разработка урока по русскому языку (развитие речи) "Учимся сочинять загадки"

    Урок русского языка направлен на формирование умения составлять загадки. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, де...

    Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

    Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

    Презентация "Как сочинить загадку"

    В презентации раскрываются простые способы сочинения загадок на уроке. Презентация создана на основе шаблонаDrag and Drop.2 КЛАСС ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РИТОРИКА....

    Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )

    Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....

    Учимся сочинять загадки.

    Эта презентация может быть использована на уроке литературного чтения в 1 классе для обучения детей отгадыванию загадок, выделения в них опорных, ключевых слов и сочинению собственных загадок....

    Методическая разработка урока по детской риторике по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"

    Разработка урока по детской риторике для 2 класса по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"...