Грамотеи
классный час по русскому языку (3 класс) на тему

Сорокина Елена Евгеньевна

Интелектуальная игра по русскому языку для учащихся третьего класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotei.odt28.81 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС: методическая разработка занятия по русскому языку

 в рамках внеурочной деятельности «Грамотеи»,   3 класс

Сорокина Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов, Новосельская ООШ

        Цель занятия:

        Планируемые результаты.

        Личностные УУД: развитие познавательных интересов, готовность и способность участников занятия к саморазвитию,  гражданская идентичность в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою страну и русский язык.

        Регулятивные: умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение решать проблемы; умение адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок; вносить необходимые коррективы в действие после учёта ошибок; устанавливать соответствие полученного результата целям.

        Познавательные УУД: умение находить и извлекать нужную информацию из различных источников; умение представлять информацию в разных формах.

        Коммуникативные УУД: умение организовывать взаимодействие в группе и проявлять активность для решения поставленных задач; умение слушать учителя и одноклассников; договариваться о распределении функций и ролей.

         Оборудование: карточки с заданиями, выставка словарей, учебников по русскому языку.

                                Ход мероприятия.

За неделю до мероприятия учащиеся были поделены на команды, в каждой команде был выбран капитан; учащиеся придумали название команды, девиз и эмблемы.

  • Начинаем интеллектуальную игру « Грамотеи». Мы будем состязаться в познаниях по русскому языку. Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он не прост в изучении, имеет множество правил и орфограмм. Грамотному человеку следует их знать и понимать. Как говорится, «без букв и грамматики не бывает математики».

-Итак, 1-ый конкурс. Представление команд. ( 1 -3 баллов)

         2-ой конкурс.  Ударение — волшебное превращение.

- В русском языке есть раздел«Орфоэпия» - правильное произношение, правильная речь. Орфоэпия тесно связана с ударением. Что такое ударение? ( Ответы учащихся) Одно слово может иметь два значения, если изменить ударение. Приведите примеры таких слов (замок - замок)

- Передавая друг другу карточку, поставьте ударение в выделенных словах. ( Капитаны получают карточки с заданием).

        Белки прыгают по веткам, принесли орешки деткам.              

          Взбей яичные белки, и печенье испеки.

        В дом войти никто не мог: на двери висел замок.

        Я песок руками рою, королевский замок строю.

        Плывут по озеру пироги — на остров нет другой дороги.

        Любишь кушать пироги — печь их маме помоги.

        Из стены гвоздики торчат, повешу я на них плакат.

        Гвоздики, розы, маргаритки растут на клумбе у калитки.

( За каждый правильный ответ — 1 балл).

        3 — ий конкурс. Твой словарный запас.

- Весь словарный запас языка называется « Лексика». Самый большой «Словарь русского языка» ( 17 томов) насчитывает 120 тысяч слов. Словарь представителей племени «мумбо — юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина из произведения « 12 стульев» свободно обходилась 30 словами. У каждого человека свой словарный запас, чем запас больше, тем человек больше знает. Следующее задание будет связано с вашим словарным запасом. Внимание, из слова КОНТРАБАС можно составить 250 других слов. Ваша задача составить как можно больше слов, за каждое слово — 1 балл.

Капитаны не будут помогать своим командам, у них другое задание.

  • 4 -ый конкурс. Конкурс капитанов.
  • 1) Капитаны, вы должны определить части речи в предложениях.

                Снежное  покрывало  покрывало  поле.

                Со стекла стекла вода.

  1. Возьмите карточку со словом и придумайте как можно больше синонимов. За каждый синоним — 1 балл.

                КРАСИВЫЙ,   ВЕСЁЛЫЙ,  ГРУСТНЫЙ,   ПЛОХОЙ

        5 — ый конкурс. Антонимы.        

Нам с тобой пришёл черёд  сыграть в игру « наоборот».

Скажу я слово высоко, а ты ответишь  … низко.

Скажу я слово далеко,   а ты ответишь  … близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь … пол.

Скажу я слово  потерял,  и скажешь ты  … нашёл.

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты … храбрец.

- Поиграем в игру « Перевёртыши». Путём подбора антонимов к каждому слову в предложении, вы должны будете восстановить известные пословицы. Например, СЧАСТЬЕ ВСЕГДА БЫВАЕТ ВМЕСТЕ ( Беда никогда не приходит одна).

ЛОЖЬ УШИ ЛАСКАЕТ.  ( Правда глаза колет).

МАЛО СЧАСТЬЯ — МНОГО ВОПРОСОВ. ( Семь бед — один ответ.)

ГРОМЧЕ СТОИШЬ — НИЖЕ ОПУСТИШЬСЯ. (Тише едешь — дальше будешь).

ЭТО ПЛОХО, ЕСЛИ ПЛОХО КОНЧАЕТСЯ. ( Всё хорошо, что хорошо кончается).

БЕЗДЕЛЬЮ — ЧАСЫ, ЧАСАМ  -ГОД. ( Делу — время, потехе — час.)

СОБАК НЕ СТРАШИТЬСЯ — ПО ГОРОДУ ГУЛЯТЬ. ( волков бояться  -в

лес не ходить.

        6- ой конкурс. Замени одним глаголом.

- Каждый фразеологический оборот замените одним глаголом ( 1 балл).

        Совать нос ( вмешиваться); клевать носом ( дремать);              зарубить на носу ( запомнить); надуть нос ( обидеться);                     чесать языком ( болтать); морочить голову ( обманывать);

        попасть впросак (ошибиться); прикусить язык ( замолчать).

        7 — ой конкурс. Ошибочка вышла.

- Исправьте ошибки в выделенных словах ( каждой команде).

        Мешки сложили в кучу навоз.

        Вокруг нашей деревни лиса.

        У неё в глазах груздь.

        Он не выходит из дома с  утками.

- Ошибки закрались в известные поговорки. Каждый ребёнок получает одну поговорку. Нужно найти и исправить ошибку. За правильный ответ — 1 балл.

Аппетит проходит во время еды.                Видит око, да дуб неймёт.

Вот, где собака забыта.                         Готовь сени летом, а телегу зимой.

Всяк жулик своё болото хвалит.                Блин блином вышибают.

Знает мошка, чьё мясо съела.                 Ждать у горя погоды.

Машу маслом не испортишь.                   Лес рубят — кепки летят.

Уменье — свет, а неуменье — тьма.        Рысак рысака видит издалека.

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плавало.                Город не тётка.

Есть ещё горох в гороховницах.                 Все пороги ведут в Рим.

        8 — ой конкурс.  Согласные и гласные.

- Если вы правильно расставите гласные между согласными, у вас получится загадка.

        Н К С Т С Л С Т Ч К М                         Е У А И О А И

  • Н Р Б Ш К  С Ш Т                                 Е У А А А И А

Н Ч Л В К Р С С К З В Т                         Е Е О Е А А А Ы А Е

( Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.) За правильный ответ — 3 балла.

                Подведение  итогов.

- Ребята, какие знания русского языка вам пригодились для выполнения заданий? Какие задания вас заинтересовали? Что  показалось трудно выполнимым? Каких знаний вам не хватило для выполнения заданий? Попробуйте дома сами составить интересные задания по русскому языку.

        НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Мои грамоты и грамоты моих учеников

Мои грамоты и сертификаты...

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...