Проект урока русского языка в начальной школе по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Проект урока по теме: «Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях («Размышляем о прошедшем времени»)». УМК "Гармония", 3 класс

Зачетная работа на курсах повышения квалификации (НИРО)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Курсы «Теория и методика преподавания в условиях введения ФГОС»

(18.11.2013 – 29.11.2013)

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме: «Прошедшее время глагола: его значение, приметы

и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях

(«Размышляем о прошедшем времени»)»

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 19 Нижегородского района

Кулигина Наталья Юрьевна

Квалификационная категория: Первая

Н.Новгород

2013 год

Проект урока

Учебный предмет: Русский язык

УМК: «Гармония»

Тема урока: «Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях («Размышляем о прошедшем времени»)»

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока: обучение детализации действий наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам (продолжение работы) и работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний (новое).

Ожидаемые результаты: 

Предметные:

Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.

Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.

Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.

Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность.

Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.

Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов.

Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.

Метапредметные:

Познавательные (П):

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.

Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.

 

Коммуникативные (К):

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Регулятивные (Р):

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя,  адекватно воспринимать её.

Личностные (Л):

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.

Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Оборудование: Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса, тетрадь на печатной основе, презентация к уроку

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., им. числ., мест., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам;

Этапы урока и хронометраж:

№ п/п

Этап урока

Хронометраж

Мотивация к УД

2 мин.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

4 мин.

Постановка учебной задачи

10 мин.

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

7 мин.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

9 мин.

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

9 мин.

Рефлексия УД

4 мин

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к УД

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД,

Учитель предлагает детям отгадать загадку

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – всё в действие придет.

Летит ракета, Люди строят здания,

Цветут сады, И хлеб в полях растет.

Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод о том, что речь пойдет о «глаголе»

У.: Давайте на уроке работать дружно, внимательно, бережно относясь к информации.

Дети напоминают правила поведения на уроке и способ записи самооценки каждого задания (в кружке на полях дети отмечают уровень понимания задания: «!» - всё было понятно; «?» - появились вопросы, что-то нужно уточнить)

Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)

Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К)

Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р)

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний

У.: Помните, мы начали снимать фильм? О ком он?

На доске кадры из упр. 227, каждый кадр подписан:

1 – встал

2 – подошёл

3 – набросился

4 – вытащил

5 – положил

6 – обошёл

7 – тронул

8 – подтащил

9 – прилёг

10 – начал грызть

Какой глагол отличается от всех?

Последний глагол – грызть – отвечает не на тот вопрос, что другие: что делать?, он стоит в неопределённой форме.

Что общего в оставшихся глаголах? (Дети определяют, что это названия действий, которые уже произошли, т.е. это глаголы прошедшего времени)

У.: Хотите узнать больше о глаголах прошедшего времени? А вам интересно, что ещё происходило с Кышем? Именно Кыш поможет нам сегодня узнать много нового.

Дети наблюдают за употреблением глаголов, сравнивают формы, определяют время.

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)

Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К)

Постановка учебной задачи

Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог

У.: Продолжаем снимать фильм о мальчике Алёше и его необыкновенном друге Кыше. Итак, мы снова становимся операторами. Упр. 287

— Кыш! Быстрей! Там твой первый в жизни снег!

Я открыл дверь подъезда и пропустил Кыша вперёд. Он высунул на улицу нос, принюхался и чихнул. Вышел во двор. Он сначала понюхал снег, потрогал передней лапой. Потом откинул двумя задними ногами, хватанул немного для пробы, пожевал. Но вот кувыркнулся и кругами понёсся по двору.

По Ю. Алешковскому

Учитель помогает ученикам в тексте задания 287 выделить две части, про которые задан первый вопрос в задачнике (Где ты близко подъезжаешь, а где отодвигаешься и смотришь на действия как на уже прошедшие?).

Дети выявляют и осмысливают секреты писателей, обобщают и систематизируют их. Дети пытаются ответить на вопрос. Имеется в виду, что слова мальчика мы как бы слышим, они будто произносятся при нас, а остальная часть текста – рассказ о ранее произошедших событиях.

Дети предлагают название – Первый снег Кыша.

Затем, работая фронтально, находят глаголы и определяют их время. При необходимости пользуются словарём для выяснения неясного значения слов.

У.: О каких трёх особенностях слов необходимо помнить, определяя часть речи?

Д.: 1) на какой вопрос отвечают; 2) что обозначают; 3) как изменяются.

Д., работая в парах, выполняют задание на с. 33, выписывает действия Алёши и Кыша, помня о том, что не все строки должны быть заполнены.

Алёша открыл, пропустил

Кыш высунул, принюхался, чихнул, вышел, понюхал, потрогал, откинул, хватанул, пожевал, кувыркнулся, помчался

Упр. 288

Орфографическая работа с именем «Нас?тя» и запись её возможных действий (групповая работа)

открыла, пропустила

Аналогичная работа со словом «с*бака»: принюхалась, чихнула, вышла, понюхала, потрогала, откинула, хватанула, пожевала, кувыркнулась, помчалась

Дети устанавливают связи слов, преобразуют глаголы и снова сравнивают. Анализируют слова, осознают учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его.

Физкультминутка

Кыш очень весёлый и подвижный, давайте тоже подвигаемся, но так, чтобы не только порезвиться, но и немножко отдохнуть, потянуться и расслабиться.

Мы немножечко устали,

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Кто услышал глаголы в форме прошедшего времени?

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи (Л)

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)

Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К)

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

У. Давайте ответим на последний вопрос у. 288 – почему окончания прошедшего времени единственного числа называют родовыми?

А теперь в парах обсудите ответы на упр. 289.

Здесь же проводятся наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам и начинается работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний.

(У.290 – работа с правилом и доской).

Три чёрточки в первой из строчек указывают на необходимость запоминания, а одна во второй – на действие по правилу: пишу как в неопределённой форме.

Первый из имеющихся слайдов помогает проиллюстрировать ход решения новой орфографической задачи

а слайд второй сопровождает тренировочную работу (292).

Разобрав правило, дети выделяют главное:

  1. Форма прошедшего времени глагола показывает, что действие произошло или происходило до момента речи (до того, как о нём заговорили)
  2. Приметой прош. вр. является суффикс –Л-, который называют : суффикс прошедшего времени
  3. В неоп. форме и в прошедшем времени суффикс перед суффиксом –Л- один и тот же
  4. В ед. ч. глаголы прош. вр. изменяются по родам


Дети делают умозаключение, объясняя название «родовые окончания». Дети наблюдают за употреблением глаголов, систематизируют ранее изученное, читают учебник и выявляют новые знания.

Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)

Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К)

Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний (П)

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

Цель: организовать первичное применение нового знания

В упр. 291 предлагается вернуться и доделать упр. 278 и приписать к неопределенной форме те же глаголы в указанной форме.

Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, рассуждают, действуют по установленному способу действия.

Представление о богатых возможностях русского языка (Л)

Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К)

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П)

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

Цель: закрепление нового способа действия

Упр. 292 делается в задачнике с опорой на доску при проверке.

Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают, читают и применяют рекомендации, советы (совет записан в учебнике).

Упр. 293 продолжает работу с глаголами из упр. 292, столбики слов записываются в рабочую тетрадь.

Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К)

понимать информацию, предоставленную в виде таблицы (П)

Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р)

Рефлексия УД

Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности

У.: Посмотрите глазками на отметки на полях, вспомните, чем сегодня занимались и ответьте на вопросы.

Что нового узнали?

Что ещё захотелось узнать о глаголах?

Дополните предложения:

Урок привлёк меня тем, что…

Урок показался мне…

Урок заставил задуматься о…

Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л)

Оценивать свои достижения и трудности (Р)

Выполнять анализ, умение делать выводы (П)

Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)

Домашнее задание

Цель: систематизация и дополнение знаний

У.: Новые знания помогут выполнить упр. 294

Дома дети систематизируют знания, , наблюдают над использованием отрицательных глаголов  в тексте. Дети анализируют слова, осознают учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его. Выявляют и осмысливают секреты писателей, обобщают и систематизируют их.

Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля (Р)

Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М., 2010
  2. Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. – М., 2012
  3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В., 2013
  4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2013
  5. Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
  6. Соловейчик М.С. Тетрадь – задачник к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
  7. Соловейчик М.С. Презентация с сайта «Ассоциация XXI век.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС

Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Педагогический проект на тему: "Дифференцированный подход на уроках русского языка в начальной школе"

Педагогический проект представляет дифференцированные задания по русскому языку в начальной школе....

Тема по самообразованию: «Развитие познавательных процессов на уроках русского языка в начальной школе.ФГОС"

Познавательный интерес – один из главных мотивов учения .Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более  продуктивно. Позна...

Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."

В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...