Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Несмашная Наталья Ивановна

Урок русского языка в первом классе по теме "Правописание сочетаний жи - ши, ча- ща, чу - щу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teremok.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

                     Произношение и написание слов с сочетаниями

                     жи – ши, ча – ща, чу – щу. Урок – сказка.

Цель урока:

                     1 Повторить правила правописания сочетаний

                        жи – ши, ча – ща, чу – щу.

                    2 Развивать навык правописания этих сочетаний,

                      а также продолжить работу над формированием

                      каллиграфических навыков уч – ся.

                   3 Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование:

             Учебник «Русский язык», автор Л. М. Зеленина, рабочая тетрадь по русскому языку, сказочные герои Бабочка, Божья коровка, Лягушка - квакушка, Ёжик, изображение теремка, на ватмане набор слогов, слова, составленные из этих слогов, кроссворд, заготовка «чайник» для минуты чистописания, пособия для игры «Прочти слово», таблица с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, картинки для словарного диктанта, картинки с изображением бабочки и божьей коровки по количеству детей в классе.

Ход урока:

1 Оргмомент. 

            Здравствуйте, ребята! Тихо сели. Урок русского языка.

2 Постановка целей и задач урока.

        Сегодня на уроке мы повторим написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Но сегодня у нас не совсем обычный урок. А урок – сказка.

3 Закрепление изученного материала.

1 Узнайте сказку:

Бежала мимо мышка – норушка. Увидела теремок и спрашивает: «Кто - кто в теремочке живёт? Кто - кто в невысоком живёт?

Узнали? Правильно, это сказка «Теремок». Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад.

       - Стоит в поле теремок. Он красив и невысок. Мимо ползла…  А кто полз, вы узнаете, отгадав загадку:

Точка, точка

Два крючочка

Это лапки у жучка

Справа точка, слева точка

В чёрных крапинках бока.

- Кто же это? Ну конечно, это божья коровка. Вот ползла божья коровка. Увидела она теремок и захотела пожить в нём. Да не тут – то было, оказалось, что теремок заколдован, и войти в  него можно, только выполнив задание. Поможем божьей коровке выполнить задание?

2 Минута чистописания.

А) Упражнения для рук:

«Забор»

«Замок»

«Катание ручки»

Б) На заготовках «чайник» письмо сочетаний ча и чу.

В) Открываем тетради, записываем дату.

Г) читаем на доске жи – ши. Называем правило, записываем в тетрадь.

Читаем на доске ча – ща, называем правило, записываем в тетрадь.

Читаем на доске чу - щу, называем правило записываем в тетрадь.

Читаем на доске слово «жизнь», объясняем какое правило использовали для написания этого слова.

Д) звуко – буквенный разбор слова «жизнь», запись слова в тетрадь.

Е) Итог работы:

- Молодцы, вы хорошо работали на минуте чистописания и справились с заданием.

Божья коровка теперь может жить в теремке.

3 Словарная работа.

1 Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Живёт в теремке Божья коровка. Бежит мимо… А кто, угадайте:

Вот иголки и булавки

Вылезают из – под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят.

- Кто это?

Правильно, это ёжик. Увидел Ёжик теремок, захотелось ему тоже в теремке пожить. Поможем ёжику?

2 Для этого мы должны вспомнить словарные слова.

Картинный диктант:

Девочка, морковь, капуста, тарелка, сорока, ворона, петух.

3 Проверка написанных слов (дети по цепочке называют слова и какую букву в них подчеркнули).

4 Итог работы: Молодцы, вы правильно написали словарные слова и помогли Ёжику, он теперь тоже будет жить в теремке.

4 Работа над сочетаниями.

1  Расскажем нашу сказку дальше. Стоит в поле теремок.  Кто в нём живёт? (говорят дети)

Мимо летит… Догадайтесь кто:

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

  • Молодцы, угадали, ну конечно это бабочка. Увидела она теремок. Захотела пожить в таком красивом теремке. Придём и ей на помощь?

2  Слова у бабочки, дружочки,

Разлетелись на кусочки!

Раз, два, три, четыре, пять,

Помогите их собрать!

(дети находят вторую часть слова во втором столбике)

Чу   вель       чудак

Ща   раф     щавель

Жи   дак   жираф

Чай   ка    чайник

Щу   ник    щука

2 Записать слова в тетрадь, подчеркнуть правило.

3 Проверка написанного: читаем слова, объясняем, какое правило подчеркнули.

4 Итог работы:

  • Молодцы, справились с заданием, помогли Бабочке. Стала и Бабочка жить в  теремочке, каждое утро она делала зарядку, давайте и мы с ней сегодня сделаем.

Физминутка «Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Вместе с ней зарядку делали и солнечные зайчики

Физминутка «Солнечные зайчики»

Светит солнышко в окошко,

Греет нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку!

Скачут побегайчики -

Солнечные зайчики!

Мы зовём их, не идут,

Были тут, и нет их тут!

5 Работа по учебнику.

А) Стоит в поле теремок, живут в нём… (дети продолжают)

 А на пороге ещё один гость.

На рассвете у болота

 Расквакушничался кто – то.

Квакушке тоже теремок очень понравился. Поможем ей выполнить задание?

Б) Открываем учебник стр 91 упр 53.

  • читаем задание про  себя, затем вслух.
  • - читаем стих про себя и вслух
  • -вставляем пропущенные буквы устно, объясняя какую букву вставили
  • записываем стишок в тетрадь, букву, которую вставили, подчёркиваем.
  • Работа над словом «родник».

В) Итог работы: И  с этим задание вы успешно справились, Лягушка - квакушка тоже стала жить в теремке.

6 Кроссворд.

- Стоит в поле теремок, живут в нём… (говорят дети)

Все жители теремка живут очень дружно, вместе работают, вместе отдыхают. В свободное время Лягушка и Ёжик любят разгадывать кроссворды. Давайте и мы с ними один разгадаем.

Горизонталь:

1 Зимние звёздочки  с неба летят и на ладошке тают

2 Когда человек долго смеётся, говорят, что ему в рот попала …

3 Маленькие весенние цветочки

на зелёном шнурочке белые звоночки.

Вертикаль:

4 Макушка дерева

5 На них мы катались на уроках физкультуры зимой.

6 Резиновая часть колеса машины.

7 Игра «Прочти слово».

4 Итог урока.

- Ну вот и закончилась наша сказка. Она вам понравилась?

Чем мы занимались на уроке?

Какие правила закрепили?

Божья коровка и Бабочка за вашу помощь дарят вам свои фотографии.

Урок закончен. Всем спасибо. Отдыхайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....