урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Павлова Светлана Владимировна

конспект урока по русскому языку с использованием технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Слоги.Деление слов для переноса»

Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Цель: обеспечить условия для ознакомления  обучающимися с правилами переноса слов.

Задачи

 1. Формирование предметных умений:

правописные умения:        

 - делить слова на части для переноса;

 - оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);

- каллиграфически правильно писать;

 учебно-языковые умения:  

- делить слова на слоги, ставить ударение;

 речевые умения:              

- составлять предложения из слов;

- правильно списывать слова и предложения;

 - проверять написанное, сравнивая с образцом;

 

 2. Формирование  метапредметных  умений:

личностные умения:         

- принимать и осваивать социальную роль ученика;       

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

регулятивные умения:        

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

познавательные умения:   

 - ориентироваться в учебнике, в тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения: 

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.

Мотивация (самоопределенеие к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

1-2 минуты

Здравствуйте ребята, наш урок сегодня я хочу начать с эпиграфа. Кто знает, что же такое эпиграф?(ответы детей)

-Правильно, это краткое изречение, высказывание, цитата, пословица или поговорка, которая несет какой-либо смысл. Давайте прочитаем эпиграф, который я подобрала к нашему уроку: «Самая трудная дорога та, которую не знаешь. Самая легкая дорога та, которую нашел». Как вы ее понимаете? (ответы детей)

- Вот и сегодня мы с вами найдем новую дорогу к знаниям..

Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Возникновение проблемной ситуации.

4-5 минут

2.Чистописание.

- Для этого красиво сели, выпрямили спинки, открыли тетрадки, запишем сегодняшнее число. Для минутки чистописания сегодня мы возьмем первую букву в слове «язык». Какая это буква? Сколько звуков она обозначает в этом слове? Почему она обозначает 2 звука? Из каких элементов состоит эта буква

Назовите буквы, в которых есть похожие элементы (л).

Дети прописывают строчку с буквой «я», обведи в кружок 3 самые красивые буквы.

3.Словарная работа.

-Для того чтобы учить русский язык что же нам надо на урок?(ответы детей)

-Давайте сегодня на словарной работе запишем некоторые из них. Я вам показываю картинку, а вы  записываете слово самостоятельно, затем слово открываю, вы  проверяете и объясняете: (1 ученик у доски)

Учебник, тетрадь.

4.Актуализация знаний.

-В записанных словах  обозначим гласные, разделить  на слоги, поставить ударение.

Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Запишем ещё одно словарное слово, без которго невозможен наш урок.

 Отгадайте, о ком идет речь:

- Я уроки посещаю

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или... (ученик)

5. Работа по теме урока.

Введение темы урока.

Ребята, а давайте чтобы лучше запомнить как пишется это слово напишем его до конца строчки (ученик продолжает запись до конца строки).

Ученики наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же ему делать, ребята? Что делать, если при записи слова только его часть поместилась на строке, а для остального места не хватает?

 -Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен? (знак переноса - )

-Помогите мне перенести слово «ученик». Работайте в парах, результаты записывайте на листе.

-Посмотрим, что вы предлагаете ( у-ченик, уч-еник,  уче-ник, учени-к)

Проблемная ситуация!

-Задание было одно? (да).

-А выполнили его как? (по-разному).

Осознание противоречия!

Выявление места и пичины затруднения

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4-5 минут

-Почему так получилось? Что мы пока не знаем? На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

-Верно. Тема урока сегодня «Слог. Перенос слов».

(Записывается тема на доске).

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

3-4 минуты

Я пишу: «Мычит корова»

Белым мелом на доске.

Что же делать, если слову

Мало места на строке?

Мне ответит на вопрос

Мой помощник-перенос.

   -Давайте поработаем в группах и попробуем сформулировать что же мы сегодня узнаем на уроке и чем будем заниматься?

-Давайте сначала повторим правила работы в группах.

Работа в группах: составление из опорных слов целей и задач.

Опорные слова: познакомится,  с правилами переноса, упражняться, в переносе, вспонить, ранее изученные, знания

-Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как надо переносить слова в различных ситуациях, а в конце урока попробуем сформулировать  правило переноса.

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Реализация построенного проекта.

Цель:проверка правильности проекта

5-6 минут

 Посмотрите на доску , даны слова. Кто сформулирует правило переноса слов с буквой й

ЛИНЕЙ-КА

СЕМЕЙ-КА

-(Буква Й не отделяется от предыдущей гласной.)

 А ещё с какими буквами это правило действует   (которые обозначают твердость и мягкость предыдущего звука)?

-Правильно Ъ и Ь знаки. Кто сформулирует правило? (Ъ и Ь знаки так же нельзя отделять от предыдущей гласной.)

-Рассмотрите плакат, какое правило мы должны помнить, что бы правильно перенести слово?

ТЕТ-РАДЬ

ПЛА-КАТ

ЯЗ-ЫК

 «Слова переносятся с одной строки на другую по слогам».

-Рассмотрите следующий плакат. В каком столбике правильно разделили слова для переноса? Какое еще правило мы должны

помнить?____________

У-ЧЕБНИК                          УЧЕБ-НИК

БУКВ-А                                БУК-ВА

СКАЗК-А                              СКАЗ-КА

 «Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку».

Учитель читает шуточное стихотворение Шибаева А.В.

 

Мы изучали перенос.

Вот как слова я перенес:

Едва-  е-два,

 И получил за это два.

Укол-  у-кол,

И получил за это кол.

Опять-  о-пять,

Теперь, наверно будет пять?

  На доске запись:

Едва—е-два,   укол—у-кол,     опять--о-пять.

-Как вы думаете, получит ли мальчик «пять» за перенос этих слов? Почему?

Второе и третье слово переносить нельзя, потому что они состоят только из одного слога, можно перенести слово «ед-ва».

-Надо помнить, что встречаются слова, которые нельзя переносить, поэтому, если мало места остается на строке, необходимо заранее проанализировать, уместится ли слово.

-Теперь скажите как же неоходимо разделить слово ученик для переноса?

УЧЕ-НИК

-Правильно. Что мы сейчас с вами делали?(узнали правила)

-Давайте сейчас потренируемся и запомним.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

4-5 минут

Учебник  

Чтение правила.

-Посмотрите на доске стихотворение, давайте почитаем его и попробуем разделить слова для переноса:

Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(4-5 минут)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут

На доске запись:

Звук, слово, предложение, текст, ударение, слог, пример, задача.

Найди слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Спиши слова, записанные на доске, раздели черточками для переноса.

Фронтальная проверка

Включение в систему знаний и повторение. Цель: Включение в систему знаний и повторение.

7-8 минут

Давайте выберем какое-то слово и запишем с ними предложения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2-3 минуты

Оцените свою работу на уроке. Возьмите смайлики.  

Покажите  зелёный – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания;

жёлтый  - если необходимо ещё поработать над  данной темой;

красный – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Вопросы:

-Чему учились на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

-Как мы будем использовать  полученные знания?

-Какое задание было самым интересным?

-Что было трудным?

-Как правильно переносить слова с одной строки на другую?

Давайте вернемся к нашему эпиграфу. Мы нашли дорогу к новым знаниям?

Оценки за урок.

12. Домашнее задание.

 Выписать из книги, которую вы сейчас читаете 10 слов ,которые нельзя перенести со строки на строку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....