Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Башун Мария Евгеньевна

Урок по русскому языку,  проблемно-диалогическая технология, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка, 4 класс28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.

Тема урока : Запятая в сложном предложении с союзами  и, а, но.

4 класс ОС «Школа 2100»

Учитель начальных классов Башун Мария Евгеньевна

Тип урока:  Урок открытия новых знаний.

Технология: Проблемно-диалогическая технология, технология оценивания учебных умений.

Цель урока: Формирование умения ставить запятую между частями сложного предложения, соединёнными союзами и, а, но;

Развитие умений устанавливать союзную связь между частями сложного предложения, выявлять смысловые   различия при использовании разных союзов, конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов.

 Оборудование:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. « Русский язык» учебник для 4 класса 1 часть
  2. Мультимедийный   проектор
  3. Экран

Формирование УУД:

Личностные УУД :

  1. воспринимать   одноклассников как членов своей команды;
  2. вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

Познавательные УУД:    

  1. уметь находить в тексте значимую информацию;
  2. развитие умений анализировать, сравнивать, вести самостоятельный поиск, делать обобщения;
  3. совершенствовать умения устанавливать последовательность действий и работать по алгоритму;

Коммуникативные:

  1. активно участвовать в обсуждениях, возникающих  в ходе урока;
  2. развитие умений работать в группах, парах, слушать и слышать друг друга;   

Регулятивные;

  1. принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания;
  2. участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

Предметные:

1)Развитие умения устанавливать союзную связь между частями сложного предложения;

2)формировать умения пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и, а, но;

Ход урока

Этапы урока

Учитель

Ученик

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте посадку. Напоминаем правила работы на уроке:

Глаза смотрят и видят;

Уши слушают и слышат;

Сначала думаю, а потом говорю;

Помню, что в классе я не один, умею слушать мнение других.

  1. Языковая разминка

На доске:

Наб.жали тучи и пр.лились д.ждём.

Наб.жали тучи, и п.лил дож. .

Сформулируйте задание.

Проверка

Оцени свою работу.

( Самооценка по алгоритму:

1.Что надо было сделать?

2.Справился с заданием или нет?

3.Выполнил задание самостоятельно или с помощью?

4.Где была допущена ошибка?

5.Какую бы отметку ты себе поставил?

                                                                           

Нужно списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.  

   

Один ребёнок выполняет задание на доске.

Самооценка.

Познавательные:

1.Развивать умения наблюдать, делать выводы.

Коммуникативные:

1.Ясно формулировать ответы на вопросы педагога.

Личностные:

Не бояться собственных ошибок

И проявлять готовность к обсуждению.

  1. Постановка проблемы и определение темы урока.

Чем похожи эти предложения?

Чем отличаются эти предложения?

Какой возникает вопрос?

Сравните свою формулировку с авторской с.154.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

На какие вопросы будем искать ответы?

В этих предложениях говорится о тучах, используется союз «и».  

 

В одном предложении перед союзом и стоит запятая, а в другом предложении её нет.

 

В каких случаях перед союзом и ставится запятая?

 

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Например:

В каком случае перед союзом и стоит запятая?

Какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но?

     

Регулятивные:

С помощью учителя определить задачи урока.

  1. Открытие нового знания. Поиск решения.

Работа в группах.

Повторим правила работы в группах.

Учебник с.67 упр.72

Проверка.

Какое было задание?

Оцените работу в группе.

Сделайте вывод после наблюдений: когда ставится запятая в сложном предложении?

С помощью чего соединяются части сложного предложения?

Работа со схемами. ( работа в парах)

Сравните схемы предложений. Почему приведены по две схемы с каждым союзом?

В какой из схем заметили различие в постановке запятой перед союзом?

Ответьте на основной вопрос урока: в каких случаях перед союзом и ставится запятая?

Вернёмся к предложению про тучи.

 Почему перед союзом и стоит запятая?

Подчеркните эти основы.

Применим наши знания.

Работа в парах.

Попробуйте самостоятельно сформулировать правило постановки запятой.

 Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

Сравним свой вывод с авторским. С.69

Сколько в правиле частей?

О чём первая часть?

О чём вторая часть?

Закончите фразу:

На доске:

Части сложного предложения соединяются …, а разделяются… .

Физминутка.

Самооценка по алгоритму.

Запятая ставится независимо от того, есть союзы или нет.

С помощью союзов и,а,но.

Одна сложного, другая простого предложения с однородными членами.

В схеме перед союзом и.

В сложном предложении перед союзом и всегда ставится запятая.

Предложение сложное, две грамматические основы, ставим запятую.

Дети работают.

Союзами и, а, но

запятой

Коммуникативные:

Умение работать в группе.

Регулятивные:

Участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе.

Оценить свой вклад в работу группы.

Предметные:

Развитие умения пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и, а, но.

  1. Работа по алгоритму.

На доске:

Солнце сияло и его лучи согревали землю.

Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит.

Словарная работа.

Можем сразу списать предложение?

Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки?

Будем действовать по алгоритму.

Составьте схемы предложений.

Проверка.

Дети самостоятельно находят значение слова перлы в толковом словаре в учебнике. Поясняют,  как поняли значение этих слов.

Составить план действий.

Алгоритм.

.

  1. Нахожу основу предложения.
  2. Определяю простое или сложное предложение.
  3. Нахожу границы простых предложений.
  4. Ставлю запятые.

.

Дети выполняют работу в тетрадях..

Самооценка.

Познавательные:

Умение пользоваться толковым словарём, повышать свой словарный запас.

Совершенствовать умение устанавливать последовательность действий и работать по алгоритму.

  1. Самостоятельное применение знаний.

На доске:

Пролетело жаркое лето. Пришла золотая осень.

Листья на деревьях уже пожелтели. Осень ещё не вступила в полную силу.

Сады почти осыпались. Кое-где ещё висели на яблонях сухие листья.

Даны простые предложения, составьте сложные используя союзы и,а,но.

Проверка.

Оцените свою работу.

Как вы ответите на второй вопрос урока?

Чем отличаются по смыслу сложные предложения, когда их части соединены союзом и и союзами а,но?

Дети читают и объясняют какой использовали союз.

  1. Подведение итога урока.

Какая тема урока?

Какие мы поставили вопросы на уроке?

В каком случае перед союзом и ставится запятая?

Какую роль в сложном предложении играют союзы и,а,но?

Чем отличаются по смыслу сложные предложения, когда их части соединены союзом и  и союзами а, но?

  1. Домашнее задание.

По вариантам.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Познакомить учащихся, с помощью чего разделяются части сложного предложения...

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»...

Урок по русскому языку по теме "«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Тип урока – урок рефлексия.  Главный этап урока – построение проекта выхода из затруднения,  где использовалась технология деятельностного подхода, использовался проблемно-диалогически...