Открытый урок. "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК" .
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Региональный семинар по УМК ПНШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого  урока  по УМК ПНШ.

Тема: «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК» (ПНШ)

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»;формирование представлений о чередовании согласных в корне слова;

правописание буквосочетаний  ЧН, ЧК.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

Предметные:

- отрабатывать навык образования слов, называющих признаки;

- отрабатывать правописание ЧК, ЧН

Личностные:

-формирование интереса к учебному предмету

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности

Регулятивные:

- формирование умения оценивать результат своих действий, вносить

 соответствующие коррективы

Познавательные:

-формирование умения анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков

Коммуникативные:

Умение слушать и ступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Основные понятия: чередование звуков

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ресурсы: учебник, Обратный словарь, ТПО

Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие:

 Смолкли шаги в коридоре.

Урок  пора начинать.

Что нового на уроке?

Не терпится нам узнать!

Учитель: Откройте  содержание и озвучьте тему урока.

Постановка задач урока :

-Какие задачи перед собой поставим?

Дети:

1.Научиться образовывать слова-признаки.

2. Писать слова с сочетаниями ЧН, ЧК.

  1. Актуализация опорных знаний.

-Что нам уже известно из темы урока?

( Знаем что такое суффикс, что сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака)

Прошу помнить об этом постоянно, т.к. весь урок нам будут встречаться именно такие слова.

-Что такое суффикс? (Мусатова)

Учитель: А что же нового мы узнаем сегодня на уроке?

Дети: С помощью чего образуются слова-признаки.

Итак,  будем учиться образовывать слова-названия признаков с помощью суффиксов.

3.Изучение нового материала.

А поможет нам в этом  упр.31. Кто догадался, кто будет нашим помощником?

Читай, Маша, 1 шаг.

Читаем 2 шаг.

Прочитай, Дина, первые 3 слова.

Шаг3…  Кто догадался?

Шаг4 …Объясни это письменно по образцу. На доске:

Чердачный-чердак

Удачный-удача

Облачный-облако

Читаем шаг 5.

Чердачный          удачный                           облачный

Чердак                  удача                                 облако

Шаг6. (выдели корни в словах)

-Что заметили? (чередование)

-Что просят подчеркнуть в следующем шаге?

-Кто прочитал следующий шаг?(выделили окончания)

- А что будем выделять в последнем шаге?(суффикс)

………..-Кто самый наблюдательный?

С помощью  чего образуются  слова-признаки?

Ваше предположение ?

Дети : Слова, называющие признаки образуются с помощью суффикса «н».

Учитель: давайте уточним в учебнике.

Чтение интриги учебника – Родион, Тася

Чтение   учебника – с.33.

Я…………

- Что скажет на это Миша?

Миша: получили странное слово «чердакный»

Учитель: Сравните: чердакный – чердачный. Что произошло в корне слова ?

Дети: чередование согласных(к) и (ч).

- А что думает по этому поводу Миша?

- Даже Волшебница похвалила нас, ребята.

Читает  Тася.

Сегодня мы увидели, как появляется в слове сочетание ЧН. А поскольку  звук  «ч» всегда мягкий, то  мягкий знак и  не пишется.

Физминутка

     Составление алгоритма:

Учитель: расставьте в нужной последовательности.

Добавляется суффикс «н».(2)

Отсекается окончание.(1)

Добавляется  окончание.(3)

5. Первичное  закрепление изучаемого  материала.

Упр. 32 с34.

Разбор образца учебника. Далее 3чел. у доски, а остальные в тетради  образуют слова по составленному алгоритму.

Учитель: так с помощью какого суффикса образуются слова, называющие признаки? Что еще заметили в этих словах? (ЧК-ЧН)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

ТПО №27 с. 20-21

7. Если буква заблудилась (резерв)

8.Подведение итога урока.

Итак, сегодня на уроке мы учились образовывать слова, называющие признаки. Наш урок достиг цели? Да.

Сейчас проверим. Оставьте на доске только тот суффикс (-их, -ок, -н, -к,

 -ик), который служит для образования слов-названий  признаков.

Оценивание, д/з – на выбор- ТПО №28 или выписать 10 слов из Обратного словаря с ЧН-ЧК).

10. Рефлексия.

Самооценка. Отметьте на листах для творчества  свой  уровень: научился,

испытываю затруднения, не научился.

Поднимите руку те, кому было интересно сегодня на уроке. Встаньте те, кто был активен. Что было самым трудным?

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Суффиксы слов называющие предметы и признаки.Написание буквосочетаний шн,чк.

Предмет Русский язык_Класс_2Тема урока  _Суффиксы слов называющие предметы и признаки. Написание буквосочетаний шн,чк__Цель:  создавать условия для формирования навыка правописания сло...

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе "Перспектива" "Закрепление написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк"

Урок составлен и проведен в соответствии с современными требованиями ФГОС 2 поколения. Особое внимание уделено самооценке каждого этапа урока, рефлексии. Ребенок отмечает значками  ( !. + или ?)в...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"

1.Продолжать формирование умения применять правило написания беглых гласных.2. Уметь работать с обратным словарем; выделять корни и основы в слове; писать слова с суффиксами -ек- и -чик-....