Неопределённая форма глагола.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ровнова Любовь Алексеевна

Неопределённая форма глагола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neopredelyonnaya_forma_glagola.doc75 КБ
Файл neopredelyonnaya_forma_glagola.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

4 класс (УМК Школа России)

Неопределённая форма глагола

Цели:

1) Сформировать у учащихся представление о неопределённой форме глагола.

2) Расширить знания о глаголе, как части речи.

3) Развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений и сравнений, развивать речь учащихся, творческие способности; прививать интерес к изучению русского языка.

Задачи:

1) актуализировать знания о глаголе как части речи;

2) выявить признаки глаголов в неопределенной форме;

3) учить выделять глаголы в контексте;

4) развивать умение правильно употреблять глаголы в речи;

5) воспитывать чувство гордости и любви к родному краю

Ход урока

1. Организационный момент.

     Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Готовы слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Запись числа, кл.работы

3.Чистописание.

-Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.

Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.

( Читая книги, мы учимся, находим ответы на вопросы. Нужно вчитываться в книгу, думать, рассуждать. С положительных героев  мы берем пример.)

-Запишите предложение.

- Какие вы увидели здесь орфограммы?

-Определите и подпишите те части речи, которые вы знаете.

- Подчеркните эти слова как  члены предложения.

4.Актуализация опорных знаний

- О какой части речи мы вели разговор на предыдущих уроках?

- Что вы  знаете о глаголе?

*Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

*Глагол изменяется по временам (н.в., пр.в, б.в.).

*Глагол изменяется по лицам и числам.

*Глагол в единственном числе  в прошедшем времени изменяется по родам.)

Игра «Разведка»

-Распределите глаголы по временам.

                  прош. вр.             наст. вр.                 буд. вр.

Покормил, желали, отвечала, живёт, работают, объясняет, разрушит, выучат, зазеленеют, накормит, сварить, обвести, принести, жить.

 (3 человека у доски распределяют  по временам слова, проверяем;

остальные дети приводят примеры глаголов разных времён)

               покормил                живёт            разрушит             сварить

               желали                    работают       выучат                 обвести

               отвечала                  объясняет     зазеленеют           читать

                                                                                                    хватать

                                                                                                    принести

                                                                                                     жить

-Как правильно определить время глагола? (Надо поставить вопрос.)

-Все ли слова оказались на доске?

-Прикрепите оставшиеся.

-Какие лишние? Почему?

-Смогли вы определить время у этих глаголов?

- Определите число.

- Можно ли определить кол-во участников действия?

-Из пословицы, которую мы писали на чистописании, назовите глаголы. В какой столбик их отнесём.

-Что мы можем о них сказать?

(Мы не можем определить лицо, число и время глагола. Не ясно, кто совершал действие и когда.) 

-Какое  название вы дали бы этим глаголам?

  1. Постановка учебной задачи

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Доска:  НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ  ФОРМА  ГЛАГОЛА--------СЛАЙД 1

- Можете ли вы сейчас отличить неопределенную форму от другой формы         глагола?

- Чему же должны будем научиться сегодня?(задачи)     СЛАЙД  2

  1.Задавать  вопросы к неопределённой форме глагола

  2. Употреблять  глаголы неопределенной формы в тексте

  3.Определять грамматические признаки глагола

  4.Правильно употреблять глаголы в письменной речи

  5.Определять род в прошедшем времени

    6.Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм

     7.Ставить глагол в неопределенную форму

  1. Открытие детьми новых знаний.

-  Поставьте вопросы к глаголам (на доске).

-  Какие вопросы прозвучали?

Доска:            Что делать?                                           Что сделать?

- Чем отличаются вопросы?

- Прочитайте те глаголы, которые отвечают на вопрос:  Что делать? 

- Теперь на вопрос:   Что сделать?

- Что заметили?

- У  глаголов, отвечающих на вопрос Что сделать?, есть приставка.

- Обратите внимание, на какие буквосочетания оканчиваются глаголы в н.ф.

Доска:       -ТЬ    -ТИ – это окончания неопределённой формы глаголов

- С какой формой глагола мы познакомились?

Неопределенная форма глагола  не несет на себе отпечатка времени, числа,  поэтому ее выбрали как начальную форму. От нее образуются другие глагольные формы. 

- Кто сможет обобщить знания  о неопределенной форме глагола по нашей схеме?

Доска:

                                                  Что делать?           - ТЬ                 время

неопределенная                                                                               число

 форма (начальная форма)  Что сделать?         - ТИ

Образовать глагольные формы от слов на доске.                          

      ФИЗМИНУТКА

Встали из-за парт, руки на пояс. Я буду читать вам стихотворение, если встретиться глагол неопределённой формы, нужно присесть и руки вытянуть вперёд.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

- А теперь я показываю движение, вы его повторяете и называете глагол неопределённой формы.

Глубоко дышу- дышать

Киваю – кивать

Щёлкаю - щёлкать

Машу руками – махать

Хлопаю в ладоши – хлопать

Топаю- топать

5. Первичное закрепление

Работа по учебнику стр.59 Упр.14

-Назовите из этого текста  глаголы.

- Выпишите только глаголы неопределённой формы.

- Докажите, что это глаголы  неопределённой формы.

Итак, алгоритм

1.  Поставить вопрос

2.  Посмотреть, на что оканчивается глагол

3.  Сделать вывод

 - Найдите  глаголы в составленном алгоритме. Что вы можете о них сказать?

   - Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.

                                                                                    Слайд 2

  1. Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм.
  2. Задавать  вопросы к  неопределённой  форме глагола.
  3. Ставить глагол в  неопределенную форму.
  4. Употреблять  глаголы  неопределенной формы в тексте.

 - Какие уже выполнили?                                                                Слайд 3 ----Теперь будем учиться ставить глаголы  в неопределенную форму.( По цепочке устно отвечают)

 Следите за вопросом!

глагол в неопределённой форме

бегаю

плачет

несёт

вешаем

                            написали

стригу

уехал

читает

                                                                                  СЛАЙД 4

5. Закрепление нового материала.                                        

- На адрес школы пришло письмо для нашего класса

         Здравствовать, ученики 4 класса!

       Писать вам письмо жители далекой планеты. Мы хотеть рассказать вам о нашей жизни. Мы очень любить свою планету. Она красива. Мы беречь природу, уважать традиции нашего народа, изучать историю. Наш народ хотеть знать о вашем посёлке, об особенностях языка, о ваших национальных блюдах. Мы хотеть приехать в ваш посёлок на экскурсию.

До свидания.

          - Понятно ли вам содержание этого письма?

- Какая часть речи употреблена в тексте с нарушением норм русского языка?

- В какой форме стоят глаголы?

- Видимо, это является  особенностью языка жителей той планеты.

- Я переведу вам это письмо на русский язык…

- Давайте приготовимся к встрече гостей.

- А как?

-  Можно приготовить подарки.

 Задание для работы в парах

          -  Инопланетяне хотят посетить  наш посёлок.

1.  Составим путеводитель по нашему посёлку.

Нижнетерянск – один из самых молодых посёлков нашего района.

Хорошо (гуляет)   __________________ по центру посёлка,

(рассмотрю)     ___________________ его окрестности,

(дойду)  ___________________ до парковой зоны,

(увижу) ___________________ красавицу Ангару,

(покормлю)  ___________________ пернатых друзей,

(послушаю)_______________ их песни и (отдохну) _____________ душой.

  1.    Самым распространенным сувениром в России является матрешка. Но купить для всех мы не сможем, поэтому составим инструкцию по ее изготовлению из картона.

Прочитайте инструкцию. Образуйте от глаголов в скобках неопределённую форму . Внимательно следите за вопросом!

(Рассмотрели)____________________ образец.

 (Взяли)_________ шаблон и лист плотной бумаги.

(Расположили)_____________ шаблон в центре листа.

(Обвели)________________ его простым карандашом.

(Вырезали)______________ матрёшку по контуру.

(Нарисовали)___________________ лицо.

(Разметили)___________________ детали косынки и фартука.

(Вырезали) __________________ и (наклеили) _____________ их.

(Украсили)___________________ матрешку росписью.

  1. А еще инопланетным гостям интересны наши национальные блюда. Издавна на Руси говорили: «Щи да каша – пища наша.» Вот мы и составим рецепт гречневой  каши с грибами.

Прочитайте рецепт каши. Поставьте глаголы из скобок в неопределённую форму. Внимательно следите за вопросом!

                          Каша гречневая с грибами.

(Промыли)_______________ сушёные грибы. (Замочили)________________ их на два часа в теплой воде. Затем в этой же воде (отварили)__________ . (Откинули)____________ готовые грибы на дуршлаг и мелко (порезали)  _______________. В кипящий грибной бульон (засыпали)________________ гречку ,(посолили)_________________,(покрыли)_____________ крышкой и (доведем)_______________ до готовности на медленном огне. В готовую кашу (добавим)______________ жареный лук, грибы. (Перемешаем)_________________ и (подадим)_______________ к столу.

4. Инопланетяне попросили помощи при объяснении значения фразеологических оборотов, заменив фразеологизм одним словом - глаголом неопределённой формы.

     Зарубить на носу - запомнить.

Клевать носом – дремать.

Пропустить мимо ушей – прослушать.

Вставлять палки в колеса – мешать.

Обвести вокруг пальца – обмануть.

     Держать язык за зубами – молчать.

     Пускать пыль в глаза – врать.

      Мозолить глаза – надоедать.

      Дать стрекоча – убежать.

- Но, ребята, надо помнить об особенностях языка жителей той планеты - все глаголы должны быть употреблены в неопределенной форме!   (проверка СЛАЙДЫ 5, 6, 7, 8)

6.  Итог урока.

-Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке?

Молодцы! Оцените, пожалуйста, свою работу.              СЛАЙД 9

7. Домашнее задание:

Напишите мини-сочинение «Я через 20 лет»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неопределённая форма глагола

Слайд 2

2 . Определять грамматические признаки глагола 3 . Задавать вопросы к неопределённой форме глагола 4 . Правильно употреблять глаголы в письменной речи 5 . Ставить глагол в неопределённую форму 6 . Употреблять глаголы в неопределённой форме в тексте 7 . Определять род глагола в прошедшем времени 1. Отличать неопределённую форму глагола от других глагольных форм Задачи:

Слайд 3

Следите за вопросом! Глагол в неопределённой форме бегаю плачет несёт вешаем написали пою уехал читает бегать плакать нести вешать написать петь уехать читать

Слайд 5

Нижнетерянск – один из самых молодых посёлков нашего района. Хорошо гулять по центру посёлка, рассмотреть его окрестности, дойти до парковой зоны, увидеть красавицу Ангару, покормить пернатых друзей, послушать их песни и отдохнуть душой.

Слайд 6

Рассмотреть образец. Взять шаблон и лист плотной бумаги. Расположить шаблон в центре листа. Обвести его простым карандашом. Вырезать матрёшку по контуру. Нарисовать лицо. Разметить детали косынки и фартука. Вырезать и наклеить их. Украсить матрёшку росписью.

Слайд 7

Каша гречневая с грибами Промыть сушёные грибы. Замочить их на 2 часа в тёплой воде. Затем в это же воде отварить . Откинуть готовые грибы на дуршлаг и мелко порезать . В кипящий грибной бульон засыпать гречку, посолить , покрыть крышкой и довести до готовности на медленном огне. В готовую кашу добавить жаренный лук, грибы. Перемешать и подать к столу.

Слайд 8

Зарубить на носу – запомнить . Клевать носом – дремать. Пропустить мимо ушей – прослушать. Вставлять палки в колёса – мешать. Обвести вокруг пальца – обмануть. Держать язык за зубами – молчать. Пускать пыль в глаза – врать. Мозолить глаза – надоедать. Дать стрекоча – убежать.

Слайд 9

Оцените свою работу на уроке. Я работал сегодня отлично, и у меня всё получилось. Я не доволен своей работой. Я работал сегодня хорошо и у меня всё получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённая форма глагола

презентация к уроку руского языка УМК "Гармония"...

Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.

Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением современных образовательных технологий....

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...

Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс.

Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс....