Неопределённая форма глагола.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Неопределённая форма глагола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelyonnaya_forma_glagola.doc | 75 КБ |
neopredelyonnaya_forma_glagola.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
4 класс (УМК Школа России)
Неопределённая форма глагола
Цели:
1) Сформировать у учащихся представление о неопределённой форме глагола.
2) Расширить знания о глаголе, как части речи.
3) Развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений и сравнений, развивать речь учащихся, творческие способности; прививать интерес к изучению русского языка.
Задачи:
1) актуализировать знания о глаголе как части речи;
2) выявить признаки глаголов в неопределенной форме;
3) учить выделять глаголы в контексте;
4) развивать умение правильно употреблять глаголы в речи;
5) воспитывать чувство гордости и любви к родному краю
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Запись числа, кл.работы
3.Чистописание.
-Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.
Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.
( Читая книги, мы учимся, находим ответы на вопросы. Нужно вчитываться в книгу, думать, рассуждать. С положительных героев мы берем пример.)
-Запишите предложение.
- Какие вы увидели здесь орфограммы?
-Определите и подпишите те части речи, которые вы знаете.
- Подчеркните эти слова как члены предложения.
4.Актуализация опорных знаний
- О какой части речи мы вели разговор на предыдущих уроках?
- Что вы знаете о глаголе?
*Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
*Глагол изменяется по временам (н.в., пр.в, б.в.).
*Глагол изменяется по лицам и числам.
*Глагол в единственном числе в прошедшем времени изменяется по родам.)
Игра «Разведка»
-Распределите глаголы по временам.
прош. вр. наст. вр. буд. вр.
Покормил, желали, отвечала, живёт, работают, объясняет, разрушит, выучат, зазеленеют, накормит, сварить, обвести, принести, жить.
(3 человека у доски распределяют по временам слова, проверяем;
остальные дети приводят примеры глаголов разных времён)
покормил живёт разрушит сварить
желали работают выучат обвести
отвечала объясняет зазеленеют читать
хватать
принести
жить
-Как правильно определить время глагола? (Надо поставить вопрос.)
-Все ли слова оказались на доске?
-Прикрепите оставшиеся.
-Какие лишние? Почему?
-Смогли вы определить время у этих глаголов?
- Определите число.
- Можно ли определить кол-во участников действия?
-Из пословицы, которую мы писали на чистописании, назовите глаголы. В какой столбик их отнесём.
-Что мы можем о них сказать?
(Мы не можем определить лицо, число и время глагола. Не ясно, кто совершал действие и когда.)
-Какое название вы дали бы этим глаголам?
- Постановка учебной задачи
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Доска: НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА--------СЛАЙД 1
- Можете ли вы сейчас отличить неопределенную форму от другой формы глагола?
- Чему же должны будем научиться сегодня?(задачи) СЛАЙД 2
1.Задавать вопросы к неопределённой форме глагола
2. Употреблять глаголы неопределенной формы в тексте
3.Определять грамматические признаки глагола
4.Правильно употреблять глаголы в письменной речи
5.Определять род в прошедшем времени
6.Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм
7.Ставить глагол в неопределенную форму
- Открытие детьми новых знаний.
- Поставьте вопросы к глаголам (на доске).
- Какие вопросы прозвучали?
Доска: Что делать? Что сделать?
- Чем отличаются вопросы?
- Прочитайте те глаголы, которые отвечают на вопрос: Что делать?
- Теперь на вопрос: Что сделать?
- Что заметили?
- У глаголов, отвечающих на вопрос Что сделать?, есть приставка.
- Обратите внимание, на какие буквосочетания оканчиваются глаголы в н.ф.
Доска: -ТЬ -ТИ – это окончания неопределённой формы глаголов
- С какой формой глагола мы познакомились?
Неопределенная форма глагола не несет на себе отпечатка времени, числа, поэтому ее выбрали как начальную форму. От нее образуются другие глагольные формы.
- Кто сможет обобщить знания о неопределенной форме глагола по нашей схеме?
Доска:
Что делать? - ТЬ время
неопределенная число
форма (начальная форма) Что сделать? - ТИ
Образовать глагольные формы от слов на доске.
ФИЗМИНУТКА
Встали из-за парт, руки на пояс. Я буду читать вам стихотворение, если встретиться глагол неопределённой формы, нужно присесть и руки вытянуть вперёд.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
- А теперь я показываю движение, вы его повторяете и называете глагол неопределённой формы.
Глубоко дышу- дышать
Киваю – кивать
Щёлкаю - щёлкать
Машу руками – махать
Хлопаю в ладоши – хлопать
Топаю- топать
5. Первичное закрепление
Работа по учебнику стр.59 Упр.14
-Назовите из этого текста глаголы.
- Выпишите только глаголы неопределённой формы.
- Докажите, что это глаголы неопределённой формы.
Итак, алгоритм
1. Поставить вопрос
2. Посмотреть, на что оканчивается глагол
3. Сделать вывод
- Найдите глаголы в составленном алгоритме. Что вы можете о них сказать?
- Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
Слайд 2
- Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм.
- Задавать вопросы к неопределённой форме глагола.
- Ставить глагол в неопределенную форму.
- Употреблять глаголы неопределенной формы в тексте.
- Какие уже выполнили? Слайд 3 ----Теперь будем учиться ставить глаголы в неопределенную форму.( По цепочке устно отвечают)
Следите за вопросом!
глагол в неопределённой форме | |
бегаю | |
плачет | |
несёт | |
вешаем | |
написали | |
стригу | |
уехал | |
читает |
СЛАЙД 4
5. Закрепление нового материала.
- На адрес школы пришло письмо для нашего класса
Здравствовать, ученики 4 класса!
Писать вам письмо жители далекой планеты. Мы хотеть рассказать вам о нашей жизни. Мы очень любить свою планету. Она красива. Мы беречь природу, уважать традиции нашего народа, изучать историю. Наш народ хотеть знать о вашем посёлке, об особенностях языка, о ваших национальных блюдах. Мы хотеть приехать в ваш посёлок на экскурсию.
До свидания.
- Понятно ли вам содержание этого письма?
- Какая часть речи употреблена в тексте с нарушением норм русского языка?
- В какой форме стоят глаголы?
- Видимо, это является особенностью языка жителей той планеты.
- Я переведу вам это письмо на русский язык…
- Давайте приготовимся к встрече гостей.
- А как?
- Можно приготовить подарки.
Задание для работы в парах
- Инопланетяне хотят посетить наш посёлок.
1. Составим путеводитель по нашему посёлку.
Нижнетерянск – один из самых молодых посёлков нашего района.
Хорошо (гуляет) __________________ по центру посёлка,
(рассмотрю) ___________________ его окрестности,
(дойду) ___________________ до парковой зоны,
(увижу) ___________________ красавицу Ангару,
(покормлю) ___________________ пернатых друзей,
(послушаю)_______________ их песни и (отдохну) _____________ душой.
- Самым распространенным сувениром в России является матрешка. Но купить для всех мы не сможем, поэтому составим инструкцию по ее изготовлению из картона.
Прочитайте инструкцию. Образуйте от глаголов в скобках неопределённую форму . Внимательно следите за вопросом!
(Рассмотрели)____________________ образец.
(Взяли)_________ шаблон и лист плотной бумаги.
(Расположили)_____________ шаблон в центре листа.
(Обвели)________________ его простым карандашом.
(Вырезали)______________ матрёшку по контуру.
(Нарисовали)___________________ лицо.
(Разметили)___________________ детали косынки и фартука.
(Вырезали) __________________ и (наклеили) _____________ их.
(Украсили)___________________ матрешку росписью.
- А еще инопланетным гостям интересны наши национальные блюда. Издавна на Руси говорили: «Щи да каша – пища наша.» Вот мы и составим рецепт гречневой каши с грибами.
Прочитайте рецепт каши. Поставьте глаголы из скобок в неопределённую форму. Внимательно следите за вопросом!
Каша гречневая с грибами.
(Промыли)_______________ сушёные грибы. (Замочили)________________ их на два часа в теплой воде. Затем в этой же воде (отварили)__________ . (Откинули)____________ готовые грибы на дуршлаг и мелко (порезали) _______________. В кипящий грибной бульон (засыпали)________________ гречку ,(посолили)_________________,(покрыли)_____________ крышкой и (доведем)_______________ до готовности на медленном огне. В готовую кашу (добавим)______________ жареный лук, грибы. (Перемешаем)_________________ и (подадим)_______________ к столу.
4. Инопланетяне попросили помощи при объяснении значения фразеологических оборотов, заменив фразеологизм одним словом - глаголом неопределённой формы.
Зарубить на носу - запомнить.
Клевать носом – дремать.
Пропустить мимо ушей – прослушать.
Вставлять палки в колеса – мешать.
Обвести вокруг пальца – обмануть.
Держать язык за зубами – молчать.
Пускать пыль в глаза – врать.
Мозолить глаза – надоедать.
Дать стрекоча – убежать.
- Но, ребята, надо помнить об особенностях языка жителей той планеты - все глаголы должны быть употреблены в неопределенной форме! (проверка СЛАЙДЫ 5, 6, 7, 8)
6. Итог урока.
-Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке?
Молодцы! Оцените, пожалуйста, свою работу. СЛАЙД 9
7. Домашнее задание:
Напишите мини-сочинение «Я через 20 лет»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 . Определять грамматические признаки глагола 3 . Задавать вопросы к неопределённой форме глагола 4 . Правильно употреблять глаголы в письменной речи 5 . Ставить глагол в неопределённую форму 6 . Употреблять глаголы в неопределённой форме в тексте 7 . Определять род глагола в прошедшем времени 1. Отличать неопределённую форму глагола от других глагольных форм Задачи:
Следите за вопросом! Глагол в неопределённой форме бегаю плачет несёт вешаем написали пою уехал читает бегать плакать нести вешать написать петь уехать читать
Нижнетерянск – один из самых молодых посёлков нашего района. Хорошо гулять по центру посёлка, рассмотреть его окрестности, дойти до парковой зоны, увидеть красавицу Ангару, покормить пернатых друзей, послушать их песни и отдохнуть душой.
Рассмотреть образец. Взять шаблон и лист плотной бумаги. Расположить шаблон в центре листа. Обвести его простым карандашом. Вырезать матрёшку по контуру. Нарисовать лицо. Разметить детали косынки и фартука. Вырезать и наклеить их. Украсить матрёшку росписью.
Каша гречневая с грибами Промыть сушёные грибы. Замочить их на 2 часа в тёплой воде. Затем в это же воде отварить . Откинуть готовые грибы на дуршлаг и мелко порезать . В кипящий грибной бульон засыпать гречку, посолить , покрыть крышкой и довести до готовности на медленном огне. В готовую кашу добавить жаренный лук, грибы. Перемешать и подать к столу.
Зарубить на носу – запомнить . Клевать носом – дремать. Пропустить мимо ушей – прослушать. Вставлять палки в колёса – мешать. Обвести вокруг пальца – обмануть. Держать язык за зубами – молчать. Пускать пыль в глаза – врать. Мозолить глаза – надоедать. Дать стрекоча – убежать.
Оцените свою работу на уроке. Я работал сегодня отлично, и у меня всё получилось. Я не доволен своей работой. Я работал сегодня хорошо и у меня всё получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неопределённая форма глагола
презентация к уроку руского языка УМК "Гармония"...
Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.
Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме " Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы".УМК " Школа России"
Разработка содержит технологическую карту урока русского языка в 3 классе с УУД....
Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»
· Цель: развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.Задачи: ·...
Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением современных образовательных технологий....
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...
Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс.
Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс....