Урок устного рассказывания
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шарова Екатерина Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pokazatelnogo_uroka_ustnogo_rasskazyvaniya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока устного рассказывания,

проведенного в 32 классе базовой школы

Савельевой Екатериной Сергеевной

Тема. Составление объявления на тему: «Пропала собака».

Цель. Обучение составлению объявления на тему: «Пропала собака».

Задачи:

  1. Учить составлять текст описания с элементами повествования;
  2. Расширять кругозор учащихся, дать представление о разных породах собак, особенностях их внешнего вида;
  3. Учить точно подбирать слово в соответствии с темой;
  4. Работать над связанной речью, памятью, вниманием;
  5. Совершенствовать санитарно-гигиенические нормы;
  6. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Оборудование. Запись на доске, иллюстрации пород собак, аудио запись «Пропала собака»( Автор текста слов Ламма А., Композитор Шаинский В.).

Ход урока.

Содержание

Примечание

I.Организация класса.

Желаю вам хорошего дня, крепких знаний, мне очень хочется сегодня увидеть вашу работу.

II.Подготовительная работа к созданию устного рассказа.

-Рассказ.

Из всех животных одомашненных человеком, только одно стало настоящим другом и спутником. Пограничникам помогает охранять границы нашего государства собака. В космос полетели первые собаки. В самые тяжелые дни для нашего государства в годы Великой Отечественной войны собаки были очень нужны нашим бойцам, потому что собаки доставляли раненым во время боев на поле боя перевязочные материалы. Собаки помогали приводить нашу землю в порядок, фашисты оставили после себя очень много минных полей, сначала территорию обнюхивали собаки, а затем уже люди разминировали поля. А доставляют нам радость тоже собаки, мы всегда очень довольны выступлением цирковых собак. Есть люди, которые страдают тяжелым недугом потерей зрения и таким людям тоже  помогают собаки – поводыри. Такая собака всегда сообщит своему хозяину, что впереди открытий люк или впереди дорога и движется транспорт. А давайте, вспомним еще тех собак, которые живут рядом  с нами, они наше счастье, они самые близкие нам друзья. Это члены нашей семьи, о которых мы должны заботиться, кормить, водить к ветеринару, а они за это нам дарят свое тепло и ласку. И, наверное, такой друг большое счастье.

Собаки удивительные существа и они всегда вдохновляли людей.  Великие художники писали свои портреты  и на портрете изображали своего друга собаку.

- Демонстрация книг.

Если мы с вами обратимся в библиотеку, то мы с вами увидим литературу, посвященную собакам. Самые знаменитые поэты и писатели посвящали им свое творчество. А.П.Чехов «Каштанка» это рассказ о привязанности своего хозяина к своей собачке. Удивительно трогательная книга «Белый Бим черное ухо», я думаю, что эта книга не оставит равнодушным никого, даже самое каменное сердце. А.И.Куприн «Белы пудель».

II. Постановка учебной задачи.

 Но самое страшное, что может случиться это когда наш близкий, родной нам друг попадает в беду, послушайте аудио – запись:

Висит на заборе колышется ветром

Колышется ветром бумажный листок

Пропала собака пропала собака

Пропала собака по кличке Дружок

Пропала собака пропала собака

Пропала собака по кличке Дружок…

Что же случилось?

-Пропала собака.

Конечно, это огромное несчастье. Я недавно шла по улице и увидела такое объявление:

Пропала собака.

Очень хороший и ласковый друг. Кто нашел, прошу, позвоните Кате.

- А куда нужно позвонить? Нужно было написать какая это собака.

Правильно, мы не можем помочь Кате, потому что мы не знаем какая это собака. А даже, если мы увидим, найдем собаку, то мы не знаем, где находится Катя.

Сегодня на уроке мы с вами будем учиться грамотно составлять объявление.

III. Структурный анализ.

- Тип речи.

 По какому типу речи.

- Описание.

На какой вопрос отвечает тип речи описание?

-Какой.

Совершенно верно, посмотрите, я сегодня вывесила на доску несколько иллюстраций. Вот только себе представьте, сейчас насчитывается около 400 пород собак. Какие они разные. И только тип речи описание поможет нам. Нужно описать собаку так, чтобы все приметы помогли нам её себе хорошо представлять, и мы смогли бы человеку помочь.

Мы с вами определились с типом речи.

- Тема.

Итак, еще раз, о чем мы с вами будем писать, какова тема?

- Пропала собака. Запись на доске

А зачем Катя разыскивает свою собаку? Почему обязательно нужно найти четвероногого друга?

- Собака не сможет жить на воле.

- Идея.

Правильно, если ты приручил собаку, она привыкла, что за ней ухаживают, её кормят, а если она заболела, то её лечат, а оказавшись на улице, собака может погибнуть. Поэтому  идея: мы в ответе за тех, кого приручили.

-Работа над планом.

С типом речи мы определились, а теперь давайте конкретно поговорим, о чем же мы будем говорить в своем рассказе. По какому плану. Во вступление с чего мы начнем?

- С заголовка.

Заголовок должен быть. Какой заголовок может быть?

- Пропала собака; помогите; разыскивается друг.

Конечно, вступление это призыв о помощи. И еще, давайте, сразу определимся, пропала собака, а что еще сразу мы можем указать.

- Кличку собаки и породу.

Верно: Пропала собака, породы пудель, по кличке Шалун. Вступление у нас есть. А вот дальше пойдет основная часть. Что должно в ней быть?

Положите перед собой памятку, что же там должно быть.

Мы сказали, что описываем предмет. Какая собака? Давайте уточним последовательность описания.

Сначала те признаки, которые бросаются в глаза: размер, цвет, шерсть.

Затем, как описывать?

-Сверху вниз. Уши, глаза.

- туловище, лапы;

-хвост;

А теперь вместе со мной вслух.

А еще что может быть у собаки?

- ошейник.

Верно, особенные приметы. А что еще к особенным приметам мы может отнести?

-одежда.

Конечно, маленькие собаки сейчас носят комбинезоны и можно это описать.

- Поводок.

Поводок, конечно, если собака пропала при попытки погнаться за кем-то, то возможно она была с поводком и можно описать его.

А если собака старая, то какую особенность можно выделить?

 -медленно двигается, прихрамывает.

Вот эти особые приметы тоже можно сказать. И мы с вами переходим к заключению. Мы с вами уже сказали, что здесь нужно указать что?

- Где пропала собака, свое отношение.

Совершено черно, в заключение необходимо выразить свое отношение, как мы переживаем, чтобы они откликнулись на наш призыв. И обязательно указать координаты, по которым они могут сообщить нам о найденной собаке.

Итак, план перед вами. Можно рассказать о своей собаке или о которой мечтаешь. Еще раз подумай, как ты будешь отвечать.

Хочу вам напомнить, свой ответ вы начинаете с заголовка, мы слушаем одного человека и готовимся проанализировать. На парте у вас лежит памятка, которая поможет вам при анализе, а все свои пометы вы делаете на своем листочке. Очень внимательно слушаем, работаем вместе с ним и готовимся проанализировать его ответ.

Пропала собака.

Пропала собака, по кличке Рей, породы немецкая овчарка.

Окрас черно – рыжий. Уши вострые, глаза, как две спелые вишни. Тело мощное, лапы, как у медвежонка. Хвост пушистый. Хороший следопыт

Если найдете моего любимца, то обращайтесь по адресу: г. Гатчина, проспект 25 Октября, д.65 А. Телефон 9 - 25 – 14. Кумарцов Кирилл.

 

- У Кирилла получился текст описания с элементами повествования. Сначала он назвал породу – немецкая овчарка и кличку – Рейд. Последующие предложение указывает на постоянные признаки предмета. Основная часть отвечала на вопрос какой. Свое отношение выразил через отношение: помогите найти любимца.

Мне очень понравился твой рассказ, тебя было очень приятно слушать,но постарайся не волноваться, тебя здесь никто не обидит. Но меня огорчил ваш анализ. Пожалуйста, отнеситесь к этому серьезно.

Давайте послушаем еще рассказ.

Помогите найти друга.

Пропала собака ,щенок по кличке Мальвина, это щенок породы лабрадор.

Окрас шерсти черный,а на лбу белое пятнышко, похожее на звездочку. У неё слегка вытянутая мордочка, а на конце черный нос пуговкой, у щенка висящие уши, как лопушки, небольшие глаза коричневого цвета, на туловище моего щенка мощные лапы и  короткий маленький хвостик.

У неё ошейник синего цвета, на котором написана кличка моего щенка.

Кто найдет мою собаку, звоните по телефону 8 91759743 Александра. Мы очень любим нашу собаку, не можем без неё жить. Будем очень благодарны, если вы нам поможете.

У Лизы получился рассказ по типу речи описание с элементами повествования. Так как в первом предложении был назвал объект описания. Кто подскажет какой?

 – Щенок Мальвина породы лабрадор.

 В остальных предложениях существенно описывались признаки, относящиеся к собаке – размер, окрас, мордочка, туловище, лапы и хвост. В заголовке тоже был назван объект описания. В последнем предложение Лиза выразила свое отношение от своей семьи. Ответ был последовательным. Какие удачные слова вы отметили у себя на карточке?

- Ушки лопушки, носик пуговкой, пятно – звездочкой.

Скажите, а были ли неоправданные повторы?

- У неё, и опять следующие предложение у неё.

А как можно было избежать повтора?

-У щенка, у лабрадора, у Мальвины, у друга.

Чтобы избежать повторы, нужно подбирать другие слова.

Мне очень понравился твой ответ. Замечательно. Давайте, послушаем еще один ответ.

Помогите найти друга.

Пропала собака породы немецкая овчарка, откликается на кличку Ванд. Овчарка большая, взрослая. Морда вытянутая, уши торчат вверх. На мордочке глаза карие, умные. Нос черный и большой. Туловище стройное, ноги  мощные и длинные, хвост крючком.

Я страдаю без верного друга. Помогите, нашедшего просьба позвонить по телефону 8800323766.

В первом предложении был назвал объект описания Ванд немецкая овчарка. Последующее предложение указывало на признаки предмета: размер, цвет, шерсть. Рассказ был последователен. Основная часть отвечала на вопрос какая. Особые слова - стройное тело. Удачное последнее предложение. Вся семья страдает. Спасибо тебя за ответ он был полным. Замечание было одно. На один момент я хотела обратить ваше внимание, когда мы смотрим на собак не очень уместно прилагательное стройное тело, для человека уместно, а собак бывает тело поджарое, т.е. тренированная, подтянутая.

Спасибо за хороший ответ.

И еще один ответ.

Разыскивается собака.

Разыскивается собака породы боксер по кличке Победитель.

Среднего размера, черно – белого цвета, на вытянутой мордочке носик пуговкой, вострые уши, на туловище сильные ноги, небольшое пятно, небольшой хвостик. Пораненная задняя лапа.

Пожалуйста, помогите найти мне моего Победителя, если найдете, звоните по телефону 892347654 Эдуард.

Спасибо за внимание.

Очень хорошая находка, поблагодарить за то, что человек остановился и просчитал.

У Эдуарда получился текст по типу речи описание. В первом предложение был назван предмет описания, дальше шли предложения, указывающие на признаки собаки. Были названы: окрас собаки, описание мордочки, лап и хвоста. В заголовке использовался предмет описания. какие удачные слова были использованы?

-Вострые уши, коричневое пятнышко.

Вот здесь я хочу уделить внимание на последовательность. Мне не очень понравилось последовательность этого предложения. Лучше сказать, что на туловище есть пятно, потом про лапы, а потом про хвост. Мне очень понравилось, что он поблагодарил читателей.

 IV. Подведение итогов.

Мы с вами выслушали 4 учащихся: Кирилл нам рассказывал о своей собаке, Елизавета рассказывала о  Мальвине, Яся рассказывала, Эдуард. Мне хочется сказать вам огромное спасибо, я думаю, если бы увидели ваши объявления, то нам бы обязательно захотелось вам помочь. Мне сегодня на уроке очень понравилась работа Ани, Ильи, Ромы, Эдуард, Милана, Антон вы находили нужные слова, были очень внимательны к ответам своих товарищей.

Наведи порядок на парте, глазки на меня.

Сегодняшний урок я хочу закончить словами «мы в ответе за тех, кого приручили». Если у тебя дома есть собака, котенок, хомячок то вы в ответе за них, я очень хочу чтобы вы были внимательными хозяевами, добрыми, великодушными и своим любимцам не смогли причинить ничего плохого.

Урок окончен.

Звучит аудио – запись.

Иллюстрации с породами животных.

Запись на доске.

Чтение с доски.

Время на подготовку.

Ученик у доски.

Анализ ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Устные приемы сложения и вычитания"

Презентация к уроку по математике "Устные приемы сложения и вычитания" во 2 классе....

Урок устного рассказывания "Моя любимая игрушка". 2 класс. (конспект + презентация)

При подготовке к уроку (за несколько дней) детям предлагается карточка-помогайка по составлению рассказа о своей любимой игрушке. Дети (при необходимости при помощи взрослых) составляют дома рассказы,...

Урок литературного чтения в 1 классе .Тема урока: Устное народное творчество.

Обучающая:·        Приучать школьников видеть фольклорные тексты.·        Учить проникать в глубину произведения, чувствовать юмор...

Урок математики в 4 классе. Тема урока: Устные и письменные приемы вычислений.

Цель урока: познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых.Задачи урока:ПРЕДМЕТНЫЕ: повторить нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки сложения и выч...

УРОК - КЕЙС. ИСТОРИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС . ПИРАМИДА . Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»

Урок – экскурс по математике на тему «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»  для 2 класса гармонично объединяет в себе исторические аспекты с математическими ...

Урок устного слова «Урок–игра»: « По дорогам сказок Братьев Гримм».

laquo;Урок–игра»: « По дорогам сказок Братьев Гримм»....

Технологическая карта урока математики. Тема урока: «Устные вычисления», УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: общеметодологическийЦель урока: обобщение знаний обучающихся о свойствах сложения....