Урок русского языка в 3 классе по теме: "Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шерстобитова Ольга Павловна

В основу урока положена дидактическая система Яновицкой Е.В." Как учить и учиться на уроке так, чтобы учиться хотелось, и удавалось учиться в условиях коллективного обучения в современной общеобразовательной массовой школе". Главное в методике Яновицкой - это помощь. Дети должны знать, что руку помощи им всегда протянут, не дадут утонуть. На "этапе открытия новых знаний" дети четвёрками выходят к доске и выполняют одну и ту же работу. Так все дети побывают  у доски. Обычно учитель ограничивает число учеников, вызванных к доске. Таким образом, он воспринимает коллектив класса, как что-то монолитное. Но ведь отклик одного из 30 учеников ничего не скажет учителю о состоянии оставшихся 29. Вызывая к доске вместо одного сразу по 4-6 человек, учитель тратит на всех столько же времени, сколько потратил бы на одного. Каждый работающий у доски ученик не только проверил и поучил себя, он поучился ещё у четверых, вызванных вместе с ним товарищей. На этом уроке много занимательной, избыточной информации, т. к. приступать к работе по новой теме нужно с интересом, дружно, весело. На каждый урок дети должны идти как на очередной сериал многосерийного фильма, должны с интересом ждать продолжения. Присутствуют игровые моменты, т. к. именно в обучении "игра" должна участвовать максимально. Учение - это же не производственная деятельность. Учёба - это деловая игра. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайдовая презентация к уроку русского языка в 3 классе

Слайд 2

Игра – приветствие «Здравствуйте» Желаю успеха большого во всем и везде . Здравствуйте! Удачи тебе на уроке!

Слайд 3

Аимяасуёщесатвиётеальноеё

Слайд 4

Имя существительное Собственное, нарицательное Одушевленное, неодушевленное Мужского рода, женского рода, среднего рода Изменяется числам и вопросам

Слайд 5

Дело мастера боится. Без дела дома не сидится. Делу время – потехе час. Закончим дело мы сейчас. Этим делом гордиться будем. О другом деле не забудем.

Слайд 6

Кто? Сестра Кого? Сестры Кому? Сестре Кого? Сестру Кем? Сестрой О ком? О сестре

Слайд 7

Физминутка для глаз . Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить. Эти легкие движенья предлагаю повторить. Вдаль посмотрите и под ноги, Вправо, влево – побыстрей, Удивимся – что такое? И закроем их скорей.

Слайд 8

Имя существительное Собственное, нарицательное Одушевленное, неодушевленное Мужского рода, женского рода, среднего рода Изменяется числам и вопросам Изменяется по падежам (склоняется)

Слайд 9

Сказка Е. Мережинской « Откуда пошли названия падежей». Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать - именительный. Родился — стал родительным . Это имя ему ещё больше понравилось. Но он был ещё маленьким, ему всё давали, и он стал дательным . Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным. Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал — творительным. Он всем предлагал свою помощь и стал — предложным

Слайд 10

Шутливая подсказка И ван Р убит Д рова, В арвара Т опит П ечь .

Слайд 11

И ван Именительный Кто? Что? Р убит Родительный Кого? Чего? Д рова Дательный Кому? Чему? В арвара Винительный Кого? Что? Т опит Творительный Кем? Чем? П ечь Предложный О ком? О чём? || ||

Слайд 12

Чтоб увидеть все вокруг, надо быть внимательным. Окружающий нас мир очень замечательный. Под листочек загляни, Солнышку обрадуйся. Всем вокруг ты помоги. Руку другу протяни, Вот и замечательно!



Предварительный просмотр:


Предмет: Русский язык     Класс: 3

Тема: «Общее понятие о склонении. Изменение имён существительных по   падежам.»

Цели: Сформировать первоначальное представление о склонении имён существительных. Познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов. Развивать воображение, мышление. Воспитывать чувство ответственности за своё будущее.

Ход урока:

I Оргмомент: (эмоциональный настрой).

« Игра — приветствие «Здравствуйте!»

Учитель:  Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками                              и пожелайте друг другу успеха.

Дети: Желаю (прикасаются  большими пальчиками)

           успеха (указательными)

           большого ( средними)

           во всём ( безымянными)

           и везде ( мизинцами).

           Здравствуй ( всей ладонью ),

           удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).

II  Актуализация знаний:

    1.Минутка чистописания ( целеполагание).

Аимяасуёщесатвиётеальноеё

Учитель:  Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать, вы мне скажете сами,         зачеркнув все буквы  а   и   ё.

Дети: Здесь написано «Имя существительное».

Учитель: Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном. Составим кластер.

Имя существительное

одушевлённое

неодушевлённое

собственное

нарицательное

муж. р.

женск. р.

сред. р.

изменяется по числам

Учитель:  В нашем кластере осталось что-то неоткрытым. Посмотрим, сможем ли мы сегодня разгадать ещё одну загадку  русского языка.

Откроем свои ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу « Я хочу много знать». А чтобы много знать, надо хорошо потрудиться.

   

  1. Создание проблемной ситуации ( работа в парах)

Учитель: У вас на столах лежат листочки с текстом. Прочитайте, работая в парах, и постарайтесь  заметить что-то интересное.

            Дело мастера боится.

            Без дела дома не сидится.

            Делу время — потехе час.

            Закончим дело мы сейчас.

            Этим делом гордиться будем.

            О другом деле не забудем      

Учитель: Объясните смысл первой поговорки.  Ребята, я мечтаю, что , когда вы вырастете, то станете хорошими специалистами и любое дело будет вам по плечу.

Что интересного вы заметили, читая данный текст?

Дети: В каждом предложении встречаются формы одного и того же слова  дело.

III Открытие нового знания:

Учитель: Выпишем все формы слова дело с вопросами.

( К доске выходят 4 ученика  и выписывают первую форму слова дело с вопросом. Все выполняют одно и то же задание. Остальные дети оценивают ответ: отлично, хорошо, удовлетворительно, «нужно всё-таки работать». Ещё 4 ученика выходят к доске и выписывают форму второго слова дело с вопросом  и так все ученики побывают у доски. Начинают работать слабые, допускают ошибки, тут же их находят сильные ученики, объясняют, помогают исправить.

Учитель: А теперь выполним упражнение №2 на стр. 4.( Задание подобное,  дети работают со словом сестра. Самостоятельная работа. Потом открыть на доске образец выполнения. Каждый сам себя оценивает(самоконтроль). Ставит на полях  в тетради баллы ( отлично-5б., хорошо-4б., удовлетворительно-3б.. плохо-0б.)

Учитель:  Какие ошибки допустили?  (Анализ ошибок: кто-то написал что? сестра)

Учитель: Ещё немного и мы откроем новое знание, а сейчас проведём физминутку для глаз.

Физминутка:

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить.

Эти лёгкие движенья предлагаю повторить.

Вдаль посмотрите и под ноги,

Вправо, влево — побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

Учитель: Итак, что мы делали до физминутки? (постоянно целенаправляю)

Дети: Мы изменяли существительные по вопросам.

Учитель: Учёные решили назвать это … А, может, кто-то  уже это знает ? (Так как дети заранее знали тему урока, готовились, будут такие, кто уже знает, как это называется. За эти знания они получат 5 баллов).

Дети: Изменение имён существительных по вопросам — это изменение по падежам или склонение.

Учитель: Допишем в кластере эти новые сведения об имени существительном в пустой графе.  Теперь давайте проговорим это по «цепочке».

Учитель:  А кто знает, что означает слово ПАДЕЖ? ( Знающие  дети объясняют)

Учитель:  Слово ПАДЕЖ произошло от греческого слова «казус», что означает в переводе «падение». Но русские заменили его на слово ПАДЕЖ — более короткое, звучное. А кто у нас часто падает? (Дети малые). А кто знает название падежей? Чтобы вы хорошо запомнили названия падежей, я расскажу вам сказку.

Сказка Е. Мережинской « Откуда пошли названия падежей».

           Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать  - именительный. Родился — стал родительным. Это имя ему ещё больше понравилось. Но он был ещё маленьким, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным. Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал — творительным. Он всем предлагал свою помощь и стал — предложным. ( по ходу чтения сказки на доске появляются карточки с названиями падежей и вопросов).

 Учитель: Попробуйте повторить эти названия по-порядку. (Дети путаются, мало у кого получается).  Предлагаю вам шутливую подсказку, чтобы не перепутать порядок.

         Иван          

         Рубит

         Дрова

         Варвара

         Топит

          Печь

Учитель: Работая в тетрадях, мы будем названия падежей  писать сокращённо.

Узнайте к следующему уроку, какие ещё есть подсказки.

Учитель: А теперь давайте поиграем в игру «Кто быстрей, чья пара». У вас  на столах лежат карточки с названиями падежей и вопросы. Нужно их собрать в порядке следования падежей. Будете работать в парах.

Учитель: Итак,  выполняя это задание, вы убедились, что ещё путаете вопросы.  Чтобы хорошо знать названия падежей и их вопросы,  сделаем  табличку — подсказку.  Чтобы вспомнить падеж, вспомните сначала шутливую подсказку.

               ||                                                                ||

Иван

Именительный

Кто? Что?

Рубит

Родительный

Кого? Чего?

Дрова

Дательный

Кому? Чему?

Варвара

Винительный

Кого? Что?

Топит

Творительный

Кем? Чем?

Печь

Предложный

О ком? О чём?

Учитель: А вот, чтобы вспомнить вопрос, нужно вспомнить слова-помощники. Эти слова вы найдёте в учебнике на странице №5 в упражнении №2. Найдёте их и впишите в 3 столбик нашей таблички-подсказки.

Учитель: Но сначала вспомним правила работы в группах.

Проверка: Выступают 6 представителей от каждой группы и докладывают о результатах работы.

III Закрепление изученного и подведение итога урока:

Учитель: Ребята, в начале урока мы открывали ладошки к новым знаниям и произносили волшебную фразу «Хочу много знать». Положите, вырезанные из бумаги, ладошки и заполните их той информацией, которую узнали по теме урока. Начинайте так: Я знаю... (Дети пишут, что теперь знают, что такое падеж, склонение, название падежей, вопросы падежей, приёмы запоминания).

Рефлексия:

Учитель:  - Что такое склонение?  Сколько падежей в русском языке? Что у вас хорошо получалось? Что было трудно сделать? Поэтому выучите дома падежи и узнайте, а сколько, интересно, падежей в английском языке? Я узнала, что в финском — 15, в венгерском — 22, а в китайском нет падежей.

                   - Ребята, а где вы будете применять новые знания? ( Дети растеряны. Действительно, зачем нужно знать эти падежи? ) . На этом уроке мы это не выяснили, значит узнаем это на следующем уроке, а может кто-то заранее найдёт ответ на этот вопрос.

Чтоб увидеть всё вокруг,

Надо быть внимательным,

Окружающий нас мир

Очень занимательный.

Под листочек загляни, солнышку обрадуйся,

Всем вокруг ты помоги,

Руку дружбы протяни (дети пожимают друг другу руки)

Вот и замечательно!

-  Спасибо вам за работу, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Начальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных

Урок русского языка3 классНачальная школа ХХI века  Тема: «Склонение имен существительных...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...

Русский язык 2 класс «Школа России», автор Канакина В.П. Изменение имён существительных по числам.

Русский язык 2 класс «Школа России», автор Канакина В.П. Изменение имён существительных по числам....