урок русского языка во 2 классе по теме многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    

Урок русского языка во 2 классе УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель Картузова Галина Николаевна                                                                                                                              МОУ-СОШ с. Липовка

 

Тема урока: Многозначные слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

   

Урок русского языка во 2 классе УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель Картузова Галина Николаевна                                                                                                                                 МОУ-СОШ с. Липовка

Тема урока: Многозначные слова

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с однозначными и    многозначными словами.

Предметные УУД:

уточнить представление об однозначных и многозначных словах,

- учить различать эти слова в речи,

- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

- уметь различать слова разных тематических групп

- содействовать развитию умения составлять текст по рисункам

Метапредметные УУД:

познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

соотносить изученные понятия с реальной жизнью;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

Личностные УУД:

-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, проектор  мультимедийная  презентация.

Основные этапы урока

Дидактическая задача

Содержание, вид учебной деятельности

Формирование УУД

1.Организационный момент

Организация направленного внимания на начало учебного занятия

Приветствие. Этический заряд: 

Настроение каково? Во!

Улыбаемся мы как? Вот так!

Раз, два! Выше голова! 

Три, четыре! Руки шире!

Пять, шесть! Тихо сесть!

Семь, восемь! Лень отбросим!

Саморегуляция

2.Актуализация

Создание ситуации необходимости получения новых знаний .

Проведём  небольшую разминку. Поиграем в игру «Четвёртый лишний».

На доске: сад, садовник, садик, сады

      море, моряк, моря, морской

      лес, лесок, лесник, леска

- Какие слова называют родственными?

Вот мы с вами и повторили пройденный материал.

1.Умение следовать инструкции

2.Умение удерживать учебную задачу

3.Постановка цели урока

Осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий

Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Разговор с дочкой».

«Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?»

«Ты не поймёшь, ещё мала»,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»-

И тащит одеяло.

-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? (она думала, что ей холодно)

- Какое значение имеет в этом тексте слово теплота? (любовь, ласка)

-Где же найти значение этого слова? ( в толковом словаре)

-Как вы думаете, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке?   

- Какую поставим цель? (узнать, какие слова называются многозначными

 

Целеполагание  - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материал

Формирование представления о 

 предметах среднего рода

Чтение учителем отрывка в учебнике на с. 100.

- Перечитаем 1 строчку.

-Почему головка булавки называется головкой?

- На что она похожа? 

Итак, головка булавки такая же круглая, как голова человека.

Это одно и тоже слово, потому что верхушка булавки названа не случайно, а по причине сходства с головой человека.

- Где же мы найдём значение слова головка? (Т. с.103)

.  (с.103)

- Вы открыли новое знание?

Прочитаем словарную  статью.

- Сколько раз написано слово головка в словаре?

- Что это значит? (это одно слово с разными значениями)

- Прочитаем сообщение Летучей мыши на с. 101 в учебнике.

Прочитаем вторую строчку.

-Какое же слово спряталось там?

- Почему часть чайника, из котрой наливают чай, так названа?

-На что похожа эта часть? 

Предположите, слово носик будет написано 1 раз или два?

Давайте проверим это. Найдите слово носик в толковом словаре. (с.117)

Теперь вы сможете найти спрятавшиеся слова и объяснить, почему их так назвали?

Слово ушко и слово язычок 

- А почему так названы кисти рябины – из–за сходства с человеком? 

Посмотрим значение слова в толковом словаре. (с.108)

Сколько значений у этого слова?

-Как вы думаете, словом кисть люди назвали сначала плоды рябины или руки человека?

Обратите внимание. Если у слова несколько значений, то значение, которое появилось первым, записано в словаре первым.

- Ваши предположения подтвердились или нет?

-Какое значение может иметь слово глазок? 

В нашем толковом словаре нет этого слова, но мы можем посмотреть в Большом толковом словаре.

- Сколько значений имеет слово глазок? Это одно слово?

Давайте прочитаем подсказку Летучей мыши на с. 102. 

- Как же можно назвать все эти слова, у которых несколько значений? (многозначные)

Давайте проверим ваше предположение

1.Умение следовать инструкции.

2.Умение удерживать учебную задачу

5.Динамическая пауза

Смена видов деятельности

Физминутка      

5.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач 

 

Воспроизведение учащимися способов выполнения заданий, выполнение упражнений по образцу

Сейчас вы должны потренироваться применять новые знания.

Будете работать в группах. Ваша задача – из всех слов отобрать только многозначные. Обосновать свой ответ.  (язык, книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка)

                                                                           

Придумай предложения со словами

1.Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач.

7.Самостоятельное использование сформированных 

умений и навыков

Творческое применение умений и навыков

Прочитайте стихотворение на с. 103.

-Скажите, слова Галька и галька – это разные слова или это одно слово, у которого 2 разных значения? (Конечно, это 2 разных слова).

-Значение слова Галька? А другого слова галька? (сообщает учитель)

Запишите в тетрадь эти 2 слова.

Учебник с.103. Здесь записано стихотворение Якова Козловского.  Прочитаем его.                        -Какие слова помечены *?

Слова норка и лисички.

Это разные пары слов или нет? (Если бы это было одно слово, то стояла бы 1 *, а их 2 *)

Эти слова случайно звучат и пишутся одинаково. (с. 104 )

Давайте найдём в толковом словаре значения слов норка и лисички.

1.Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач.

8.Обобщение изученного

Использование нового содержания совместно с ранее изученным

  -Какова была цель урока?

 Мы её выполнили?

 Чему мы учились сегодня на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Целеполагание  - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

9.Рефлексия деятельности

Формирование личной ответственности за результаты свое й деятельности

За что ты можешь себя похвалить?

Кр.- всё было интересно и легко на уроке

Жёлтый- иногда были трудности, сомнения

Зелёный- не разобрался в теме, нужна помощь 

Домашнее задание стр 105 упр 73

Целеполагание  - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 3 класс по теме "Разбор слова по составу"

Цель урока: создание условий для закрепления знаний по теме «Состав слова», формировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки...

Урок русского языка 3 класс по теме "Разбор слова по составу"

Урок разработан для 3 класса с применением ИКТ в форме путешествия...

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В уроке использованы разные педагогические технологии: здоровьесберегающие, технологии активного обучения, сотрудничества, невербальные и эврист...

Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке использованы разные технологии формы и методы работы....