ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ё, ё
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Бекузарова Зинаида Леонидовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote._chtenie.docx170.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 14
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
Ё, ё

Цели: познакомить с буквой Ё, ё; учить проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; формировать в детях желание бережно и заботливо относиться к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель приносит в класс желтые листья с разных деревьев (среди листьев обязательно должен быть кленовый).

                        Солнышко усталое, скупо греешь ты.

                        Желтые да алые кружатся листы…

                        В шелесте да шорохе наш осенний сад,

                        На дорожках ворохи пестрые лежат.

II. Введение в тему урока.

Дифференцированная работа (по уровню сложности).

Вариант 1.

– Что перепутал художник?

Вариант 2.

– Однажды старый бабушкин приятель Дровосек составил волшебный квадрат из названий деревьев. Попробуйте найти все 10 деревьев. Одно слово – явор – уже найдено. Читайте слева направо и сверху вниз.

Вариант 3.

– Впишите в клеточки названия деревьев. В выделенном столбике прочтите любимое слово Буратино.

Коллективная проверка работ.

Вариант 1. Художник неправильно соотнес плоды и деревья.

Вариант 2.По горизонтали: яблоня, сосна, ель; по вертикали: ясень, ольха, ива, липа, клен, явор, орех.

Вариант 3.Дуб, береза, рябина, ель,  ива, сосна. Любимое слово: «дерево».

III. Объявление темы и постановка целей урока.

                    Ой, ребята, тише, тише,

              Что-то странное я слышу:

                    Гость какой-то к нам спешит

              И как будто бы… шуршит.

                Кто бы ни был, заходи,

              Новую букву нам подари!

– Отгадайте загадку.

                     Добродушен, деловит,

                      Весь иголками покрыт.

                      Слышишь топот шустрых ножек?

                      Это наш приятель… (ёжик).

Показ иллюстрации или мягкой игрушки.

– Ёжик – гость нашего урока. Он поможет мне познакомить вас с новой буквой, а самое главное – ёжик откроет вам первый секрет буквы Ё.

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с буквой Ё.

– Рассмотрите букву Ё, ё. На что похожа буква?

                     Ё – не Е, взгляните сами,

                     Буква с точками-глазами.

                     А снимите точки с Ё,

                     Превратите в Е её.

                                      И. Костарев

2. Звуковой анализ слова «клён».

– Посчитайте, сколько клеточек в схеме звукового состава.

– Можно ли назвать картинку словом «дерево» («листья»)? Объясните, почему ни одно из этих слов не подходит.

– Как правильно назвать картинку?

– «Прочитайте» слово «клён», ведя указку по схеме звукового состава.

– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук.

– Определите, какой это звук.

– Какой фишкой обозначим звук к? (Синей.)

– Назовите его мягкую пару. (Звук к’.)

– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук.

– Определите, какой второй звук в слове «клён». Какой фишкой обозначить звук л’? (Зеленой.)

– Назовите его твердую пару.

– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. Какой это звук?

– После какого согласного стоит звук о?

– Можно ли после мягкого согласного звук о обозначить буквой о?

– Закончите правило: «Если в слове звук о находится сразу после мягкого согласного звука, он обозначается буквой…» (ё.)

3. Работа по учебнику (заполнение таблицы).

– Какие звуки обозначаются синей фишкой, а какие – зеленой? Приведите примеры.

– Рассмотрите схему звукового состава слова «клён».

– Сколько гласных звуков в слове?

– Сколько всего согласных?

– Сколько твердых звуков? Мягких?

Дети, которые правильно ответили, играют в игру «Живые буквы»: самостоятельно строятся, дают характеристику своему звуку, остальные учащиеся определяют, о каких звуках рассказывают дети: к, л’, о, н.

– Почему в слове «клён» надо писать букву ё? (Если в слове после мягкого согласного звука слышится звук о, надо писать букву ё.)

4. Письмо печатной буквы Ё, ё.

                Жарким днем на водопой

                 Звери шли лесной тропой.

                За мамой-слонихой топал слоненок,

                За мамой-лисицей крался лисенок,

                За мамой-медведицей шел медвежонок.

                А. Барто

– Как одним словом назвать и слоненка, и лисенка, и медвежонка? (Детеныши.)

5. Дифференцированная работа.

Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов «пёс», «утёнок».

Проверка проводится в форме сравнительного анализа.

– Назовите одинаковые гласные звуки в словах «пёс» – пьооос и «утёнок» – утьоонок. (Ответы могут быть разные – о или ё.)

– Докажите, что это звук о. Произнесите слово, интонационно выделяя гласный звук о.

– Какие звуки стоят перед звуком о? (Мягкие т’, п’.)

– Сделайте вывод. (Если после мягкого согласного слышится звук о, то он обозначается буквой ё.)

6. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».

Обозначение звука о буквой ё после мягких согласных.

– Расскажите, какие гласные буквы понадобились для анализа и почему.

7. Обобщение изученного. Работа по учебнику.

– Отгадайте загадку.

                Что за зверь со мной играет?

                Не мычит, не ржет, не лает.

                Нападает на клубки,

                Прячет в лапах коготки.

(Котенок.)

– Рассмотрите схему звукового состава. Сколько звуков [о] в слове «котёнок»?

– Какой звук прячется за вопросом? (Звук о.)

– Произнесите его, выделяя интонационно. Обозначьте фишкой.

– Какую фишку выбрали? Почему?

– Какая буква обозначает звук о после мягкого согласного?

– Котенок остался доволен вашей работой. Но он хочет узнать, как вы заботитесь о своих котятах, птичках, рыбках.

– Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Ведь это не забавная игрушка, а живое существо, которому вы становитесь защитником на долгие годы.

                      Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

                      Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

                      Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

                      Показалось котёнку, что позвали «кис-кис».

                      Замяукал от счастья, он помчался на зов,

                      Только дверь оказалась заперта на засов.

                Г. Мельникова

– Это грустное стихотворение. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой.

V. Итог урока.

– С какой буквой познакомились?

– Какой секрет открыли? (Дети проговаривают правило.)

– Ежику пора домой в лес. Но он сможет туда попасть, если вы правильно ответите на вопрос: в каких случаях буква ё может передавать звук о?

– Какой звук обозначает буква ё в словах тёрка, мёд, ковёр? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.

Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   -познакомиться с новой согласной буквой;   - учить звуковому ана...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...