Рабочая программа по предмету "Русский язык" 2 класс, УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Кошкина Елена Владимировна

Рабочая программа по предмету "Русский язык" 2 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_rp_2_kl_2014-2015_russkiy_yazyk.docx112.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 302

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

МО учителей начальных классов

Протокол № ___

от «___» ________________ 2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 302

_________________ И.В. Захарова

Приказ № ___

от «___» ________________ 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

2 класс

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

                Кошкина Елена Владимировна,

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык. 1-4 классы».

Курс направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения - говорения, письма, слушания, чтения; познание ребёнком окружающего мира и самого себя.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

Социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено тремя содержательными линиями:

  1. Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).
  2. Орфография и пунктуация.
  3. Развитие речи.

Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (а затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу); формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.); развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие; знание того, что слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам; сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка; формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию; осознание ребёнком себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности.

Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности - говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм; способности и готовности самостоятельно строить (в устной и письменной форме) небольшие по объёму сообщения (описания, повествования, рассуждения), близкие детям по тематике.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю (34 учебные недели).

Во 2 «В» классе обучается 27 человек, из которых 12 мальчиков и 15 девочек. Из них трое детей 2005 года рождения. Все остальные – 2006 года рождения. Учащиеся были зачислены в класс в 2013 году. В 2014 году в класс зачислили еще 2 человека.  

До поступления в школу 19 детей воспитывались в детском саду, 8 человека посещали подготовительный класс школы, 8 человек воспитывались дома. При медицинском осмотре всего лишь 3 детей были признаны практически здоровыми.  Все остальные дети имеют II и III группы здоровья, к которой относятся дети, имеющие функциональные отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, т.е. пропуски занятий по болезни могут составлять до 25 дней в год. В целях предотвращения отставания по выполнению программы обучения для таких учащихся предусмотрены индивидуальные занятия в часы консультаций.

УМК

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Полникова М.Ю. Дидактическая тетрадь по русскому языку. 2 кл. - СПб.: СМИО Пресс, 2014.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Количество

часов

1.

Предложение (Наша речь)

13 ч

2.

Звуки и буквы

67 ч

3.

Части речи

35 ч

4.

Корень слова. Однокоренные слова

31 ч

5.

Связь слов в предложении

18 ч

Итого:

164 ч

График проведения контрольно-измерительных работ

Период

обучения

Количество

часов

Диагностический материал

I

четверть

45 ч

Словарных диктантов

1

Контрольных списываний

2

Диктантов

3

Вводная диагностическая работа

1

II

четверть

35 ч

Словарных диктантов

1

Контрольных списываний

1

Диктантов

2

Промежуточная стандартизированная диагностика

1

III

четверть

48 ч

Словарных диктантов

1

Контрольных списываний

2

Диктантов

5

IV

четверть

36 ч

Словарных диктантов

1

Контрольных списываний

1

Диктантов

2

Диагностических работ

1

Итого:

164 ч

Словарных диктантов

4

Контрольных списываний

6

Диктантов

10

Диагностических работ

3

Развитие речи

Период

обучения

Количество

часов

Диагностический материал

I

четверть

45 ч

Изложений

1

Сочинений

1

II

четверть

35 ч

Изложений

3

Сочинений

1

III

четверть

48 ч

Изложений

3

IV

четверть

36 ч

Изложений

1

Итого:

164 ч

Изложений

8

Сочинений

2

 

Содержание программы (164 часов)

Предложение (Наша речь) (13 часов)

Язык и речь. Речь - главный способ общения людей. Понятие о тексте. Главные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

В результате работы по теме «Предложение (Наша речь)» дети научатся:

  • сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
  • различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
  • правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;
  • правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
  • составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
  • составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
  • списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;
  • письменно отвечать на вопросы к тексту;
  • писать под диктовку;
  • записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
  • пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».

В процессе работы по теме «Предложение (Наша речь)» дети учатся:

  • понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
  • составлять предложения, различные по цели высказывания;
  • устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
  • выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
  • устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? - Маленький щенок играет шариком;
  • составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную

тему;

  • определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
  • записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
  • работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
  • различать текст-пословицу и текст-загадку;
  • писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.

Звуки и буквы (67 часов)

Гласные и согласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоги. Деление слов на слоги и для переноса. Йотированные гласные буквы е, ё, ю, я. Упражнение в написании слов и словосочетаний с буквами я, е, ё, ю. Ударение. Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков. Обозначение мягких согласных на письме ь или гласными буквами и, е, ё, ю, я. Буквы и, й и звуки, которые они обозначают. Ударные и безударные гласные в слове. Произношение ударных и безударных гласных в корне, их обозначение на письме. Правописание безударных гласных. Слова с непроверяемыми безударными гласными. Правописание парных и непарных согласных в конце слова. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Разделительный мягкий знак.

В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:

  • слушать, анализировать звучащее слово;
  • выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
  • подбирать слова с заданными первым и последним звуком;
  • выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
  • понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в конце слова;
  • понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова), применять эти знания на практике;
  • понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
  • использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
  • анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
  • различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
  • выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
  • обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
  • безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
  • различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:

  • слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
  • чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
  • соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
  • использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.

Части речи (35 часов)

Общее понятие об имени существительном. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, в географических названиях. Особенности написания названий книг, журналов и газет. Общее понятие о глаголе. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по временам. Общее понятие об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с именем существительным. Число имён прилагательных. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. Общее понятие о предлоге. Значение предлогов в речи. Союзы и, а, но, да.

В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:

  • распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
  • использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
  • характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?]
  • определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
  • распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
  • распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл - Орёл, пушок - Пушок и т.д.);
  • писать имена собственные по правилам;
  • характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?',
  • определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
  • изменять имя прилагательное по числам;
  • выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
  • устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
  • различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
  • различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.);
  • характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?;
  • устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
  • определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
  • изменять глаголы по числам;
  • писать предлоги отдельно от других слов.

В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:

  • различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?;
  • изменять глаголы по вопросам: что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
  • объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
  • различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
  • использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
  • понимать значение предлогов в речи.

Состав слова (31 часов)

Окончание и основа. Понятие о корне слова. Понятие о родственных словах. Однокоренные слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание парных согласных в корне. Правописание парных согласных в конце слова.

В результате работы по теме «Состав слова» дети научатся:

  • подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
  • выделять корень в однокоренных словах;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  • распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
  • использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
  • применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

В процессе работы по теме «Состав слова» дети учатся:

  • различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
  • распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
  • использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».

Связь слов в предложении (18 часов)

Предложение. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Словосочетания.

Слова с непроверяемым написанием для изучения во 2 классе

Арбуз, берёза, валенки, воробей, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Россия, сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель, хорошо, экран, язык.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;
  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
  • различать главные члены предложения;
  • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
  • различать словосочетание и предложение;
  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
  • различать деление слов на слоги и для переноса;
  • понимать влияние ударения на смысл слова;
  • различать звуки [и] и [й’] и буквы, их обозначающие;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
  • верно употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;
  • составления предложений на заданную тему;
  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
  • орфографической грамотности речи учащихся;
  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;
  • деления слов на слоги и переноса слов;
  • правильного написания слов с буквой Й;
  • обозначения мягкости согласных на письме;
  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
  • употребления прописной буквы в именах собственных;
  • работы со словарём (использование алфавита);
  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пункто- граммами.

Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего, в его словарном составе), и социокультурных изменений окружающего мира;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  8. овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
  13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
  5. умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
  6. умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объеме изученного);
  7. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  8. умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  9. способность проверять написанное.

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета. Критерии оценивания

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сфор- мированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Примерное количество слов:

  • для словарных диктантов: 8-10;
  • для контрольных диктантов: первое полугодие - 25-30, конец года - 35-45;
  • для изложений: первое полугодие - примерно 40-50 слов, конец года - 50-65 слов.

Виды контрольно-измерительных материалов

№ урока

Вид работы

Тема

8

Вводная диагностическая работа

Входной

11

Контрольное списывание № 1

Повторение

12

Диктант

Повторение

28

Диктант

Предложение

39

Диктант

За 1 четверть

41

Контрольное списывание № 2

За 1 четверть

43

Словарный диктант № 1

За 1 четверть

57

Диктант

Гласные и согласные звуки и буквы

73

Контрольное списывание № 3

За 1 полугодие

74

Диктант

За 1 полугодие

77

Словарный диктант № 2

За 1 полугодие

91

Диктант

Имя существительное

99

Контрольное списывание № 4

Части речи

112

Диктант

Части речи

122

Диктант

За 3 четверть

125

Словарный диктант № 3

За 3 четверть

138

Контрольное списывание № 5

За 3 четверть

145

Диктант

Состав слова

156

Словарный диктант № 5

За год

157

Диктант

За год

160

Контрольное списывание № 6

За год

164

Итоговая стандартизированная диагностика

За год

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Требования к оснащению учебного процесса на уроках русского языка учитывают реальные условия работы школы и современные представления о культуре и безопасности труда обучающихся.

Для работы учащимся необходимы:

Печатные пособия

Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса.

Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

  • Классная доска с креплениями для таблиц.
  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер с принтером.
  • Ксерокс.
  • Аудиомагнитофон.
  • CD/DVD-проигрыватель.
  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • Проектор для демонстрации слайдов.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Учебно-практическое оборудование

Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.

Материалы: бумага (писчая).

Модели

Модели звукового состава слова.

Лента букв.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Приложение № 1

Календарно – тематическое планирование

на 2014 – 2015 учебный год

Русский язык

Количество часов в неделю – 5

Количество часов за год – 164

Дата

№ урока

Тема урока

Форма

контроля

Примечание

I четверть (45 ч)

I.

Наша речь (13 ч)

I

01.09.

1

Язык и речь. Речь – главный способ общения людей.

02.09.

2

Предложение. Знаки препинания в конце предложения

03.09.

3

Наша речь. Текст

04.09.

4

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

05.09.

5

Повествовательные предложения

08.09.

6

Вопросительные предложения

09.09.

7

Побудительные предложения

10.09.

8

Входная диагностическая работа

11.09.

9

Закрепление. Виды предложений

12.09.

10

Обобщение знаний о предложении

15.09.

11

Контрольное списывание № 1

К/сп № 1

16.09.

12

Диктант по теме «Повторение»

Диктант

17.09.

13

Работа над ошибками

II.

Звуки и буквы (67 ч)

18.09.

14

Гласные и согласные звуки.

Их обозначение буквами

19.09.

15

Гласные звуки.

Их обозначение буквами

22.09.

16

Восстановление деформированного текста. Л.Н. Толстой «Чиж»

Р/р

23.09.

17

Слоги. Слогообразующая роль гласных

24.09.

18

Перенос слов. Деление слов на слоги и для переноса

25.09.

19

Перенос слов. Деление слов на слоги и для переноса

26.09.

20

Перенос слов. Деление слов на слоги и для переноса

29.09.

21

Коллективное изложение текста «Как Митя спас воробышка»

Р/р

30.09.

22

Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных

01.10.

23

Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных

02.10.

24

Ударные и безударные гласные

 

03.10.

25

Ударение в односложных словах и в словах с буквой ё

06.10.

26

Составление текста «Ёжик» по опорным словам с творческим дополнением

Р/р

07.10.

27

Место ударения в слове

08.10.

28

Диктант по теме «Предложение»

Диктант

09.10.

29

Работа над ошибками

10.10.

30

Согласные звуки.

Их обозначение буквами

13.10.

31

Свободный диктант «Случай в лесу». Деление текста на части.

Р/р

14.10.

32

Звонкие и глухие согласные звуки

15.10.

33

Парные и непарные согласные звуки

16.10.

34

Твердые и мягкие согласные звуки

17.10.

35

Твердые и мягкие согласные звуки

20.10.

36

Звук [й’] и буква й

21.10.

37

Текст-описание. Текст-повествование

22.10.

38

Диктант за I четверть

Диктант

23.10.

39

Работа над ошибками

24.10.

40

Контрольное списывание № 2

К/сп № 2

28.10.

41

Изложение текста по коллективно составленным вопросам «Первая охота» (по В. Бианки)

Р/р

27.10.

42

Парные и непарные твердые и мягкие согласные звуки

29.10.

43

Повторение. Обобщение

Сл/д № 1

30.10.

44

Повторение. Обобщение

31.10.

45

Повторение. Обобщение

II четверть (35 ч)

10.11.

46

Изложение текста по опорным словам. «Храбрый утенок» (по Б. Жидкову)

Р/р

11.11.

47

Ударные гласные звуки и их обозначение на письме

12.11.

48

Способы проверки безударных гласных (изменением числа)

13.11.

49

Проверка обозначения на письме безударных гласных

14.11.

50

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными

17.11.

51

Восстановление деформированного текста «Верный друг» по серии картинок с творческими дополнениями.

Р/р

18.11.

52

Произношение и обозначение на письме непарных согласных и парных согласных перед гласными

19.11.

53

Произношение и обозначение на письме парных согласных на конце слова

20.11.

54

Способы проверки парных согласных  в конце слова (изменением числа)

21.11.

55

Проверка обозначения на письме парных согласных в конце слова

24.11.

56

Изложение по вопросам к частям текста. «Кривая указка» (по Е. Пермяку)

Р/р

25.11.

57

Диктант по теме «Гласные и согласные звуки и буквы»

Диктант

26.11.

58

Работа над ошибками

27.11.

59

Только твердые согласные звуки.

Сочетания жи – ши

28.11.

60

Только твердые согласные звуки.

Сочетания жи – ши

01.12.

61

Коллективное сочинение по серии картинок «Друзья птиц»

Р/р

02.11.

62

Только мягкие согласные звуки.

Сочетания ча – ща

03.12.

63

Только мягкие согласные звуки.

Сочетания чу – щу

04.12.

64

Только мягкие согласные звуки.

Сочетания чн, чк, щн

05.12.

65

Текст-рассуждение

08.12.

66

Закрепление изученного

09.12.

67

Мягкий знак (ь) перед буквами е, ё, ю, я

10.12.

68

Роль разделительного мягкого знака (ь) в слове

11.12.

69

Закрепление изученного

12.12.

70

Закрепление изученного

15.12.

71

Закрепление изученного

16.12.

72

Контрольное списывание № 3

К/сп № 3

17.12.

73

Закрепление изученного

18.12.

74

Диктант за I полугодие

Диктант

19.12.

75

Работа над ошибками

22.12.

76

Повторение. Обобщение

23.12.

77

Повторение. Обобщение

Сл/д № 2

24.12.

78

Повторение. Обобщение

25.12.

79

Повторение. Обобщение

26.12.

80

Повторение. Обобщение

III четверть (48 ч)

III.

Части речи (35 ч)

12.01.

81

Лексико-грамматические признаки имени существительного

13.01.

82

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что?

14.01.

83

Изменение имен существительных по числам

15.01.

84

Имена существительные, называющие предметы и явления природы

16.01.

85

Закрепление изученного

19.01.

86

Подробное изложение по коллективно составленному плану. «Умная галка» (по Л.Н. Толстому)

Р/р

20.01.

87

Имена собственные: имена, отчества, фамилии людей

21.01.

88

Имена собственные: клички животных

22.01.

89

Имена собственные: названия городов, посёлков, улиц, рек, морей

23.01.

90

Закрепление изученного

26.01.

91

Диктант по теме «Имя существительное»

Диктант

27.01.

92

Работа над ошибками

28.01.

93

Лексико-грамматические признаки глагола

29.01.

94

Выделение  слов – названий действий предметов по вопросам. Вопросы что делать? что сделать?

30.01.

95

Изменение глаголов по числам

02.02.

96

Творческое продолжение текста-повествования «Горе-охотник» (по Л. Савоненковой)

Р/р

03.02.

97

Изменение глаголов по числам

04.02.

98

Закрепление изученного

05.02.

99

Контрольное списывание № 4

К/сп № 4

06.02.

100

Лексико-грамматические признаки имени прилагательного

09.02.

101

Выделение  в тексте слов – названий признаков предметов. Вопросы какой? какая? какое? какие?

10.02.

102

Изменение имен прилагательных по числам

11.02.

103

Синонимы. Антонимы

12.02.

104

Закрепление изученного

13.02.

105

Закрепление изученного

16.02.

106

Слуховое изложение текста по опорным словам. «Как Маша стала большая» (по Е. Пермяку)

Р/р

17.02.

107

Значение предлога в речи. Раздельное написание предлога с другими словами

18.02.

108

Употребление предлога в речи

19.02.

109

Упражнение в раздельном написании предлогов с другими словами

20.02.

110

Закрепление изученного

24.02.

111

Закрепление изученного

25.02.

112

Диктант по теме «Части речи»

Диктант

26.02.

113

Работа над ошибками

27.02.

114

Закрепление изученного

02.03.

115

Сочинение по серии картинок «Лиса и вороны»

Р/р

IV.

Корень слова. Однокоренные слова (31 ч)

03.03.

116

Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах

04.03.

117

Родственные слова и слова, близкие по смыслу, но не родственные

05.03.

118

Корень слова. Однокоренные слова.

06.03.

119

Закрепление изученного

10.03.

120

Закрепление изученного

11.03.

121

Закрепление изученного

12.03.

122

Диктант за III четверть

Диктант

13.03.

123

Работа над ошибками

16.03.

124

Повторение. Обобщение

17.03.

125

Повторение. Обобщение

Сл/д № 3

18.03.

126

Повторение. Обобщение

19.03.

127

Повторение. Обобщение

20.03.

128

Повторение. Обобщение

IV четверть (36 ч)

01.04.

129

Корень слова. Группы однокоренных слов

02.04.

130

Корень слова. Группы однокоренных слов

03.04.

131

Безударные гласные в корне слова

06.04.

132

Произношение и обозначение на письме безударных гласных в корне слова

07.04.

133

Проверка правописания безударных гласных в корне слова

08.04.

134

Проверка правописания безударных гласных в корне слова

09.04.

135

Проверка правописания безударных гласных в корне слова

10.04.

136

Закрепление изученного

13.04.

137

Сочинение по наблюдениям и воображению «О чем чирикал воробей?»

Р/р

14.04.

138

Контрольное списывание № 5

К/сп № 5

15.04.

139

Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова

16.04.

140

Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова

17.04.

141

Способы проверки парных согласных в конце и в середине слова

20.04.

142

Способы проверки парных согласных в конце и в середине слова

21.04.

143

Закрепление изученного

22.04.

144

Закрепление изученного

23.04.

145

Диктант по теме «Корень слова. Однокоренные слова»

Диктант

24.04.

146

Работа над ошибками

V.

Связь слов в предложении (18 ч)

27.04.

147

Сочинение по пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Р/р

28.04.

148

Предложение и группа слов. Главные члены предложения

29.04.

149

Связь слов в предложении

30.04.

150

Упражнение в определении главных членов предложения

05.05.

151

Упражнение в определении главных членов предложения

06.05.

152

Связь слов в предложении по смыслу, по форме и интонации

07.05.

153

Предлог. Место предлога в предложении

08.05.

154

Предлог. Место предлога в предложении

12.05.

155

Сочинение с элементами рассуждения «Мой любимый урок»

Р/р

13.05.

156

Закрепление изученного

14.05.

157

Контрольный диктант за год

Диктант

15.05.

158

Работа над ошибками

18.05.

159

Итоговое изложение

Р/р

19.05.

160

Контрольное списывание № 6

К/сп № 6

20.05.

161

Повторение. Обобщение

20.05.

162

Повторение. Обобщение

Сл/д № 4

21.05.

163

Повторение. Обобщение

25.05.

164

Повторение. Обобщение

Приложение № 2

Тематическое планирование

на 2014-2015 учебный год

  1. Предмет русский язык
  2. Учитель: Кошкина Е.В.
  3. Класс: 2 «В»
  4. Общее количество часов за год 164 ч
  5. Программа Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык. 1-4 классы»
  6. Учебник (название, автор, выходные данные)
  • Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Русский язык: учебник для 2 класса. – М.: Просвещение, 2012.
  • Полникова М.Ю. Дидактическая тетрадь по русскому языку. 2 кл. - СПб.: СМИО Пресс, 2014.

Русский язык

№ п/п

Тема

Кол-во часов

К/р

Пр/р; Р/р; Л/р

План

Факт.

План

Факт.

План

Факт.

1.

Предложение

13 ч

2 ч

2.

Звуки и буквы

67 ч

6 ч

9 ч

3.

Части речи

35 ч

3 ч

4 ч

4.

Корень слова.

Однокоренные слова

31 ч

3 ч

2 ч

5.

Связь слов в предложении

18 ч

2 ч

3 ч

Итого:

164 ч

16 ч

19 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов  «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А.,  Бельтюк...

Рабочая программа по математике - 1 класс ("Школа России")

МАТЕМАТИКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (132 ч) Программа: ШКОЛА РОССИИ. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика.// Рабочие программы. Предметная линия у...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...